Я твой ключ, ты мой ключ-5

Владимир Никитюк
Оставался ещё третий пункт – анализ журналов регистрации. Впрочем, третий пункт в какой-то степени пересекался со вторым.
Дело в том, что специалистом, разработавшим систему регистрации и отвечавший заведение журналов регистрации, был как раз последний собеседник Олега Яновича – ведущий инженер Вячеслав Смирнов. И хотя разговор с ним ничего не дал, генеральный попросил его задержаться. Ведь не дело начальника, в самом деле, копаться самому в многочисленных файлах. Тут помощь специалиста нужна.
Просьбу задержаться Вячеслав воспринял спокойно. Сказав, что ему лишь нужно сделать два маленьких звонка – и он будет свободным. Хоть до самой поздней ночи.

Тут из приёмной заглянула Ниночка и спросила, нужно ли ей сегодня задерживаться после работы.
В обычной ситуации в этом, конечно, был бы смысл. Но, с учётом её сегодняшнего “срыва”, рисковать не стоило. Поэтому юная секретарша была отпущена домой. С наказом как следует отдохнуть и быть завтра в форме.
Так что Ниночка убежала отдыхать, Вячеслав пошёл за своим рабочим ноутбуком… А Олег Янович решил пока накрыть чайный столик в кабинете. Сил после рабочего дня уже не осталось, и, чтобы работать дальше, просто необходимо было выпить чайку и что-нибудь “зажевать”.
На первый взгляд проще было попросить об этом Ниночку. Но генеральный решил это сделать сам. Ниночка, с учётом того, что он собрался угощать не очень именитого гостя, наверняка бы поскромничала. Но в сложившейся ситуации, наоборот, требовалось с самого начала показать собеседнику, насколько значима его помощь. Так что Олег Янович решил “размахнуться”, выгребая из холодильника все находящиеся там деликатесы.
А что экономить? Если всё рухнет, содержимое холодильника вряд ли его утешит.

Сервировка столика для лёгкого чаепития – дело не очень сложное. Голова в это время остаётся практически свободной, так что можно для экономии времени подумать о чём-то нужном или интересном.
Вот хозяин кабинета и думал – о том человеке, в обществе которого ему предстоит провести весь оставшийся вечер.
Это была отдельная история.
В своё время Вячеслава чуть не уволили из фирмы. За срыв важной работы.
Что ж – эта неприятная ситуация иногда случается. Человек может взять себе работу не по силам. Или проявить при её выполнении недостаточно усердия. Или с усердием всё в порядке, но личный план работ оказывается недостаточно продуманным. Да мало ли чего может произойти?

В этой ситуации было два основных варианта.
Первый вариант - проштрафившийся специалист признавал, что замахнулся на работу, которую просто не в силах выполнить. Тогда его обычно оставляли в фирме – правда, с понижением в должности. И производственные задания, соответственно, ему с этого момента давали попроще. В большинстве случаев проблем с этим человеком больше не возникало.
Второй вариант – специалист, сорвавший работу, считал, что он ни в чём не виноват. И обвинял в неудаче всех, кроме себя. В этом случае оптимальный вариантом было – избавиться от него как можно быстрее.
Правда, скандал и тут старались не устраивать. Предлагали написать заявление об уходе по собственному желанию. И только если такого желания не наблюдалось – сотрудника начинали тем или иным способом выдавливать.
Чтобы в этой ситуации исключить недобросовестность руководителей среднего звена, которые могли использовать описанную ситуацию для сведения личных счётов, Олег Янович ввёл чёткое правило: все сотрудники, намеченные к увольнению, должны были пройти собеседование у директора по кадрам. А если тот, от кого хотели избавиться, по должности выше рядового инженера – ещё и у генерального директора.
Так что два года назад Вячеслава от увольнения отделяла только беседа с генеральным. Которая, к удивлению обоих собеседников, закончилась довольно неожиданно.

Проштрафившийся сотрудник вины своей не отрицал. Правда, основную свою ошибку видел в том, что согласился возглавить ответственную работу, не имея достаточной квалификации. Мол, надо было сначала поднабраться опыта, работая рядовым исполнителем, а уж потом замахиваться на что-то более серьёзное. А так всё по-дурацки получилось – опыта набрал, но зато работу завалил. Жаль, что в нашей организации второго шанса давать не принято…
Олег Янович удивился – ведь стоящий перед ним человек, вроде бы, трезво оценивает ситуацию. Так что увольняться ему вроде бы не обязательно. Имело прямой смысл поручить ему работу попроще и посмотреть, что их этого выйдет.
А вместо этого сотрудника всё-таки решили уговорить уволиться. Странно…
Так что генеральный директор заявление пока подписывать не стал. Мол, когда разберусь, тогда и подпишу. А пока работать иди!

После этого Олег Янович решил поговорить с начальником того отдела, в котором работал проштрафившийся Вячеслав. Мол, человек признаёт свои ошибки, - что же вам ещё надо?
Оказалось, дело в нюансах. Да, сотрудник оправдывается. Но делает это так, что руководство отдела тоже оказывается виноватым. Мол, приняли руководители неверное кадровое решение, - вот и создали нештатную ситуацию. А исполнитель оказался крайним.
Это объяснение показалось искусственным. Оставалось одно – поговорить с техническим директором. Не тем недоразумением, что работает сейчас, а с тем, что ещё работал в то время, - умелым и квалифицированным руководителем.
Технический директор как раз был в курсе. И рассказал Олегу Яновичу о Вячеславе много интересного.

Правда, объяснение начал с бытового примера.
- Вот, предположим, кто-то собрался рубить дерево, а топор тупой. Так вот он сначала топор точит, а потом уже рубит. А другой говорит: зачем точить? Пока ты точишь и рубишь, я два раза срубить успею. Даже тупым топором! Вопрос: кто из них прав?
- Ну… - задумчиво произнёс Олег Янович. – Это от многих факторов зависит. Насколько топор тупой. Насколько дерево толстое. Насколько твёрдая древесина у этого дерева. И, наконец, насколько срочно надо это дерево срубить.
- А теперь представь, что появляется человек, которому на все эти тонкости наплевать. Когда ему надо срубить дерево, он всегда сначала точит топор, а потом уже рубит. Это и есть манера работы, присущая Вячеславу.
- Хм… - задумчиво произнёс Олег Янович. – То есть, рассуждая абстрактно, такая привычка выглядит правильно и симпатично, - но в некоторых конкретных ситуациях приводит к удлинению сроков работы. Что недопустимо, если работа срочная.
- Именно так, - кивнул технический директор. – Но есть ещё один маленький нюанс. Топоры он точит очень хорошо. В несколько раз лучше и быстрее, чем любой из его коллег.
- Ну что ж… - потёр лоб Олег Янович. – Общий смысл ситуации я понял. А теперь повтори сказанное ещё раз, - но уже применительно к программному обеспечению.