Полонея Часть 8

Татьяна Трофимова 2
Огромный серый кот развалился на печной завалинке. В позе котяры была лишь расслабленность и нега. Его морда похожая на волчью, растягивалась, словно улыбаясь уходящему вечернему солнцу.
Кот встал, лениво потянувшись, подошел к хозяйке и потерся о ее ноги, лоснящейся шерсткой пронзительно мявкнул.
- Эх ты, Вешняк. Все бы тебе еду требовать.- потрепала она его по шерстке.-  И не понятны тебе человечьи  тревоги. Пошли — Волчья морда, дам тебе потрошков, молочка. Чеслава уж коровушку, небось, сдоила.  Она поднялась на ноги и пошла к хлеву. 
Полонея пошла к хлеву и вдруг из него послышалось сдавленные писки и возня.

Войдя , она увидела, что один из княжьих людей прижав в углу Чеславу, задирает подол вырывающейся девушке.
Не долго думая, Полонея схватила коромысло и изо всей дури махнула им по спине незадачливого любовничка.
- Пахом! - громко прокричала Полонея- А ну ступай сюда!
Ворвался запыхавшийся Пахом и его взору открылась картина. Полонея с коромыслом в руках,  валяющийся без памяти оглушенный  гридень, Чеслава расправляющая складки разорванной одежды и перевернутое ведро с молоком, по которому  то ли напуганная, то ли разъяренная корова била копытом.
- Я тебе, что приказывала, Пахом? Разору не чинить, мою девку не трогать!
- Да, я матушка сейчас...... - Пахом стоял ошарашенный, разглядывая представшую перед ним картину.
- Какая я тебе матушка? Где ты тут матушку зришь?  Что же это деется? Притащились тут не зваными- князя вашего мол лечи. А сами? Порты на завязке держать не можете. Девку мою налисите, корову -кормилицу напугали, молоко ….
Полонея махнула в сторону перевернутого ведра, которое вдруг с треском развалилось под ударами коровьего копыта. - Всех прокляну! Будете потом и животами маяться и помрете невесть где.  Так у меня до ветру ходить начнете, что....
- Что ты? Что ты. -  Сказал Пахом, показывая подоспевшим гридиням на незадавшегося насильника- Уберите его. Я с ним потом разберусь.   - Мы виру тебе заплатим. И за девку, и за корову с молоком.   
     - За девку говоришь? Ты мне это брось ! Девка не холопка мне, а сестра!  Ужо я вам!
Вот как мне теперь в лес то идти? Не можно оставить вас тут. А еще княжьи люди! Срам то какой. Державные мужи, приходят в мой дом, чинят разор, насилят мою заневестиную сестру.- Она схватила корзинку и выскочила из хлева.- Я в лес. А вы тут смотрите мне!
Вернусь как стемнеет, а может позже.
Чеслава! Ну, ка ступай в избу! Пусть сами тут прибираются.

Пошла вдоль тропинки, села на берегу речки да погрузилась заново в думы.
 « Лежит там этот Твердислав. Кабы не он, батюшка то глядишь и живой был. Я теперь вон лечи его. Да и на что мне это. Какая мне разница кто будет князем. Ворожеям да лечейкам при любом князе хорошо.» Посидела так и пошла искать траву, по которую пришла.
     Долго лазила по кочкам, осматривала места, где росла раньше.
- Нет. Сказала она сама себе-  Не вышла. Видать  в оном лете и не будет ее.

Вернулась домой. Вошла в лазарет к Твердиславу.
- Прости, хозяйка за разор. За сестрицу. Кто ж их дураков этих разберет. А охальника накажут, не переживай. Крепко влетит ему.- Он спокойно смотрел на девушку.
Полонея промолчала на слова князя. Открыла сундук стала в нем копошиться.
- Сидите тут.- Сказала она не поднимая голову из нутра сундука.-  Ждите. И пусть твои люди мне тут на чинят беспорядков.!- Девушка вытащила из сундука склянку-  В скит поплыву по утру. Трава, что нужна мне для для тебя не вышла нынче.
Коли у волхвиц не найдется, то  …..
- То, что? - Твердислав сдвинул брови.
- А вот как не найдется, так и разбираться станем. Она раздраженно посмотрела на хворого. - Пахом!- позвала  старшего. -Вот тебе склянка. Пусть тут стоит. Давай ему — она махнула головой в сторону больного ближе к полудню и как стемнеет.  Эта штука боль снимает и тело  расслабляет. А нам весьма будет важно расслабить затекшие члены. - Вот еще что. Это зелье будет вызывать жажду. Пить давай ему много. - Она взболтала склянку, потянулась и взяла с полки еще одну, добавила одну настойку в другую.
- У Чеславы возьмешь воды, с клюквой моченой. Пусть много пьет.  Пахом помахал головой соглашаясь. 
- Послать ли с тобой человека, любезная? Девушка вопросительно глядела на него, приподняв брови.
- Да на что мне твой человек. Меня за сто верст окрест все знают.
- Так, а коли чужаки? -Не унимался Пахом.
- Вот ты мне скажи, Пахом, какие чужаки? Она присела за стол и подперла кулачком подбородок.-  Ты княжий человек. Старший дружинник. У вас вон сколько людей тут?
- Пятьдесят.
- Стало быть пятьдесят.- Полонея убрала руки от подбородка и сложила на коленях, расправив юбки.- А в Полоцке?
- Две тысячи наберется. -Пахом насупился, по всему не понимаю куда та клонит.
- Две тысячи, значит. - Она еще раз расправила несуществующие сладки на подоле.-  А чего ж тогда чужие тут ошиваются, когда еще в Жнивках пять сотен сидит. Да вон еще в Чертовицах пять, в Семиврагах, в Войтичах, в Коштуницах.
- Во дает, девка! -Воскликнул мужчина- Ты в лесу то по чем знаешь кто где сидит?
-  А и знаю. И сказать вам мужи державные тоже могу. Что вы все за стенами прячетесь, а по земле нашей лихие люди шастают, да в полоны народ уводят, грабят, жгут. Сколь это будет длиться то? Чего, спрашивается на Ладогу поперлись, когда дома дел невпроворот?- Возмущенно продолжила Полонея, вставая.
- Разошлась, ты хозяйка. Чего так разошлась? - Он то ли оправдывался то ли злился-  Мы свою службу верно несем. Разъездов немерено. Может ты княжить будешь? Да и сама все устроишь по своему усмотрению?
- Нет уж увольте. - Вздохнула Полонея , сама подумала «И чего я так разошлась то? Чего -чего. Лежит тут этот. ….» Защемило сердечко. Снова вздохнула.
- Взялся за гуж не говори, что не дюж, Пахомушка.- уже более примирительно произнесла девушка.
- Уж может все же послать с тобой кого? - Видно было, что от всей души волнуется.
- Да и то правда- вмешался Твердислав- Возьми, а то как бы чего не вышло.
Не выйдет. А коли выйдет то.....
- Ты это брось!- Закричал князь.- Мне встать надо! Встать! Понимаешь. - На шее мужчины от напряжения вздулись жилы. Полонея выбежала из избы, хлопнув дверью со всей силы от чего со стены слетела дощечка и изображением речки и леса.  Вышла из двора, зашла за деревья и расплакалась.

- Чего, княже, она злая такая? - Спросил Пахом, поднимая дощечку.- Уважения нет к людям державным, князю. И чего они эти ведуньи себе позволяют вечно всякие вольности. Вон в Полоцке у нас Мирна, тоже все как царица себе позволяет. Словом как врежет, что шею передавить хочется. А сама от горшка два вершка.
- А кто ее знает. Баб вообще не разберешь. А про Мирну ты зря, братец, сколь она детишек на ножки поставила, сколь головок им навыправила. А бабы неплодные к ней все ходят, да потом нарадоваться не могут.
- Эта Поленея вообще не баба. Красивая какая. А пахнет как- мечтательно затянул Пахом. Такую бы. Может, как поставит тебя на ноженьки резвые, так и сватов к ней....
- Ты мне это брось, Пахом!- рявкнул Твердислав- Сватов он зашлет!- Не чета тебе она! Не по Сеньке шапка!
- Что себе второй женой возьмешь? Милица то совсем озвереет.
- Что мне Милица. Пусть звереет. Может лопнет уже от злости. Вон сколько девок извела. Но ты про сватов, Пахом, даже думать забудь!
- А чего княгиня не сходит к Мирне, коль та такая умудренная?
- Так вроде была. Но злющая пришла. Отец сказывал, все порывалась избу ей спалить. Но по всему видно испугалась. Ей ж полоумную хрен остановишь.