Пунтуриккио. Портрет мальчика

Алина Алексеева-Маркезин
 Бернардино Пинтуриккио"Портрет мальчика".1481-1483.Картинная галерея. Дрезден.         

 Бернардино ди Бетто Бьяджо (1454-1513) (прозванный Пинтуриккио) - представитель умбрийской школы эпохи Возрождения, известный как мастер монументально-декоративной росписи. Его привлекали к оформлению Сикстинской капеллы, в которой впоследствии развернулась грандиозная работа Микеланджело. Фрески Пинтуриккио многофигурны, полны любопытных деталей, их интересно рассматривать как сцены. Большое значение художник придавал пейзажу. Прекрасен вид и на представленном «Портрете мальчика».

   До нас дошло не так много станковых работ Пинтуриккио. «Портрет мальчика» принадлежит к числу лучших произведений мастера. Четко очерченная полуфигура ребенка предстает на фоне далекого пейзажа. Внимание приковывает лицо героя - оно задумчиво и по-детски серьезно, на зрителя устремлен пытливый взгляд ясных глаз. Весь облик модели одухотворен, а пейзаж добавляет к этому настроению гармонирующие эмоции.

        Во время написания портрета, в конце 15 века, представители умбрийской школы, к которой принадлежал Пинтуриккио, подхватывают у нидерландцев тенденцию вырывать моделей из закрытого интерьерного контекста и помещать их на открытый пейзажный фон. Причем они не стремились правдиво передать ландшафт, но писали его с тем расчетом, чтобы пейзаж композиционно согласовывался с фигурой человека, создавая декорации, оттеняющие и уравновешивающие типичный для того периода натурализм в изображении личностных черт.
 
    Чистота лица, ощущение абсолютно безгрешной юности усиливается и подчеркивается несколько таинственным полусказочным, но тоже по-своему ничем незамутненным, внутренне как бы прозрачным пейзажем с тонкими деревцами, спокойными зеркалами водоемов и нестрашными крутыми утесами.

       Вольно или нет, художник застал мальчика в примечательный период его жизни, когда тот совершает важный и неизбежный переход: от детства к отрочеству. Очертания его лица еще не утратили ребяческой припухлости, кожа совсем не успела огрубеть, даже нет и намека на первый юношеский пушок. То, что перед зрителем уже не ребенок, выдает лишь недетский, осмысленный взгляд. В нем и зарождающийся подростковый гонор с грядущим высокомерием, не признающим авторитетов из мира взрослых. И пробуждение осознания себя как личности, констатация вступления в полноправное существование, где должны считаться с его мнением, желаниями и волей.

       Несколько наивная манера, в которой написано лицо мальчика, подчеркивает контраст между тем, как он развивается физически и морально: зритель видит, что тело не успевает за разумом, как часто бывает в этом возрасте. И герой портрета будто бы стремится нивелировать это разногласие, по-щегольски сдвинув шапочку набок и держа уверенную осанку. Может быть, поэтому так сосредоточен его взгляд и немного напряжена поза: он со всей серьезностью подошел к задаче позирования маэстро. Но благодаря этому весь «Портрет мальчика» совершенно лишен статики: он волнуется, он дышит, он живой.