Ширин. Табунный след. Часть 3

Татьяна Трофимова 2
Жизнь постепенно входила в новое русло,  были приняты новые порядки и распределены обязанности. Утром приходил имам, который занимался с девочками изучением Корана и арабским языком, старая русская рабыня учила их  русскому языку, турецким с ними занималась  Айшат по вечерам. С учительницей, которую  пригласили из Бахчисарая девочки изучали все то, что положено знать девушкам из благородных семей.

Между занятиями  Нурсабах и  Нурсагадат помогали Айшат вести хозяйство, а Ширин проводила время на конюшне, обучаясь всему, что знал ее дед Шамсур и старый Алчин  о лошадях, их разведении, повадках и лечении. Девочка часто записывала в большую тетрадь наблюдения и и замечания деда и старого Алчина о лошадях, старательно выводя буквы и вела собственный дневник по наставлению старших. Записывание каллиграфическим почерком занимало много времени, но Айшат говорила, что это очень важно писать все аккуратно, чтобы Бекир, когда подрастет и все кто будет потом это читать, смогли легко разобраться в записях. Раньше это делала мама, а теперь эта обязанность перешла к дочери, и Ширин старательно записывала записи матери, отца, деда, и даже бабушки и всех тех, кто писал здесь раньше. Гладя на почерк мамы, папы и бабушки  девочка часто вздыхала, но не давала воли слезам, осознавая какая ответственность лежит на ней перед  семьей, сколько еще всего ей нужно узнать и сколько всего важного записать в семейную хронику взращивания лошадей и выпестовывая их, для того, чтобы самых богатые покупатели приобретали скакунов для своих выездов, военных походов и для просто для катания своих отпрысков. 

Однажды под вечер старый Алчин- их дальний родственник, потерявший глаза при взрыве на войне и  живший с тех пор  в имении,   и Ширин отдыхали под  старой чинарой после того как целый день приминали роды у уже не молодой, но весьма породистой кобылы Алтын. Девочка спросила:
 
- Дедушка Алчин, как же ты всегда знаешь, что с лошадью, что у нее болит, и как ее полечить? Откуда ты знаешь как поступать с ними, успокоить или заставить сделать, то что тебе нужно? Ведь ты даже не видишь их. Глаза твои не зрячи. Ты наверное великий колдун. Лошади всегда слушаются тебя и обожают, хотя ты не балуешь и сластями и яблоками постоянно как это делают другие.
- Нет, маленькая Ширин, я не колдун. И наверное хорошо, что я не вижу глазами, зато я могу видеть сердцем. Аллах отнял у меня глаза, но подарил мне видящее сердце. Лошадь- это как человек и даже лучше, она всегда помнит добро, она всегда откликается на просьбу, и все понимает. Нужно только открыть сердце и чувствовать. И тебе сразу будет понятно чего хочет твой конь. Нужно уметь их слушать. Ты никогда не услышишь слов, но биение их сердца, подергивание кожи, фырканье, и дыхание, то как они шевелят или бьют хвостом о много тебе скажет. С конем нельзя торопиться.... его нужно чувствовать, словно времени не существует и тогда это благородное животное распахнет сердце на встречу твоему распахнутому сердцу, Ширин. Не нужно видеть, чтобы чувствовать, а почувствовав, ты услышишь и сможешь все сказать коню в его распахнутое сердце, направленное к тебе.
Вот обрати внимание, маленькая Ширин, Армак любит слушать копше-курай(1) и у него томиться сердце по кобыле Алчан, что увели на дальние пастбища, он вспоминает ее и тоскует.
- И он тебе все это рассказал?
- Нет, маленькая Ширин, все это мне рассказало мое сердце
- Но ты же мог и придумать и твое сердце могло сказать тебе неправду...
- Могло, маленькая Ширин, но оно  сказало мне правду. Когда Алчан стояла с ним в соседнем стойле я слышал как они общаются, как он пофыркивает, и разговаривает со своей возлюбленной. Конюхи говорили, что когда приносят его любимые овсяные лепешки с сахаром, он сам их никогда не ел, а все отдавал Алчан. А теперь, когда Алчан нет, он тоже не ест свои сладкие лепешки, отворачивает морду и фыркает.
А ночами он плачет по своей возлюбленной, фыркает и стучит копытом в перегородку ее пустого стойла. Знаешь, конюхи ставили туда три других кобылы, но Армак не обращает на них никакого внимания. Он все ждет и ждет свою любимую....
- Ты все умеешь, маленькая Ширин. Ты тоже чувствуешь лошадей, просто ты стараешься пропускать все через рассудок, но ты постарайся просто расслабиться и не думать головой, пропускай все через сердце, когда ты работаешь с лошадьми.
Не пытайся пропускать все через разум, не объясняй себе ничего, просто подмечай и наблюдай, записывай свои наблюдения в дневник и он пополнит сокровищницу наблюдений за лошадьми твоих предков, их конюхов, мои и твоего деда.
- Хорошо Алчин- эфенди, я буду очень стараться.
- Да уж ты сегодня постаралась, девочка. Я думаю, что только благодаря тебе мы спасли сегодня Алтын, и когда она окрепнет можно будет еще раз скрестить ее с Буслаем. У них получаются отличные жеребята.
Помню твой отец возил их первенца, которого она принесла на десятом году своей жизни в Вену и там на аукционе продал за баснословные деньги. И после этого аукциона о наших лошадях узнали во всей их империи и даже из Франции стали наезжать желающие посмотреть и купить наших лошадок.
Второго  жеребца Алтын и  Буслая- Али увезли за море на туманный Альбион, как говаривал твой батюшка.
- Дедушка Алчин, так называют Великобританию. На этом острове располагается три страны Англия, Шотландия и Ирландия. Они все вместе находятся под управлением Английской короны. И представь себе, дедушка Алчин, у них бывает не только король — мужчина, но женщина может стать королевой и сама управлять всем государством. У этих Англичан есть колонии в Америке и в Индии и там тоже разводят лошадей, очень хороших лошадей.
Когда дядя Фитих отвозил  в Лондон Али, он привез тете Айшат книжки, в которых все написано про эту страну и еще сказки. Она читает нам иногда, когда не очень устает по хозяйству. А еще Рувия- хатун, наша учительница рассказывает нам географию и книжки показывает и  говорит, что не смотря на то, что мы девочки и должны много знать и всем интересоваться, чтобы когда мы выйдем замуж нашим мужьям было интересно с нами общаться и чтобы мы могли поддерживать разговор с разными людьми.
- Мне все это не очень интересно. Я бы тут была, если бы разрешили.
- Нет. Тут тебе нельзя быть все время , моя дорогая Ширин. Ты должна много знать. И твоя учительница права, что когда ты выйдешь замуж, то ты должна знать много всего,  чтобы твоему мужу было интересно с тобой всегда разговаривать.
Твоя мама была очень начитанной женщиной и много знала всего интересного.
- Я не хочу замуж. - заупрямилась Ширин.
- Вот, когда вырастишь, да полюбишь молодого и прекрасного мужчину, мы с тобой и вернемся к этому разговору. А теперь ступай, дитя. Пора ужинать. Я тоже пойду сменю одежду и приду. Узнай где нынче накрывают и пришли кого-нибудь мне сказать.
- Хорошо, дедушка Алчин!- девочка побежала вприпрыжку к дому, но потом вернулась, обняла старого Алчина- И знаешь, дедушка Алчин... знаешь.. я так тебя люблю... и мы с тобой такие молодцы. Этот жеребенок, что сегодня родился у Алтын- он просто  прелесть и похож на тебя.
- Ох, озорница! Ну как же жеребенок может быть похож на меня? Я же не лошадь.
- Нет. Ты лучше. Ты мой самый родной друг. И пожалуйста не умирай никогда. Я тебя очень прошу, дедушка Алчин.
- Все в воле Аллаха, девочка, все во власти Его.
- Но ты же колдун, дедушка Алчин, вот и договорись с  ним, чтобы Он подарил тебе вечную жизнь.
- Ладно, стрекоза, я попробую. Но обещать ничего не могу. Только Аллах ведает нитями нашей жизни и смерти. Только Аллах.
- А ты попробуй... Он милостивый.... - услышал старик слова девочки несущейся к дому переодеваться к ужину.

Войдя в дом она увидела тетю Айшат, накрывающую на стол вместе с сестрами. Слуги несли из кухни блюда с яствами, источающими умопомрачительный запах. Ширин попыталась стащить с одного из блюд кусок рыбы, но  Нурсагадат тут улучила сестру:
- Куда ты тянешь еду грязными руками. Ты целый день копалась в навозе. Ты вся грязная и вонючая.
Ширин молча показала сестре язык, на бегу запихивая в рот кусок жаренной рыбы.
После того памятного разговора и отповеди деда, относительно их ссор с сестрой,  Ширин дала себе зарок не отвечать на нападки Нурсагадат. Старалась сделать для той побольше чего-нибудь приятного и часто просила что-нибудь приятное делать для старшей сестры Нурсабах.
Она даже давала деньги Фатиху, когда они ехал на ярмарку, чтобы он привозил для сестры книги и журналы с модными фасонами.
Еще больше она убедилась в правильности выбранного решения, после того, как няня, целуя ее на ночь сказала:
- Постарайся не злиться и не обижаться на   Нурсагадат, она очень хорошая девочка, очень старательная. Просто ей не удается все так легко как тебе. Ни умения, ни учеба. Она может долго корпеть над страницами русского, но он дается ей с большим трудом, а тебе … ну ты и сама знаешь.
Она не ссорится Нурсабах, но завидует что вы близняшки, чувствуя себя чужой. Будьте добрее к сестре....
- Хорошо, няня. Я буду стараться. Очень, очень, клянусь.
Когда няня ушла девочка неистово молилась прося Аллаха защитить ее близких и помочь ей наладить теплые и дружеские отношения с сестрой.

После того, как Ширин помылась и надев чистую одежду спустилась вниз, вся семья была в сборе, готовая приступить к ужину.
- Тетя Айшат, почему, Ширин всегда приходит  только к обеду и ужину. И никогда не помогает нам накрывать на стол? - спросила   Нурсагадат, бросив испепеляющий взгляд на сестру.
- Потому что в конюшнях всегда много работы. - сказала женщина вздохнув- Нужно лечить лошадей, промывать им уши,  объезжать, давать им корм, и чистить, чтобы после выездки они не заболели и не умерли.
- Да, ну и пусть бы они все  умерли. Они вонючие и грязные.  А эта- она махнула головой в сторону сестры,-  Как дочь шайтана все время норовит сбежать из дома, чтобы только быть на конюшне. Мы тут постоянно работаем по дому без отдыха, а она прохлаждается на пастбищах и катается в свое удовольствие. Хм.... выезжает лошадей... Да она там бездельничает, пока мы не покладая рук убираем в доме, носим прачкам грязное белье и штопаем... штопаем....
Девочка еще пыталась что -то сказать, но дед вскочил со своего места, красный от возмущения и негодования:
- Нурсагадат! Что ты говоришь, внучка? Как смеешь ты даже допустить мысль о том, чтобы лошади умерли? Наши лошади стоят баснословных денег. Каждый конь  на вес золота! Если они умрут, тебе негде будет накрывать на стол, да нужда в этом отпадет. Все пойдет прахом!
И даже твоя жизнь не будет стоить ломанного гроша. Айшат, дочка! Пусть она сидит без еды три дня. Неделю! И это станет ей уроком, чтобы она поняла всю ценность наших лошадей. Что без них... Старик махнул рукой и выскочил и гостиной.
Ужин был безнадежно испорчен. Айшат всплеснув руками с печалью смотрела на  Нурсагадат.
А та вскочила и вперив злобный взгляд на сестру закричала:
- Все из-за тебя! Это ты во всем виновата! Это из-за того, что ты рисовала нашу семью …..
Девочка хотела убежать, но Ширин преградила ей путь
- Сестра! Ну почему? Почему ты все время ищешь повода поссориться со мной? Я молчу. Я очень стараюсь не ссориться с тобой, хотя мне очень обидны твои слова. Мне не понятно за, что... за что ты так ненавидишь меня. - Девочка обежала стол, схватила нож, которым дед обычно разделывал мясо, чтобы класть на тарелки членам семьи, повернула рукоятью к сестре, зажав в ладошке лезвие- Ну если я так тебе ненавистна, то убей меня!
Айшат бросилась к девочкам, но было уже поздно,  Нурсагадат вырвала нож из зажатой ладони сестры … хлынула кровь. Ширин стояла с распахнутыми глазами, не веря до конца в то, что ее родная сестра способна ….
- Я ненавижу тебя за то, что отец однажды сказал маме, после того как ты первый раз сидела на лошади. Что ты самое лучшее из его творений, самое любимое дитя и только гладя на тебя он испытывает гордость. …. Он любил только тебя!.... Он не замечал, как я старалась, чтобы он был доволен.... а он не любил даже  Нурсабах- твою близняшку и сына ….  он так не любил даже нашего брата Бекира и наверное никогда бы не полюбил   Байшата, так как тебя. Тебе всегда доставалось самое лучшее. …
- Что? - спросила Айшат
- Когда я мечтала о голубом бархатном кафтане, он привез мне розовый, Нурсабах зеленый, а тебе... тебе небесно-голубой того самого цвета, который так нравится мне и любит султан
- Султан???? - Все ошарашенные смотрели на Нурсагадат
- Да султан!
- Сестра ты совсем рехнулась на этом султане..- закричала    Нурсабах
- Думайте, что хотите... думайте ...мне все равно! Если отец любил только ее — эту взбалмошную Ширин, которой все можно, то султан разрешить мне тоже делать все, что я захочу!!!! - Нурсагадат кричала. Айшат вылетела из комнаты.
Кровь из руки Ширин капала на дорогой  персидский ковер.... Все стояли ошарашенные заявлением, Нурсагадат, и всем, что сейчас произошло.
В помещение вошла няня. Спокойно села на стул.
- Девочки. Вы перешли все границы. Я не буду сейчас разбираться кто прав, а кто виноват. Разбирайтесь сами. Но вот, что я вам скажу. Ваша тете Айшат еще молодая женщина. И пусть Аллах не дал ей своих детей, но она всегда была вам как родная мать. Айшат молодая, красивая женщина, и я не допущу, чтобы моя  воспитанница, которую я воспитала как родную дочь жила с вами. Нет уважения- нет отношений. Я напишу ее брату Масуду- эфенди, что в этом доме ее обижают и не ценят и чтобы он забрав мою девочку к себе подыскал ей нового мужа, в доме которого ее будут уважать и ценить. И где не будет спесивых девчонок, которые не понимают, как себя вести  и не имеют к ней уважения.
Я вырастила этот цветок не для того, чтобы она погубила свою жизнь из-за вас. Она и так провела слишком много дней чтобы наладить быт и сделать вас счастливыми.

Гульзафар  встала и тяжело ступая на все сильнее отекавшие ноги пошла прочь, крикнув по пути служанке, чтобы она позаботилась о руке Ширин.

Девочки долго молчали. Остывший ужин  остался на столе присыхая к тарелкам и пиалам. Потом они встали и разбрелись по комнатам, каждая думая о своем.
Копше-курай-  башкирский и татарский духовой музыкальный инструмент. Имеет несколько разновидностей, отличающихся конструкцией и материалом изготовления. По классификации музыкальных инструментов Хорнбостеля-Закса, курай относятся к аэрофонам, входящим в подгруппу флейтовых (вид продольные флейты, подвиды открытые и свистковые флейты).