Таинственный крест

Ольга Николаевна Терехова
Сценарий короткометражного фильма
Серия "Легенды города N"

НАТ. УЛИЦА РАННЯЯ ВЕСНА ДЕНЬ

Действие происходит в 1961 году. В пыльный провинциальный город. Две школьницы, подходят к подъезду дома.

ЛЯЛЯ, аккуратно одетая и причесанная, оглядывается по сторонам.

ЛЯЛЯ
В каком скучном месте мы живем! Никакой красоты, никакой истории!

АЛЕНА, небрежная растрепа, скачет на одной ножке, по нарисованным на тротуаре классикам.

АЛЕНА
А Дом Ленина, Октябрьская Революция? А! У нас еще музей Кирова есть! Помнишь, мы ходили с классом?

Ляля открывает портфель и достает учебник.

ЛЯЛЯ
Да ну! Вон в Ленинграде цари жили, во дворцах! Мы с бабушкой в Эрмитаже были в прошлом году, какая там красота!

Ляля показывает картинку в учебнике.

ЛЯЛЯ
(продолжая)
А в Москве - Красная площадь. Ты была?

Алена останавливается и пинает коленкой портфель.

АЛЕНА
Не, мы летом в область ездиим. Старикам надо с огородом помогать.

ЛЯЛЯ
(кивая на дверь)
Мы пришли. Я здесь живу.

Алена машет в сторону большого дома.

АЛЕНА
А я – вон там! Давай еще погуляем! Щас ребята выйдут. В казаки-разбойники.

Ляля аккуратно укладывает учебник в портфель.

ЛЯЛЯ
Меня к обеду ждут. Без меня не начнут. Суп остынет.

АЛЕНА
(пританцовывая от нетерпения)
А у меня родители на работе, в дневную смену. Хочу – иду домой, хочу – гуляю.

ЛЯЛЯ
Везет тебе! Слушай, а пойдем ко мне. Пообедаешь с нами, а потом, гулять разрешат.

АЛЕНА
А можно? А то мне домой неохота.

ЛЯЛЯ
(открывая тяжелую дверь)
Конечно!!! У меня мама любит гостей!

ИНТ. СТОЛОВАЯ В КВАРТИРЕ ЛЯЛИ ДЕНЬ

В огромной квартире с высокими потолками полумрак, напольные часы бьют 12 раз. Круглый стол накрыт белой крахмальной скатертью. МАМА ЛЯЛИ, одетая по моде 60-х годов, ставит на стол фарфоровую супницу. Алена разглядывает картины на стенах.

ЛЯЛЯ
(показывая на портрет бородатого мужчины)
Это мой дедушка. Он еще до революции магистраль строил.

МАМА
Девочки, прошу к столу.

Все садятся за стол. Мама разливает суп. Алена не знает куда деть руки: теребит край скатерти, ставит локти на стол, крошит кусочек хлеба на скатерть. От неловкости выпаливает.

 АЛЕНА
Какие у вас чашки красивые! А у нас дома чай из стаканов пьют! И суп наливают на кухне прямо из кастрюли.

 ЛЯЛЯ
(язвительно)
И едите из кастрюли?

АЛЕНА
Ты что? Из тарелок. Только у нас они простые, а у вас с цветочками.

Слышен щелчок дверного замка, кто-то пришел. Мама, ничего не говоря, кинулась в прихожую.

Девочки пьют чай и прислушиваются к голосам, доносящимся из прихожей.

 МАМА
(за кадром)
Ты опять туда ходила? Мама я же тебя просила! Тебя же уже забирали в милицию! Вспомни, сколько тебе лет! У тебя сердце!

БАБУШКА
(за кадром)
Именно сердце! Оно велит не забывать своих близких. Чего бы не стоило. Тем более твой отец это заслужил! Город ему обязан.

ИНТ. ПРИХОЖАЯ В КВАРТИРЕ ЛЯЛИ ДЕНЬ

Девочки входят в прихожую. В коридоре стоит БАБУШКА ЛЯЛИ, ей около 90 лет, совсем не похожая на старушку в платочке: перманент на голубоватых седых волосах, белый крахмальный воротничок, костюм джерси. В руках - цинковое ведро, деревянна швабра, в ведре тряпка и мочальная щетка. Ляля целует бабушку, забирает у нее ведро, отдает Маме. Мама выходит.

ЛЯЛЯ
Бабуля, ты опять? Тебе врач запретил наклоняться.

БАБУШКА
Позволь мне самой решать, что мне делать на старости лет.

Бабушка замечает Алену, стоящую в дверях.

БАБУШКА
(продолжая)
Представь мне юную леди.

ЛЯЛЯ
Это Алена, мы с ней в одном классе учимся. А можно мы пойдем гулять?

БАБУШКА
(строго)
А ты к уроку по фортепиано готова?

ЛЯЛЯ
Да, да, да!

БАБУШКА
Идите гуляйте, только во дворе!

НАТ. УЛИЦА ДЕНЬ

Девочки выбегают из парадной. Алена останавливается, ее озадачило несоответствие в бабушкином внешнем виде.

АЛЕНА
А что, твоя бабушка уборщицей работает?

ЛЯЛЯ
(раздраженно)
Уборщицей? Ты скажи еще, подъезды моет! Нет, это она дедушкину могилку поправляла.

АЛЕНА
На кладбище ездила?

ЛЯЛЯ
(смущенно)
Да не, тут недалеко. Пошли в прятки играть!

НАТ. КРАСНЫЙ ПРОСПЕКТ ОКОЛО ХРАМА АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО ДЕНЬ

На тротуаре возле ограды бывшего храма, под вывеской «Студия кинохроники», стоят две классические старушки-сплетницы в платочках и возбужденно размахивают руками.

1-Я СТАРУШКА
Глянь, Ивановна! Опять крест вышел из-под земли! И надпись «… храма сего». Ведь каждую весну она здесь появляется.

2-Я СТАРУШКА
Да ну, что ты болтаешь, ерунда все это! Бога нет!

1-Я СТАРУШКА
Да ты посмотри под ноги-то себе! Глаза разуй! Это знак! Не надо было храм закрывать! Да еще такое бесовское дело организовали в храме! Кино! Тьфу!

1-я старушка показывает на тротуар. Возле ограды из под земли видна часть медной плиты, на которой выгравирован православный крест и полустертая надпись «… ХРАМА СЕГО».

2-Я СТАРУШКА
И правда, крест!

2-я старушка перекрестилась, потом пугливо оглянулась.

2-Я СТАРУШКА
(продолжает)
Пойдем отсюда. Вдруг кто увидит.

НАТ. ТАМ ЖЕ ЛЕТО ДЕНЬ

По дорожке, мимо полустертой надписи с крестом пробегают изящные женские ножки, обутые в босоножки на танкетке, и мужские ноги в парусиновых широких брюках и сандалиях.

НАТ. ТАМ ЖЕ ОСЕНЬ ДЕНЬ

Там же, на полустертую надпись падают желтые листья, по дорожке пробегают женские ножки в резиновых сапожках и мужские в кирзовых сапогах.

НАТ. ТАМ ЖЕ ЗИМА ДЕНЬ

На дорожку хлопьями летит снег. Засыпает надпись, через летящий снег просматриваются ноги в валенках пробегающие по дорожке.

НАТ. ТАМ ЖЕ ЗИМА ВЕЧЕР

Белый снег заметает все вокруг. Постепенно темнеет. Наступает ночь.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ
Зимой бабушка Ляли умерла. И таинственный крест перестал появляться на дороге, ведущей к старому храму.

НАТ. ТАМ ЖЕ ВЕСНА ДЕНЬ

Возле тропинки надгробие с полным текстом надписи «Здесь покоится прах строителя храма сего, Тихомирова Николая Михайловича (1857-1900)».

На этой дорожке появляются первые весенние одуванчики, желтые головки, и постепенно заполоняют все пространство и прорастают через надгробие и надпись.

Далее, ПАНОРАМА – город, поле, усеянное желтыми головками одуванчиков расширяется, и одуванчики как бы прорастают через дома, храмы, мосты…