О животных. Часть вторая

Ольга Тинне
     Начало: http://www.proza.ru/2017/06/03/1917

     У нас много змей. Местность каменистая, а где скалы, валуны – там и змеи. Наиболее распространены гадюки обыкновенные. Я благополучно дожила до семнадцати лет, не увидев живьем ни одной гадюки (виденный в детстве трупик молоденькой змейки не считается).

     С мужем, тогда ещё будущим, ездили на остров. Он говорит мне, мол, ходи осторожно, здесь змеи. Я в ответ: «Ты чего, какие змеи? Не вижу никаких змей». На это он мне сказал, мол, ты только что через одну переступила. Правда, я сама этого даже не заметила.

     Остров, на который мы приехали, солидный. Раньше здесь были приличных размеров деревни, предки моего мужа отсюда родом. Потом народ начал перебираться на большую землю. Сейчас зимой на острове никто не живёт, а летом приезжают, ведут дачное хозяйство, рыбачат. Электричества нет, но зато природа – вот, рядом, во всей красе. Народу, понятно, стало меньше, а змей – больше. В старом деревянном доме, семейном гнезде, где мы останавливались, раньше под крыльцом жила гадюка, Марфушей звали. Я её уже не застала, и хорошо.   

     Как-то отправились собирать землянику, переехали на другой край острова, вышли на скалы. Земляники – море. Я без конца возвращалась к лодке за новой тарой. Иду, собираю. Краем глаза вдруг замечаю: лежит носок. Обычный такой носок, серый, в черный рубчик. Начинаю удивляться, с какого перепуга носки по скалам валяются. А носок в этот момент возьми и поползи. Оказалось, это некрупная гадюка. Она на камнях лежала, совершала моцион, а может, грелась. Хотя какое место она там могла греть, непонятно, поскольку накрапывал дождь. Ну, я вам скажу, мы с этой змеёй друг друга стоили. Одна сослепу гадюку не признала, а вторая от человека прятаться поползла. Ага, спряталась. Голову в нору запихала, типа, всё нормально. А то, что хвост и половина туловища наружу торчат - это так, мелочи. Ну, я не могла так просто оставить свою первую гадюку, понаблюдала вдоволь, только потом ушла.

     Следующая встреча состоялась буквально через день. Мы, опять же с будущим моим мужем, шли по берегу. Разошлись буквально на минутку, обходили камень, я пошла пониже, ближе к воде, он – выше. Не успела ступить, как прямо у меня из-под ног с шуршанием уползла гадюка. Судя по скорости, с какой змейка улепётывала, у неё случилась истерика. Ещё бы, чуть не раздавили! Эта змея тоже была некрупной, раскраска такая же, как у предыдущей, серая в черный рубчик. Я даже испугаться толком не успела, хотя, если бы наступила, дело могло закончиться укусом. Но я шла в сапогах, вреда мне змея не причинила бы.    

     Надо сказать, порой попадаются более крупные экземпляры. Второй вариант окраски гадюк – абсолютно чёрный цвет. Так вот, подобная змея толщиной в руку выглядит основательно. Хорошо так выглядит, этакое чёрное полено, и особого желания приблизиться не вызывает. Однажды такую красотку дочь засекла во время сбора грибов. А в прошлом году мою семью угораздило пришвартоваться к берегу как раз в том месте, где отдыхала гадюка со своим выводком, три или четыре детёныша у неё было. Нападать змеи не стали, расползлись кто куда. Впрочем, мои поспешили отъехать.

     Ещё один случай мне рассказал отец. Он с друзьями рыбачил, довелось им пристать к плавучему острову. Поясню, это такой островок, образующийся со временем от скопления веток, стволов деревьев. На нём могут расти кустарники, иногда даже чахлые деревца. В то же время твёрдого основания такие острова не имеют, при сильном ветре их порой сдергивает с места образования и носит по озеру, пока к берегу не прибьет или на мель не посадит. Так вот, пристали к острову, а почва там зыбкая, водянистая, ноги проваливаются глубоко. И только вышли, как к ним подкатывается клубок из змей. Дело было весной, когда у гадюк брачный период. Змеи в это время становятся агрессивными и опасными. И тут, на тебе, мужикам под ноги гадючья свадьба. Полагаю, как рыбаки ноги из этой болотины выдирали и убегали, надо было видеть. Вот только им было не смешно, едва сапоги там не оставили. Отец долго удивлялся, почему змеи собрались именно на острове, они обычно столь сырых мест не любят.      

     В постперестроечные годы мы сажали картошку на бывших колхозных полях. Поля разбили на участки, последние выделили работникам предприятий, в том числе и моей маме. Сколько я в тех местах ни лазала по отвалам, куда складировали извлеченные из земли камни, змей не видела. А змеи были. На соседнем участке хозяйничала супружеская чета. Мужчина сильно выпивал. Приехал однажды картошку окучивать, а вместо того употребил привезённую чекушку, хорошо пришлась на старые-то дрожжи, да и заснул там же, на огороде. Потом нам рассказывал, что проснулся уже не один, а в тёплой компании, рядом с ним лежала свернувшаяся клубочком гадюка. Мужику после выпитого море было по колено, он вежливо поздоровался с соседкой. Гадюка не прониклась, поспешила уползти.

     Обычно змеи не агрессивны, уползают и прячутся, но если гадюка решит, что на неё нападают, укусит. Знакомого змея цапнула за руку. Он доставал дрова из старой поленницы, а змеи такие места любят. То ли прижал гадюку, то ли еще что, но в итоге она его укусила. Товарищ был «под мухой» и в больницу не пошёл, решил, что ерунда, само пройдет. На следующий день рука распухла и по объему сравнялась с ногой. От места укуса к плечу пролегли темные, почти чёрные полосы. Распространению яда способствовал принятый накануне алкоголь. Увиденное повергло родственников в шок. В итоге мужчина услышал о себе много нового и интересного, сдался и согласился на госпитализацию. Пришлось ему несладко, поправлялся долго, а виной – собственное разгильдяйство.   

     Продолжение: http://www.proza.ru/2017/07/27/49