Эта прекрасно равно душная молодость

Евгения Кордова
Эта прекрасно(равно)душная молодость

Фильм этот я смотрела дважды: когда он только вышел – на большом экране ну в очень крутом кинотеатре, и совсем недавно – случайно обнаруживши  его в подписке и возлегши на любимом диване.
И оба раза – млела от удовольствия и смеялась (то есть, понятно, что кинотеатр здесь ни при чём?).  Хотя повествует он (фильм), в общем-то, о печальном, о том, что нельзя вернуть никакими усилиями: ни самыми изощренными процедурами, ни массажами,  ни инъекциями, ни подтяжками, ни фитнессом. Молодость. И потом, как говорила резкая и  острая на язык Римма Маркова: - ну хорошо, жопу ты на морду натянешь, а маразм куда денешь?
Увы, не существует молодильных яблок! Как это ни обидно.
 
Ах да, фильм так и называется – «Молодость».

В нем два главных героя, двое мужчин, друзья с детства, на фоне очень навороченного, предположительно, гериатрического (судя по контингенту), скажем так,  санатория, на современном языке –  спа-отеля. Где-то в Швейцарских Альпах. А то как же! Где на процедуры ходят, как на работу, строем. Все. И вышколенный персонал, и так называемые отдыхающие.

Героям хорошо за семьдесят, я бы сказала: больше, но не будем усугублять, пусть будет за семьдесят. То есть, вполне себе зрелые, и даже пере, подвядшие в общем; как поётся в одной испанской песне «una flor de medio uso»,  буквально если: весьма попользованный цветок, в данном конкретном – два цветка, почти опавших. Что подтверждает их повторяющийся изо дня в день диалог, кому и сколько капель сегодня удалось вы-писать –  больная мужская тема в возрасте за. Впрочем, у них есть ещё одна, не столь больная, но не более разрешимая – женщины, а в частности, девочка, в которую оба были влюблены в юности, один, кажется, преуспел больше, но он об этом помнит смутно, вернее, хотел бы, да не получается, а второй подозревает и ревнует. До сих пор. Что ж,  первая любовь бывает у всех, больше может и не случиться, но уж первая-то! Хотя, у этих, кажется, случилась, по крайней мере, у одного из них, драматическая, с долгим эхом и набитым скелетами шкафом. Такие вот… непритязательные и смешные мужские разговоры, не о Боттичелли, в общем.

Хотя герои вполне себе состоявшиеся люди, пожившие насыщенно и ёмко. Один – известный режиссер, второй – не менее известный композитор. Представители высокой культуры. Нет, ну вы же не предполагали, что в таких санаториях «отдыхают» пролетарии?

Тогда почему «Молодость»?
Да потому что старость! О ней в молодости мы и не задумываемся, зато в старости всё вспоминаем – молодость. Заглядываемся на неё. Уже непостижимую и несовместимую. И даже когда они идут навстречу друг другу, и никак не миновать столкновения – есть в фильме такой символический момент – то пересекаются всего лишь на миг и  продолжают движение – в разные стороны, напористая молодость и сконфуженная старость.
 
И невозвратимую. Как ты не пыжься. Можно лишь быстрее или медленнее сдавать позиции.
 
Один из героев и не пыжится. Он устал и предпочитает уже даже не осмысление –  созерцание. И никакой английской королеве не под силу вывести его из этого состояния. Английской в буквальном смысле. Ему приятнее дирижировать не знаменитым оркестром, а коровьими колокольчиками на пасторальных Альпийских лугах.
 
А второй…  тому всё кажется… он сопротивляется и пытается доказать, что ещё ого-го! И его последний фильм будет завещанием, которое взорвёт киношный мир. А завещание буксует: да и что старость, по большому счёту, такого уж ценного может сказать самонадеянной и непочтительной молодости? И давняя подружка-актриса, без которой он и фильма-то не мыслит, кидает его, выплюнув  в лицо безжалостную и ядовитую правду.

Ах, как хороша в этой роли Джейн Фонда, ничего не скажешь. Ах, какая злющая умница! Какая ядовитая красавица! Какая трагическая актриса!  «Остановите самолет! Я выйду». Ну… что-то в этом роде. Со всем немного перебор. Зато очень наглядно о том, что молодость и красота отнюдь не синонимы. А вы не знали?

И всё же в старости на молодость правильнее смотреть –  со стороны, издалека. Они и смотрят. Герои. Оторопело. То есть, один –  совершенно оторопело. А второй... он, конечно, тоже пришалевши, но взгляд вполне мужской – оценивающий. Как она, Молодость,  обнажённая и надменная в торжестве своей жестокой и сногсшибательной привлекательности спускается в бассейн и идёт мимо них, мимо  двух дряблых му…  хм, ладно –  мужчин, способных лишь молча наблюдать это самоуверенное дефилирование упругого тела. Один из самых вызывающе-смешных и провокативных эпизодов в фильме. К чести героев стоит сказать, что в их взглядах – ни капельки зависти или вожделения, да, оторопь, да, интерес, но без примеси вот этой... сальности и масляности во взоре (старческое вожделение молодого тела отвратительно до тошноты – моё личное, очень предвзятое, мнение), и ещё – растерянность:  у этой молодости они со всеми их заслугами и регалиями не котируются аж никак и значат не более, чем неодушевлённый интерьер. И даже менее – вода в бассейне кажется полезнее.
 
Но и за ними наблюдают. Актер. Неведомо каким ветром занесённый в эту великосветскую богадельню.  Равно как и вышеупомянутая модель.  То есть, с ней-то всё понятно – миссия, приложенная к титулу.  (А вы верите в благотворительность моделей –  в целом?).  Актёр готовится к роли, хочет переломить свою актёрскую судьбу, калькирует жесты, выражения, мимику, всё, что кажется ему полезным и нужным. И в какой-то момент появляется в образе. Дааа. Очень впечатляющий образ. Правда.

Там много – впечатляющего. Не всё, правда, эстетически приятно. Мне, например, крайне не понравилась сцена секса между пожилыми супругами. Пощёчина смотрелась куда как эффектнее. А ещё не понравилась концовка, и в целом, и предметно – певица, это кошмар какой-то. Хотя второй раз прошло легче. Но это так, ложка дёгтя, как же без этого?
 
Так ведь и режиссёр не халам-балам –  Паоло Соррентино, фигура в киношном мире известная, почти культовая, отмеченная призами и наградами, в равной степени облаянная и обласканная.
И актёры - соответствующие.
Майкл Кейн. Тоже почти легенда. Обладатель двух Оскаров и трёх Золотых глобусов. Начиная с 60-х его каждые десять лет номинируют на Оскар. Второй такой же везунчик –  Джек Николсон. Каково?
И Харви Кейтель, любимец Мартина Скорсезе и Квентина Тарантино. Но я-то его я запомнила по «Пианино». 
Вопрос на засыпку: вот почему англичанина невозможно спутать с американцем? Всех этих Кейнов, Коннери, Хопкинсов, Камбербэтчей? Вот не спутаешь! Да при чём тут знаменитый Кейновский кокни-акцент (кстати, что это)? – я фильм на русском смотрела. Что в них такого? Порода? Которую не озвучишь, но видно сразу? Ну не все же они там лорды! А вот поди ж ты.

Резюмируя. Фильм «Молодость» рассказывает… о старости. Такой вот парадокс.
Хорошо рассказывает: тонко, умно, грустно, иронично, смешно.  Особо рекомендую полово-пере-зрелым мужчинам. Способствует возвращению адекватности само-восприятия. Не панацея, конечно. В особо запущенных психических случаях. Но всё-таки, мало ли, вдруг кого проймёт. Ага. Язва я такая, ехидна.
Не для суетного просмотра, не для галочки.

И напоследок признаюсь:  очень я падка на людей с чувством юмора. Ловлюсь, как рыба на крючок. Не раздумывая, не фильтруя. Это уже потом… У авторов фильма с чувством юмора всё в порядке. Хоть он и заявлен, как драма. А это, знаете ли, высокий пилотаж . Что бы там ни говорили.  И вот я думаю… предполагаю… надеюсь: вы тоже будете смеяться. Невзирая на грусть-печаль.

PS: я не стала мудрить и прикрепила растиражированную картинку из фильма, очень и очень наглядно-контрастную. Ну как вам выражения лиц?