Латвия - 1987

Лидия Калашникова
БАЛТИЯ

Когда-то я и не мечтала, что смогу побывать в Европе, поэтому при появлении возможности поехать в санаторий по льготной путевке в Юрмалу, я с радостью отправилась в эту тогда еще союзную республику СССР -Латвию. Шел 1987 год.
Наш санаторий находился в Юрмале в Майори – торговом центре Юрмалы, месте, а совсем рядом  в Дзинтари концертный зал с всем известным, очень популярным в те годы вокальным конкурсом.
Рядом с нашим санаторием стоял  тогда современный санаторий ЦК КПСС. На пляж из него редко кто из постояльцев появлялся. Ну, а мы ходили… По меркам Алтая было холодно, хотя это - самое теплое время на Балтике, но  море есть море,  хотелось загореть, просто смотреть на воду.
Гуляя по берегу утром, старалась разглядеть янтарь, который местные жители собирали всюду, а потом в виде бус и других украшений приносили на продажу к нам в санаторий. Почему-то ничего не купила, да и найти не нашла… не помню, чтобы мне что-то показалось интересным. Узнала о янтаре много... белый - королевский... Не купила больше потому, что выбор был велик.
Мы жили в отдельных старинных особничках, а столовая и лечебные здания, место для развлечений располагались в других зданиях. Это в чем-то даже интересно и необычно.
В комнате было нас несколько женщин разного возраста... кажется более трех женщин разного возраста. В свободное время мы гуляли по основной улице, название которой не помню, заглядывали в небольшие кафешки на первых этажах зданий, где всего пара столиков, чтобы выпить кофе. Мне полюбилось одно очень уютное местечко. Очень вкусный пирог продавали с мясом из слоеного теста, я выбирала всегда его. У нас в Барнауле таких кафешек в те времена 1987г. не было. Кусок пирога тоже у нас невозможно было купить, ведь это было так по-домашнему. Вообще для нас многое было экзотикой тогда, но что-то мы могли попробовать, например печенье с солью или перцем… Собственно у нас мало, что было в Сибири, а потому на выезде в отпуске, в той же Москве, нужно было купить по возможности, многое из одежды и еды, в том числе то, что производилось у нас, но было нам недоступно. Посещали магазины, особенно перед отъездом, приходилось многое купить, чтобы привезти домой, приодеться самой, купить подарки, да и продукты тоже. Гуляли по Майори и в других местах… среди старых зданий, как деревянных, так и кирпичных.
В это время прошел самый любимый праздник латышей Лиго, типа нашего Иван-купала, который праздновали днем и ночью, все были
нарядные. Красиво было. Жаль, что тогда не было своего фотоаппарата, чтобы оставить себе память. Особенно милы были дети в национальных одеждах! У нас это не принято давно… Может появится такая традиция. Мне бы хотелось этого.
Еще в это время прошел вокальный конкурс «Юрмала-87», Ольга Арефьева и другие вокалисты того времени выступали, но его мы посмотреть могли только по телевизору, который был один в холле нашего двухэтажного домика, зато сквозь забор мы смотрели репетиции.
 Ездили мы и в другие районы Юрмалы, где были расположены шикарные санатории, в старинных дворцах в Кемери, у источника Молодости и красоты были, что возле одного из таких санаториев. Посещали разные храмы, в том числе,  в небольшие  католические или лютеранские, где установлен орган, как в Домском  соборе, но там обычно маленький, старинный. В одном таком местечке мы побывали и на концерте органном, от чего остается всегда замечательное настроение. Потому и сейчас, бывая в других городах, стараюсь зайти на службу в костел, послушать орган.
Побывали мы на экскурсии в доме-даче известного латышского поэта, в старинном здании деревянном, но это было у нас в Майори, так как умер он 12.09.1929г. именно здесь, хотя похоронен в Риге. Ра;йнис - его псевдоним; настоящие имя и фамилия— Я;н(ис) Пли;екшанс 30 августа1865г., а родился он в хуторе Варславаны, Курляндской губернии России. Это - латышский поэт, драматург, переводчик, политик, общественный деятель. Купила я там и сборничек его стихов на память.
 Посмотреть Латвию мне удалось и даже несколько фото осталось в память, общие, с этих экскурсий, впедь Латвия такая маленькая, наш край Алтайский много больше.
 Побывала в Курляндском, Рундальском дворце, в котором жила Анна Иоанновна с Бироном. Для меня это был первый в жизни дворец, потому было интересно абсолютно все, но и сейчас, когда побывала в замках и дворцах Европы, я считаю, что Рундальский дворец интересное место для экскурсий!!! Весь быт там показан, и залы, и лестницы, и кухня, и конюшни…
 Побывали в Сигулде, прекрасные места, в том числе на месте романтичной легенды о Турайдской розе… Мама с папой, когда вышли на пенсию немного путешествовали, они были в этих местах по турпутевке и часто вспоминали их. Мне запомнилась легенда.
На земли Турайдского замка вторглись весной 1601г. шведы. Когда бой закончился и шведы пировали победу, в долину спустился писарь замка, чтобы посмотреть, нет ли раненых. В темноте он услышал детский плач. Возле убитой женщины увидел девочку. Взял сиротку, удочерил и дал имя – Майя. Прошло 19 лет. Девушка стала так хороша, что по всей округе её называли не иначе, как Турайдская роза. Не было ни одного парня, который бы не вздыхал по ней. Но Майя любила Виктора – садовника соседнего Сигулдского замка. Каждый вечер они встречались в пещере над Гауей. Они решили пожениться, был назначен день свадьбы. Но в это время приехал польский офицер и решил овладеть ею. Она отвергла его притязания. Тогда он пошёл на хитрость, послал ей письмо якобы от Виктора. В письме он назначил свидание в пещере. Когда Майя поняла обман, то, пытаясь защититься, тоже пошла на хитрость. Она сняла подаренный Виктором платок, где было написано: “Любовь сильнее смерти” и сказала: «Это талисман, его владелец неуязвим в бою». «Чем ты докажешь это?» – спросил польский пан. Тогда Майя накинула платок на голову и предложила ему испробовать панский меч. Виктор застал в пещере уже мертвую
невесту. На крики сбежались окрестные крестьяне. Возле Майи нашли садовый топорик в крови. Суд приговорил садовника к смерти. Но тут прибыл денщик пана и всё рассказал. Сообщил и о том, что нашёл в лесу повесившегося пана. Виктора оправдали. Юноша похоронил невесту на Турайдском кладбище, возле её любимой липы, взял с могилы горсть земли и ушёл в чужие страны… Фамилия польского офицера Якубовский. Замок Сигулдский начала 13 века и сейчас есть, но уже тогда это были скорее развалины.
Райнис написал произведение – драму “Любовь сильнее смерти”. На Рижской киностудии снят фильм “Под страхом меча”. К липе, где покоится Роза, приезжают молодожёны, кладут цветы – символ верности собственного сердца.
Видели мы еще и развалины средневекового замка… Там среди природы эти развалины выглядели так необычно… подумалось, что когда-то здесь жили люди… Для меня это было впервые и необычно. Казалось в те годы, что никогда в Европе не побываю и ничего подобного не увижу, а Латвия – все равно, что Европа. Разве можно было представить, что СССР когда-то не станет, не станет не только заводов и фабрик, но и того прекрасного санатория в Кемери, который в ту пору равнялся на карловы Вары и другие лучшие курорты Европы. Грустно.
Были возле пещер, про которые рассказано в легендах, охристого цвета не часто встречаемого на Алтае… Сейчас мне эта пещера была бы интереснее, повзрослела я. Возле этих пещер была большая собака породы сен-бернар, которую туристы прикармливали, фотографировались с нею… мы тоже это сделали. Тогда я еще не видела таких огромных собак. Очень добрая собака.
Проезжая по Латвии видели ее природу, сосновый лес и песчаные дюны, маленькие хутора и ухоженные поливные поля… Все это особо врезалось в память, как особенность Латвии, не так как у нас, где животные гуляют на свободе и ночевать не всегда домой ходят.
Побывала и в концлагере Салспилс… Это – единственный концлагерь, который я посетила в своей жизни, поэтому для меня это значимо. Уже в наше время узнала, что там были и взрослые, и дети… а охраняли латыши... те самые, что сейчас маршируют, а тогда боролись с красной армией. Этот концлагерь даже называли детским.
Настроения латышей, которые поддерживали фашистов и их прислужников, и тогда было в советской Латвии. Уже тогда они проводили свои шествия и выражали недовольства русскими, считая, что ее оккупировали… Так это же была война, а решал не Сталин, а еще и Рузвельт с Черчилем… они и отдали СССР Латвию и другие земли, которые до войны в состав нашего государства не входили. Тем паче, что эти землю Балтии в свое время были куплены Петром 1 у шведов.
Об этом нам не все рассказывали на экскурсии по Риге… Побывала в Домском соборе. Родители, когда были там, купили набор пластинок с музыкой, записанной здесь. Любили у нас дома музыку, хотя обычная семья, не из интеллигентов. Тогда собор мне показался грандиозным. Это был первый для меня готический собор. Сфотографировались на Домской площади на фоне здания, где жил Раймонд Паулс, композитор, которого мы знали и любили.
Памятная поездка, а потому хотелось о ней рассказать... Как давно это было... а память хранит еще больше подробностей!!!
Даже не знаю, как считать... это мое путешествие за рубежом или в родной стране? Раньше все было наше, одна страна... теперь - Европа... Рассказываю и не понимаю до конца, что это сейчас для меня в моей памяти, как разделить зарубежные путешествия от путешествий по родной стране. Не думала, что побываю еще где-то западнее Латвии, но случилось, когда я тоже вышла на пенсию и могла позволить себе путешествия.