Глава 12. Идём туда, где солнце встаёт

Кармелита Смит
          Утро было пасмурным и морозным. Небо затянуло серыми низкими облаками, которые в любую минуту могли разродиться хлопьями снега. На фоне серого неба  зелёные ели и сосны красиво смотрелись среди белого пушистого снега. Между деревьями продвигался небольшой отряд казаков. Первым шёл старший Смагин, уверенно прокладывая путь, за ним гуськом шли молодые казаки: Фатка, Суханка и Покидка.
 
          После нескольких часов бегу на громоздких лыжах у ребят раскраснелись щёки от мороза. Свинцовые тучи ушли за горизонт и большое красное солнце раскрасило лес оттенками розового и сиреневого цвета.
    - Баста ребята! Отдыхаем, - приказал Клён и первым нырнул под нижние лохматые лапы ёлки, под которой снега не оказалось, зато была мягкая хвойная подстилка. Обрубив сухие нижние ветки, Смагин устроил небольшое лежбище. Фатка с Суханкой притащили мягкие лапы пихты. Покидка тем временем, раскрыл свою суму, достал лепёшки, присыпал их сушёным мясом.
 
          - Я так устал, шо даже есть не могу, пожаловался Фатка друзьям.
          - Делать нечего, помогу тебе, брат! - Суханка положил руку на плечо Гундина. -  Съем твою долю.
          - Я и сам справлюсь, помощничек. Только очи отвернёшь, так они шкоты учиняют, - обиделся Фатка под дружный хохот всей ватаги. Гундин быстро съел свою долю, растянулся под ёлкой и сказал. - Покидка у тебя лепёшки какие-то неправильные.

          - Шо так? - возмутился младший Смагин.
          - Да быстро кончились! Ох! Хорошо под ёлкой лежать, - Фатка перевернулся на левый бок. - Как вспомню про лыжи, ноги ныть ещё сильней начинают.
          - Сохатый, да не один, - зашептал Покидка, его взгляд скользил сквозь друзей и  ёлку, за горизонт.
          - Шо они делают? - тихо спросил Клён сына.
          - Идут к горам, там где соль...
          - Солнце где встаёт? - Клён попытался тоже посмотреть в даль.
          - Из-за гор не видно. Красота то какая! - Покидка очнулся от грёз. - Батя я знаю, куда сохатый ведёт своё стадо.

          Младший Смагин уверенно шёл к горам, по известной дороге только ему. Остальные казаки, растянувшись цепочкой, следовали за ним уже несколько часов. Наконец, Гундин не выдержал и спросил:
          - Покидка докуки ещё идти?
          - Нам нужно в долину, а мы только пригорок одолели.
          - Это ты называешь пригорком? - возмутился Климов, оглядывая пологий склон горы с редкими голыми кустами. - И посидеть не где.
          - Кажется вот они горы, - Фатка шумно вздохнул. - А мы всё идём, идём, а горы всё дальше и дальше!
          - Береги силы и молчи, - посоветовал Суханка.
          - Всё баста! - скомандовал Клён своему отряду. - Будем на ночлег устраиваться. Ночь будет морозная, надо горяченького по хлебать.

Через час в котелке булькала вода с вываренной мосолыгой лося, которую казаки называли харч. Клён вытащил харч и кинул его в снег остывать. В наваристый бульон Климов насыпал пшена, добавил соли и сушёных корешков, которые дала ему баба Марта. Харч вновь был возвращён в суму до нового привала, а в разбухшее пшено добавили пару горстей сушёного мяса. Ужин был готов. Насытившись казаки залегли вокруг костра, завернувшись в бурки. Первым сторожить походный лагерь вызвался Покидка. Он сел спиной к огню, закрыл глаза и стал осматривать округу.

Вокруг было тихо и пустынно. Вскоре к своей радости он обнаружил, что лоси также остановились на ночлег. А это значит, что у казаков есть шанс их догнать. Покидка мысленно прошёлся по своим следам обратно до самого казачьего городка и привычно нырнул в свою землянку. Баба Марта лепила очередную плошку из глины, рядом с ней сидел Дид и любовался работой жены.

    - Попробуй, может и у тебя шо получится, - предложила Марта мужу.
    - Ни вжисть! Я казак, а не мужик -лапотник. Плошки ляпать не моё ремесло!
    - Ага! По степи ногайцев гонять. Слышала уже не раз.
    - Вот дурна баба! Да ежели б мы не гоняли, тебя б давно в Стамбуле продали, как ясырку...
    - Попала бы в гарем, пила бы щербет, да халвой закусывала, - помечтала баба Марта.
    - Ой уморила! Ха-ха! - Дид рассмеялся и схватился за живот. - А  в поле ботать не хотела от зари до зари? Тоже мне красотка нашлась.

    - Да я! - у Марты вспыхнули щёки алым огнём. - Извините господин! Шо вам пришлось на такой уродине жениться. Бросьте меня, возьмите себе молодуху.
    -Я шо? Дурень?, - отмахнулся Дид от жены. - Красотка плошки варганить не будет, ей шелка, да парчу подавай. А кто портянки мои стирать будет? То-то! Покидка давно стоишь тут слухаешь? Молодец, всё таки получилось у тебя.
    -Ты мне тут зубы не заговаривай! - баба Марта вытерла руки и сняла с себя телогрейку. - Нет тут никого. Так шо скидывай порты.
    - Покидка! Геть витсиля! Вот бисова баба!

Покидка открыл глаза. «Наверное приснилось», - решил он. Младший  Смагин встал подкинул веток в прогоревший костёр.
    - Иди поспи, я посторожу, - старший Смагин подсел к сыну. - Шо у нас случилось?
    - Да так, - Покидка не смел посмотреть на отца. - Я наверное заснул. Прости! Я решил ещё раз попробовать. Сон был как наяву!
    - И шо побачил во сне?
    - Атаман с бабой Мартой ссорился. Она хотела, шоб он ей помог плошки делать, а он не стал помогать. А потом, - Покидка почесал в затылке. - Дид на меня крикнул. Геть витсиля! И я глаза открыл.

    - У тебя получилось. Молодец! - Клён обнял сына за плечи. - Я очень рад.
    - Батька, почему мамку спасать не пошёл?
    - Ты действительно хочешь это знать? - Покидка посмотрел на отца и кивнул головой в знак согласия. - Её убили. Теперь ты сам можешь посмотреть, как? Иди ложись, утром расскажешь шо увидел.
 
    - Она мучилась?
    -Нет. Стрела в сердце попала. Лёгкая смерть, - Клён украдкой смахнул слезу и стал смотреть на звёздное небо. Покидка тоже посмотрел на звёзды.
    - Мамка гутарила, шо это глаза предков, которые смотрят на нас из Ирия...
    - И нельзя нам струсить. Смертию за веру, покупаем себе небо, - продолжил Клён. - Это и моя мамка нам мальцам рассказывала, когда летом на сеновале спали под открытым небом. Поди отдохни, завтра тяжёлый переход будет.

Старший Смагин всех разбудил в предрассветных сумерках. Казаки быстро свернули походный лагерь и отправились вслед за стадом, которое также продвигалось вперёд. От мороза снег сильно хрустел, идти тихо не получалось. Но Клён об этом не беспокоился, так как и сам видел, что лоси опережали их на много. Чем больше о лосях думал Смагин, тем сильнее ему казалась странная ситуация. По идее стадо с маленькими лосятами не должно были так быстро продвигаться вперёд. Было ощущение, что вожак стада намеренно подгоняет всех.

        Маленький отряд казаков преодолел очередную возвышенность и перед ними открылась небольшая долина между гор. По ней медленно продвигалось  стадо лосей. Вожак имел огромные ветвистые рога. Он зорко оглядывал всю долину, как настоящий страж. Лоси копытами разбивали наст и поедали жухлую траву, которая редкими кустиками выбивалась из под снега.

    - Далеко, ни стрелами , ни пулей не достанем, - посетовал старший Смагин. - Нужно подумать. Хорошо бы было если бы они возвращались.
    - Если и будут возвращаться, то через несколько дней, - ответил Покидка, снимая лыжи с ног.
    - А може они дальше попрут, - предположил Фатка.
    - Они ж не горные козлы, шоб по скалам сигать, - сказал Суханка и заглянул в свой мешок. - Не знаю как вы, а я бы пожевал чего-нибудь.
    - Ты прав Суханка, выход здесь один. Только мы не можем здесь неделю прохлаждаться, - Клён, прищуриваясь от солнца выглянувшего из-за туч, осматривал долину. - Я так думаю нам разделиться надо. Двое здесь останутся, двое пойдут пошумят и постараются погнать стадо на засаду. Вожака пропустим, а пару лосих подстрелим.

    - Я чё не всех? - спросил Суханка. - Я бы стрелами всех уложил.
    - А тащить в городок тоже всех будешь? - спросил Клён.
    - Шо смогли бы утащили, а остальное под камнями спрятали.
    - Жалостливый! Волкам тоже хавчик оставить решил, - рассмеялся старший Смагин. - Я тут подумал, мы с Суханкой в засаде, а вы в загонщики пойдёте.
    - Опять на лыжи вставать, - простонал Фатка.

    - Нет. Лыжи нам помехой будут, - сказал Покидка. - Мы пройдём по скалистому отрогу и постараемся погнать стадо на вашу засаду.
    - Добре! - согласился Клён с планом сына. - Только лыжи всё равно с собой берите. На обратном пути они вам пригодятся.
    После короткого отдыха группа разделилась. Идти по скалистому отрогу было также тяжело, как и на лыжах. Если Фатка с Покидкой обливались потом от тяжкого подъёма в горы, то Клён с Суханкой наоборот стали подмерзать, сидя на месте в укрытии.

    - Може костёр запалим, - предложил Суханка.  - Лось, он не дурак, сразу обратно не побежит.
    - Костёр дело хорошее, только чуть попозжа. Давай с тобой  место для ночёвки соорудим, чую мы тут надолго засели, - ответил Клён.

    - Покидка, давай остановимся. У меня сердце ужо в пятках колотится, а ты всё прёшь вперёд, не хуже тех лосей, которых мы ни как не обгоним.
    - Фатка, некогда в снегу валяться. Вперёд! Нагоним, тогда отдохнём.
    - Когда нагоним, и вовсе отдыхать некогда будет.
    - Хорошо, минуточку отдохнём, - сдался Покидка и первым рухнул на землю.
Тут же Смагин ощутил дикое желание поспать, хоть минуточку или секундочку.

    - Не спать! Замёрзнишь, - Фатка стал тормошить друга за плечо. - Вот тебе и лось. Ты не лось - ты медведь в берлоге. Подъём!
    - Нам некуда больше спешить.
    - Шо так сразу и некуда?
    - Ты не понимаешь, я не вижу лосей впереди. Их просто нет в долине.
    - Ты там дрёмкаешь, да во сне буровишь ересь каку. Куда лоси свернули смотри хорошо Покидка, а то зараз в глаз дам, - пообещал Фатка. Покидка сел, потёр виски, тряхнул головой и тихо сказал: «Не бачу! Как в воду канули».

     Клён с Суханкой натаскали хвороста к большому камню, который очень хорошо прикрывал от северного холодного ветра. Суханка с помощью кинжала выдолбил лунку в земле и развёл малый огонь. Смагин накатал снежные шары и выстроил снежную стенку вокруг костра. Стало быстро темнеть.

    - Ни лосей, ни ребят, - вздохнул Суханка и подбросил пучок хвороста в огонь.
    -Шо-то неспокойно у меня на душе стало,  - Клён тревожно осмотрел долину. В долине никого не было, ни лосей, ни мальчиков. - Суханка, чует моё сердце беда случилась. Ты оставайся, а я пойду по следу.
    - Я один не останусь, - запротестовал юноша. - Коли беда стряслась вместе зараз сподручней будет.
    - Хорошо. Туши костёр.

    Клён старался быть спокойным и не показывал виду юноше, что он не просто испугался, а впервые не чувствует сына. Он с детства был не такой как все, его отец часто вспоминал о том, как Клён всегда знал о том, кто и где находился из родных. Даже если человек погибал Смагин точно указывал место, где искать тело. А сейчас просто леденящий ужас охватывал его отцовское сердце. Он впервые не мог определить местоположение своего сына. Зато, Клён ощущал огромный страх Фатки, который  метался у скалы от бессилия.





Словарь терминов:

ШКОТЫ УЧИНЯЮТ - причиняют зло.

ДОКУКИ - сколько.

ХАВЧИК - любая еда.

ХАРЧ - вываренные и высушенные берцовые кости животных.

Продолжение: http://www.proza.ru/2017/07/15/1816