13. Университеты Иисуса

Юрий Козиоров
          – Знаешь ли грамоту?
          – Да.
          – Знаешь ли какой-либо язык, кроме арамейского?
          – Знаю. Греческий.
         . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
          – Я не спросил тебя, – сказал Пилат, – ты, может быть,
                знаешь и латинский язык?
          – Да, знаю, – ответил арестант.
                Михаил Булгаков, Мастер и Маргарита

     В Евангелии от Иоанна мы читаем: «Но в половине уже праздника вошел Иисус в храм и учил. И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись. Иисус отвечал им: Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня» (7:14–16).
     Евангелисты, не называвшие, как и другие первые христиане, Мессию Богом, были уверены, что образование Иисуса ограничивалось начатками еврейской грамотности, а прочие его знания внушены ему самим Богом. Тем более уверены в этом и современные богословы: если Иисус – Бог, то и так знает всё, зачем же ему учиться.
     Основываясь на приведенной цитате из «Иоанна», такого же мнения об образованности Иисуса придерживаются, как ни странно, некоторые современные исследователи, не считающие Иисуса Богом, в частности, ученые-атеисты. Например, в книге Руслана Хазарзара «Сын Человеческий» утверждается, что Иисус не имел той степени учености, которая давала бы право именовать его «книжником», а титул «ребе» (учитель), которым его величали не только ученики, но и ученые мужи ортодоксальных иудейских школ, еще не может служить доказательством учености, ибо в то время всякого, фактически выступающего в роли учителя, принято было величать соответствующим титулом. Далее Хазарзар пишет:
     «Наконец, в самом учении и методе Ешуа не заключается ничего такого, чего нельзя было бы объяснить предположением, что сам Ешуа был даровитой личностью, усердно изучал и знал Танах и почерпнул множество сведений из частного свободного общения с учеными представителями своего народа: мы уже отмечали возможность того, что в семье Йосэпа и Мирйам (Иосифа и Марии – Ю.К.) господствовала атмосфера религиозности. Оригинальность, колоритность, свежесть и отсутствие того талмудического доктринерства, которое нередко проступает даже у просвещенного апостола язычников (Павла), в свою очередь, подтверждают предположение о самостоятельном развитии Ешуа, чему могло способствовать и Его провинциальное происхождение».
     Получается, что Иисус развивался вполне самостоятельно, христианские идеи родились исключительно у него в голове благодаря его «провинциальному происхождению» и изучению Танаха (т. е. Ветхого завета, некоторые предписания которого Иисус, однако, позволял себе нарушать). Мы увидим далее, что дело обстояло далеко не так, а сейчас вспомним, что кроме рассказов о нем как о талантливом проповеднике все Евангелия изображают его и как выдающегося врача. Некоторые рассказы о чудесных исцелениях можно посчитать легендами, но легенды не рождаются на пустом месте. Иисус, по-видимому, действительно был хорошим врачом, что, однако, трудно объяснить провинциальным происхождением. Со времен Гиппократа* возникла уже целая система медицинских знаний и этому нужно было учиться.
     Где же Иисус мог получить свое «высшее» образование? Попробуем это выяснить, обратившись к уже упомянутому в 6-м очерке римскому философу-платонику второй половины II века; другу императора Марка Аврелия и одному из самых известных античных критиков христианства Цельсу. Как мы уже писали (в 6-м очерке), его «Правдивое слово» было христианами уничтожено, но сохранилось в книге «Против Цельса» («Contra Celsum») христианского богослова Оригена, где одно за другим приводятся и затем опровергаются выпады Цельса. В частности, Цельс пишет (цитаты из Цельса по книге Оригена), что Иисус, «нанявшись по бедности поденщиком в Египет и искусившись там в некоторых способностях, которыми египтяне славятся, вернулся, гордый своими способностями, и на этом основании объявил себя Богом». Богом Иисус себя, конечно, не объявлял (а только Сыном божьим, см. конец 4-го очерка). Славился же Египет среди евреев (и не только среди них) всякого рода магами, чародеями и колдунами. Цельс, неплохо знал талмудическую и христианскую литературу, а уже в Талмуде указывается, что для своих чудесных исцелений Иисус якобы «вывез магию из Египта в царапинах на теле» (Вавилонский Талмуд, Шаббат.), т. е. в виде татуировки из магических знаков. Как утверждает Юстин, упомянутый в предыдущем очерке, ранние противники христианства не сомневались в том, что Иисус совершал чудеса (такое было время), но считали, что чудеса эти «не от Бога, а от дьявола», т. е являются чародейством и обманом.
     Верно то, что Иисус действительно отправился учиться в Египет, но, разумеется, не к магам и колдунам, а в Александрию, где жили выдающиеся еврейские ученые и находилась самая образованная еврейская диаспора, сыгравшая важную роль в возникновении христианства. Это «бегство в Египет» случилось, когда братья Иисуса выросли и могли сами зарабатывать на жизнь (Клеопа, 2-й муж Марии, к тому времени, по-видимому, умер или был очень стар и Иисус какое-то время был главным кормильцем семьи), а значит, Иисусу было где-то 24 или 25 лет. (Кстати, через много веков тоже далеко не в детском возрасте – девятнадцати лет от роду – сбежит из своего села и отправится в Москву за науками Михайла Ломоносов.)
     Вся еврейская колония в Александрии говорила на греческом (койне), подавляющее большинство ее представителей вообще не знало еврейского языка и читало свою Библию в греческом переводе, который по преданию был осуществлен семидесятью толковниками и поэтому назывался Септуагинтой. Разумеется, образованные евреи знали и государственный латинский язык (Египет был в то время провинцией римской империи) и читали римских авторов. Иисусу пришлось освоить эти языки и, прежде всего, койне, без которого невозможно было не только учиться в Александрии, но даже просто общаться с жителями города. Поэтому категорическое утверждение Хазарзара, что Иисус знал только арамейский язык, не представляется верным.
     Самым известным и авторитетным александрийским ученым рассматриваемого времени был Филон Александрийский (25 до н.э.–50), родившийся на 20 лет раньше Иисуса и на столько же лет его переживший, представитель еврейского эллинизма, центром которого была Александрия, богослов, апологет иудейства и религиозный мыслитель, оказавший большое влияние на христианское богословие своим учением о Логосе. Его идеи позволили Ф. Энгельсу назвать Филона «отцом христианства»**, а нам позволяют думать, что Иисус учился если не у самого Филона, то, по крайней мере, у одного их его многочисленных учеников.
     По мнению Филона учения Платона и стоиков содержатся в неявном виде уже в боговдохновенном пятикнижии Моисея (Торе), в котором истина, приспосабливаясь к человеческой немощи, облеклась в иносказательную форму. Поэтому главная задача, которую Филон ставил себе и успешно решал, – истолкование событий и положений моисеевых книг в смысле популярной греческой философии того времени. Популярность его толкований объясняется еще и тем, что буквальное понимание Писания часто входило в противоречие с достигнутым к тому времени (по крайней мере, в просвещенных кругах) уровнем нравственности, о чем уже было сказано во Введении (см. конец 5-го раздела).
     Понятие логоса*** (от греч. logos – слово, понятие), используемое в греческой философии для обозначения существенных закономерностей мира, у Филона стало означать как бы второе божество, посредника между миром Бога и миром человека. Отсюда до христианского Мессии остается всего один шаг и в Евангелии от Иоанна мы читаем: «В начале было Слово (т. е. Логос – Ю.К.), и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (1:1). Впоследствии многим философствующим христианам, особенно не евреям, Христос-Логос оказался понятнее, чем Христос-бродячий пророк, проповедовавший грешникам, нищим и прокаженным.
     Мог ли Иисус научиться в Александрии и медицине? Вопрос риторический, ибо во времена Иисуса Александрия была центром медицинской науки, именно там были наиболее знаменитые в этой области ученые и там учились наиболее знаменитые врачи, работавшие в столице империи. В Александрийской библиотеке среди сотен тысяч папирусных свитков находились и медицинские, написанные на древнегреческом языке и впоследствии объединенные в «Гиппократов сборник». Греческая медицина в Александрии достигла своего дальнейшего развития именно в тех отраслях, в которых она до того была слабой, – в анатомии и физиологии.
Судя по Евангелиям, Иисусу наиболее удачно удавалось лечить психические болезни, довольно распространенные в Палестине как следствие крайне тяжелой жизни простых людей. Помогало его необычайное умение располагать людей к себе, говорить с простыми людьми понятным им языком, по-видимому, это и наводит некоторых исследователей на мысль, что все его знания – результат «самостоятельного развития» и «провинциального происхождения».
     В заключение несколько слов о судьбе александрийской научной школы. Мы говорили о том, что ее представители объективно способствовали зарождению христианской религии. Из Александрии вышли и известные христианские богословы, такие как Климент (150–215), называемый христианской церковью учителем веры, и неоднократно упоминаемый нами Ориген. Однако, когда через немного веков новая религия утвердилась, христиане плохо отблагодарили своего «предтечу»: ими были разгромлены еврейские и «языческие» научные центры (евреи вообще были изгнаны из Александрии), разрушена знаменитая Александрийская библиотека и сожжены бесценные рукописи, в том числе и «Гиппократов сборник», убиты и растерзаны многие ученые и в их числе великая Ипатия (370–415) – выдающийся, философ, математик, астроном и изобретатель приборов, прослуживших людям более тысячи лет****. Вдохновителем и организатором этих погромов и убийств был руководитель александрийской церкви епископ Кирилл, причисленный впоследствии церковью к лику святых.

___________________
*Гиппократ (~460–370 до н.э.) – знаменитый древнегреческий врач и философ. Вошёл в историю как «отец медицины».
**См. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19, с. 307. Фридрих Энгельс (1820–1895) – немецкий философ, один из основоположников марксизма.
***Это понятие введено в греческую философию Гераклитом (~544–463 до н.э.).
****Изобретения Ипатии: астролябия, планисфера, поплавковый ареометр, пузырьковый уровень и др. (современники утверждали, что число ее изобретений перевалило за дюжину).