Ширин. Табунный след. Часть 1

Татьяна Трофимова 2
По Крымским селам прокатилась волна тифа. Унося с собою жизни  людей, тиф незваным гостем посещал малые и большие села, оставляя  опустевшие дома, осиротевших детей и стариков и свежие надгробия  на могилах.
Семью Ширин, которой тогда едва исполнилось восемь лет, тоже постигла участь многих семей, лишившихся родных и близких в неравной борьбе с болезнью и унесла жизни ее родителей,   бабушки и маленького брата Байшата(1).
Тот у кого много радости, не прожил и луны после рождения. Аллах прибрал его к себе. Он умер первым, а спустя несколько часов слегла мать и бабушка, болезнь тронула отца  и взрослые решили, что старшая жена отца- Айшат (2)  с дедом,  детьми и почти всеми слугами уйдет на дальние пастбища в старый дом, чтобы переждать беду там.

Когда Ширин с братом, двумя сестрами, дедом и Айшат вернулись с дальнего пастбища наступили холода, болезнь ушла и унесла с тобой тех кто остался в большом богатом доме, кроме старой няньки Гульзафар(3) 
Дом, в котором не слышалось маминого голоса, и вечно льющегося смеха был пустынным. В нем ничего не изменилось, только что-то важное живое ушло из него. Девочка знала, что мамы там нет, что там нет отца и нет бабушки Джаизы, она знала, что их уже совсем нет. Что имам прочел последние сутры, когда похоронная процессия унесла на кладбище их остывающие тела. 
Но, маленькая Ширин не знала, что душа дома ушла вместе с мамой. Она металась по комнатам в поисках души дома, но так и не нашла ее.
И теперь, только теперь ощутила как холодно в нем без тех, кто ушел. Холодно, не смотря на жарко топленые печи и горящие камины.
Только сейчас вся глубина  горечи и  потери заполнила маленькую девочку из древнего крымского рода.

Айшат стала суетиться по хозяйству, слуги разместили детей в их комнатах и направились по своим делам.  Сестра -близнец Ширин Нурсабах и старшая сестра погодка    Нурсагадат  сидели на кухне и чистили овощи, трехлетний  брат Бекир был с няней с саду , а Ширин сидела в своей комнате глядя в наступающую темноту и думала о том, как теперь жить без мамы в этом огромном доме, как теперь жить без мягкого ласкового голоса  отца, когда он рассказывал ей о лошадях, о великом воине Искандере, о далекой Англии, где всегда льет дождь, но много зеленой сочной травы для коней. О красивом городе Вене, и о том как там выращивают лошадей. 
Отец часто рассказывал ей о жгучих песках Аравии и Египта, какие там скакуны и маленькая Ширин  слушала его раскрыв рот, забыв обо всем на свете, кроме любви к этим прекрасным благородным животным.

Когда темнота спустилась на землю и полностью заполнила комнату Ширин, в дверь протиснулась Нурсабах.  Она принесла свечу в стеклянной лампе и тихо села рядом с сестрой.
- Мы теперь совсем одни- тихо сказала Ширин.
- Не одни. У нас есть наш бабай и тетя Айшат, и няня.- сестра прижала к себе Ширин.
- Ты чувствуешь какой пустой дом?
- Да- тихо сказала Нурсабах.
- В нем теперь нет души.- печально произнесла Ширин.
- Да- еще тише, совсем шепотом подтвердила сестра.
Дверь открылась и вошла Айшат. В руках у нее был поднос с едой и дымящимся чаем.
Она оглядела девочек, прижавшихся друг к другу и села на пол у них  в ногах, обняв обеих. 
- Ширин, родная, я принесла тебе еду, если захочешь можешь поесть- Девочка молчала, сжав ладонь женщины.
Потом глаза ее вспыхнули, пронзив болью и она она воскликнула:
- Как теперь можно есть в доме, где нет души? Откуда ушло все теплое и родное.
- Не всё Ширин, не всё.  Здесь остались вы. Пока в этом доме живут дети — потомки славного рода Барын- беков, в нем будет жизнь!
 Многие из этого рода умерли в этом старом доме, где каждый уголок говорит о любви и преданности роду и друг другу.
Если ваша мать была для вас душой этого дома, так пусть кто-нибудь из вас станет этой душой, а потом на смену ей придет новая душа для этого старого дома. Вы дочери своей матери и вы можете стать душой дома своих родителей.
И род ваш будет гордиться сильными и нежными своими дочерьми.
Утрите ваши слезы, мои родные птички, и да поможет нам Аллах!
- Теперь ты уедешь в Стамбул к своему брату?- тихо спросила Нурсабах.
- Да куда я поеду? Зачем? -Что мне делать в Стамбуле, когда мой дом, моя семья и моя родина давно здесь, среди моих детей.
Аллах всемогущий не дал мне своих детей, мое лоно не знало счастья материнства,
но я сама, когда поняла, что уже никогда не смогу осчастливить моего любимого Шайхетдина детьми -будущим его славного рода,  выбрала для вашего отца в жены вашу мать. Я обряжала ее в свадебный наряд и я приняла каждого из вас- детей моего благородного мужа, когда вы покинув утробу материнского лона. Первым криком  огласили вы мир  о своем рождении на моих руках.
Я омыла и спеленала вас. Я передала в руки вашего отца. Я всегда была с вами и я никогда не покину вас.  Куда мне идти? Если мое сердце рядом с вами.
И ты Нурсабах, можешь заменить свою мать и стать душой этого дома. Ты очень похожа на нее. Вот и старайся, чтобы твой веселый смех звучал в доме, чтобы твои близкие и родные стремились сюда.
- Хорошо, тетя Айшат.
- Поешь, Ширин, сладкий мой цветок.  Твой бабай - старый человек и тебе придется многому научиться у него и у Алчина- эфенди.  Взять всю мудрость, которую ты сможешь постичь. Ты любишь и чувствуешь лошадей как твой отец,  у тебя великий дар, который нельзя загубить и когда твой брат подрастет, он станет тебе помогать.
Пока жив твой дед, мы в безопасности от жадных посягательств родственников на наши табуны, от того, чтобы они прибрали к рукам имущество вашего отца.  Но когда не станет Шамсура-эфенди вам с Бекиром придется управляться со всем хозяйством и разводить лошадей для хан -гирея и его армии, для вельмож, которые всегда приезжают  на смотрины наших скакунов.
А для этого тебе нужно много сил, моя девочка.
- Хорошо, тата. Я буду есть и я смогу стать сильной, чтобы отец мог гордиться мной, если бы был жив. А где Нурсагадат?
- Она в комнате вашей матери, примеряет ее украшения.
- Как? - И щеки Ширин вспыхнули ярким румянцем. Та вскочила от возмущения, всплеснув руками- Неужели она совсем не горюет о маме, раз сидит сейчас в ее комнате и примеряет украшения. Неужели в ее сердце нет сожаления и блеск золота туманит ее разум?
- Успокойся девочка. Мы никогда не знаем, что может лежать на сердце других, даже если это наши сестры и братья. Каждый переживает свою боль по-разному. Либо горюет как ты, либо старается убежать от нее, как Нарсагадат, примеряя украшения. Она не меньше тебя любит ваших родителей и скорбит по ним. Просто она другая.
- Она всегда такая!- сказала Нурсабах. -Всегда думает о нарядах и мечтает, что попадет в султанский дворец в Стамбуле и станет возлюбленной повелителя правоверных.
- Я тоже мечтала стать возлюбленной султана, когда была маленькой глупой девочкой. Он часто проезжал с пышной процессией мимо дома в котором я жила с дедушкой и бабушкой. Мой дед был важным пашой и занимался строительством мостов и переправ. Султан даже несколько раз был в нашем доме, чтобы в тишине нашего сада поговорить с дедушкой.
И я мечтала, что однажды он увидит меня и полюбит на всю жизнь, мы будем жить долго и счастливо, я буду, с ним на войну, а он подарить мне драгоценности, красивые ткани и лошадей. Но султан никогда не видел меня, а я выросла и встретила вашего отца.
Я полюбила его всем сердцем, а он меня. Мои родственники не хотели отдавать меня замуж в чужие края, но спустя время согласились с моим выбором и с тем, что более благородного и хорошего мужа мне не найти. 
Когда Нурсагадат вырастет, она встретит своего мужчину и мысли о султане быстро выветрятся из ее головы.
- Иди, тата, отдохни. Тебе нужно поспать. На тебе столько забот. О, только бы Аллах хранил тебя!- Нурсабах поцеловала женщину.- Я останусь сегодня в комнате Ширин.
Ширин съела все до последней крошки, что принесла ей Айшат, запив ужин ароматным чаем,  сходила в хамам умыться.
Девочки молча легли в постель и провались в сон, каждая думая о своем.
Они не заметили как среди ночи к ним в постель пробрался Бекир- заплаканный и одинокий. Лег между сестрами и уснул.

(1) Байшат- тот, у кого много радости.
(2) Айшат- луна приносящая радость.
(3) Гульзафар-   цветок достигающий цели.
(4) Нурсабах- лучезарный рассвет
(5) Нурсагадат-  лучезарное счастье
(6) Бабай- дедушка (татарский язык)
(7) Тата- тетя (татарский язык)