Общество мёртвых поэтов, 1989, США

Максим Странник Петров
Манифест нонконформизма

К анализу этого фильма я приступил, когда в моём багаже набралось уже с десяток лучших фильмов про школу, и я собирался на этом остановиться. Мне казалось, что на основе этих фильмов я смогу написать обобщающую статью о том, как киноискусство отражает образ школы и какова её роль в формировании подрастающего поколения. Но недавно я поднял ещё один пласт проблем, который раньше мне казался однозначным. Это вопрос рейтингов в нашей жизни, и в частности, рейтингов фильмов. Для меня было ясно, что рейтинг не несёт в себе профессиональную экспертную оценку произведения. Он служит мерилом для деятелей шоу-бизнеса, чтобы оценить отдачу от своих затрат, оценить возможную прибыль и иметь инструмент для управления общественным сознанием. Но я не увидел и ещё одну, теперь уже положительную сторону рейтингов, скрытую от поверхностного взгляда обывателя. Рейтинг отражает подсознательную тягу общества к лучшей жизни. Выставляя высокую оценку фильму, зрители голосуют за свои мечты и свои надежды. И это особенно заметно по рейтингам фильмов про школу. На сайте Кинопоиска есть список из 30 фильмов, которые в России получили самую высокую оценку. Некоторые из этих фильмов попали и в ту десятку, которые я посчитал важными и которые подробно анализировал в своих предыдущих статьях. И как исследователь, я понял, что не могу пропустить остальные. Ведь если они стали событием для большинства зрителей, то важно понять, что привлекло внимание кинолюбителей. И может быть, есть что-то общее, что их объединяет. Если это так, то 30 фильмов про школу могут стать новым пособием по педагогике будущего. И это материал уже не для статьи, а для книги.

В чём состоит задача исследователя? Он стремится вывести общие законы существования нашего мира. При этом, его не интересуют частности. Частный случай является частным, пока он единичен. Но проводя свои исследования на многих повторяющихся событиях, исследователь выводит закономерности, которые работают и на всех остальных случаях. Или точнее сказать, он связывает причину со следствием. В физике мы тогда понимаем, почему и как двигается предмет по наклонной плоскости. Не какой-то конкретный, а любой. В биологии находим, как увеличение популяции волков может сказаться на окружающей природе. В химии выясняем, как и почему одно вещество превращается в другое. И так далее. Искусство же занимается душой человека. Оно демонстрирует, как состояние души, мироощущение персонажей влияет на их судьбу. Художник обладает даром ясновидения. Он рисует нам это интуитивно, извлекая картинки из своего подсознания. И не всегда может сказать, что именно он создал. Так природа вносит свои коррективы в окружающий нас ландшафт, не оставляя записок, почему именно в этом месте вдруг прошёл ураган, и почему именно эти дома пострадали от наводнения. Но у всего в этом мире есть причина. Когда мы говорим о странных аномалиях в природе, странном поведении какого-то человека, это означает только одно: мы ещё не понимаем причин. Задача исследователя - выявить их. Искусствовед должен найти причины того, почему Анна Каренина бросилась под поезд, зачем Треплев убил чайку, за что на самом деле попал в тюрьму герой фильма "Побег из Шоушенка". И всё, что происходит с вымышленными персонажами, на самом деле будет происходить и с нами, если в нашей душе есть схожие программы.

Почему я взялся так подробно изучать фильмы про школу? Образование в мире испытывает очень большие проблемы. Несмотря на смену министров в нашей стране, несмотря на протест общества против уничтожения образования, мы до сих пор не можем найти тот путь, который бы создавал из наших детей гармонично развитых личностей. Пока в обществе идут споры о том, какой быть школе, деятели искусства, особенно кинорежиссёры, уже создали для нас готовые пособия по педагогике. Вместо тех учебников, которые используются в педагогических ВУЗах, надо было бы использовать лучшие образцы фильмов про школу.

Первым в рейтинге фильмов про школу стоит французский фильм "Хористы" (2004, Франция). Я уже делал разбор этого фильма. Поэтому следующим в списке оказалась лента американского режиссёра "Общество мёртвых поэтов" (1989). Просмотр этого фильма только подтвердил мои выводы, что школа должна быть местом, где происходит процесс воспитания подрастающего поколения. Именно воспитания, и только после этого образования, т.е. получения знаний. И фигура учителя значима тем, что он может дать душе ученика, какие струны его души затронуть. Передача знаний стоит в этом процессе на втором месте. Умение подняться над своими животными инстинктами, над своим животным началом - вот то, что отличает человека от любого живого существа на планете. Массив знаний, который способен человек воспринять, не обязательно способствует этому процессу. Персонаж Конан Дойля профессор Мориарти обладал феноменальными способностями и знаниями в разных сферах. Но это был во много раз более страшный враг общества, чем любой убийца с незаконченным средним образованием. И в реальной жизни есть примеры умных и образованных преступников, злых гениев. Причина - недостаток воспитания  в человеке навыков сдерживать и преодолевать свои инстинкты, свои желания, использование приобретённых знаний в личных корыстных целях, а не на благо всего общества. Первым звеном в становлении личности является семья. Именно в семье, как правило, находится ребёнок в возрасте до 5 лет, когда и происходит формирование его как личности. Но воспитание на этом не заканчивается. Школа отвечает за вхождение ребёнка в общество, за его социологизацию, т.е. за то, научится ли за 10-11 лет растущий организм взаимодействовать со своими сверстниками, со взрослыми, сможет ли он в дальнейшем разрешать конфликты в семье, на работе, учитывать интересы других людей. Школа - это ещё и возможность корректировки недостатков воспитания в семье.

Фильм "Общество мёртвых поэтов" созвучен фильмам "Мимо окон идут поезда" (1965, СССР) и "Хористы" (2004, Франция). В этих трёх фильмах идёт противопоставление современного устройства общества, его морали в лице директора школы и тех порядков, которые в школе царят, и пришедшего в школу нового учителя, нарушающего установленный порядок. Все симпатии учеников на стороне нового учителя. Но его приход что-то переключает в самой системе, что-то идёт не так, происходит ЧП. Вину за случившееся возлагают на новичка-учителя, и для восстановления престижа школы его увольняют. Вроде бы священная жертва принесена. Баланс восстановлен. На первый взгляд, учитель проиграл в противостоянии системе. Но это только на первый взгляд. Поэтому и открытый финал, что зритель сам должен понять и увидеть те перемены, которые произошли. Они не в физических событиях, они в мировоззрении участников событий, в душах учеников и некоторых преподавателей. Любой процесс во Вселенной сначала зарождается на уровне идей. Как зерно, брошенное на благодатную почву, оно зреет, набирается соков, потом появляется новый росток. Но трудно поверить, что любой могучий дуб когда-то вырос всего из одного семечка, занесённого ветром.

Перед нами продукт западного языческого общества - школа, выращивающая будущую элиту. Она с первых эпизодов предстаёт как место, где нет свободы для личности. "Традиции, Честь, Дисциплина, Совершенство" - вот четыре столпа, на котором стоит это учебное заведение. Сто лет истории школы - это предмет гордости её администрации. Сто лет, которые не меняют принципов преподавания ни на йоту. Это во многом похоже на какую-нибудь религиозную секту. Или масонскую ложу. Старинный торжественный ритуал церемонии открытия нового учебного года с костюмами, волынкой, шотландским маршем, свечами и хоругвями. Весь антураж направлен на создание ощущения принадлежности к какой-то особой касте людей посвящённых. В языческом мире равенства нет. Деление людей на высшие и низшие касты, у каждой касты свои права и свои обязанности. Школа готовит юношей к поступлению в так называемые университеты "Лиги плюща". Старинные стены здания школы, интерьеры, кельи учеников - всё это напоминает атмосферу учёбы Гарри Поттера в Хогвартсе. Там маги - это тоже высшая каста, которая вершит судьбы мира и людей (маглов). Но все эти произведения имеют один классический прототип, в котором давно описано такое устройство языческого общества. Это мифы Древней Греции. Олимп богов, в котором есть чёткая иерархия, клан героев, рождённых от бога и смертного человека (полукровки у Джоан Роулинг) и все остальные люди, которых боги, в основном, используют в своих интригах и междоусобицах. Языческий мир - это мир, где главной движущей силой являются инстинкты, страсти, корыстные интересы кланов. Это современный мир рыночной экономики, частной собственности, корпоративной этики. И вот именно умению достигать высот в этом мире и должны обучать в школе Уэлтон. Для этого необходимо вбить в башку юношам, что они сами ещё ничего не могут, не умеют, не знают. И поэтому должны научиться слепо подчиняться установленным жёстким порядкам и правилам. И если на протяжении нескольких лет каждый день юношам внушают какие-то установки, не выпуская за пределы учебного заведения, то эти установки уходят на уровень подсознания, и во взрослую жизнь выходит уже полностью зомбированный человек, не способный к самостоятельному мышлению, слепо принимающий те ценности, которые ему внушали. А это будет элита, которая станет участвовать в управлении государством.

Такая система образования (подавления) противоречит самой идее развития человека. И в стенах школы неизбежно оказываются личности неординарные, талантливые, которым тесно в рамках философии конформизма. Живая душа всегда стремится творчески выразить себя. А у творчества нет жёстких рамок, но есть бесконечное множество вариантов. Разве кто-нибудь из великих писателей, поэтов, художников, композиторов мог пожаловаться на конкуренцию? Нет. У каждого творца рождался свой неповторимый шедевр. А вот у инстинктов ограниченный набор вариантов решений. И общество, живущее по обычаям и преданиям способно только многократно воспроизводить само себя. Да, до определённого момента истории такая модель общества была эффективна, потому что не давала страстям выйти за пределы дозволенного, не давала разложить общество. Но энергетика человечества уже 2000 лет назад подошла к таким уровням, что просто выполнений жёстких правил уже было недостаточно. 613 заповедей иудаизма перестали работать, посты и молитвы превратились в пустые ритуалы. Христианское учение дало новую информацию о мире, в которой была заложена революционная идея: без чувства любви в душе молитва не работает, без ощущения того, что любой человек, даже враг, заслуживает любви, сочувствия и сострадания. К Богу надо обращаться о спасении своей души, а не за выпрашиванием здоровья, карьеры и материальных благ. Ради спасения любви в душе, можно расстаться с любыми земными благами, и даже жизнью. Человечество подошло к необходимости единения, но ощутить единство можно только через любовь и только на уровне души. При этом на уровне материального мира мы все сохраняем свою индивидуальность. Многополярный мир - это единство в многообразии. Но западная идеология не хочет признавать этого, потому что утратила веру в Творца. Высшим началом становится некая верховная жреческая власть, которая составляет новый олимп.

И вот в школе Уэлтон формируется костяк учеников-подростков, которые отличаются от остальной массы учащихся. Внешне они зависят от своих родителей, от их воли, от администрации школы, от учителей. Но внутренне они уже находятся в оппозиции, они выказывают своё полное пренебрежение тому пафосу, которым их пытаются накормить. "Традиции, честь, совершенство и дисциплина (Tradition, Honor, Excellence, Disciplin)?" - Нет, "Фарс, везение, упадок и экскременты" (игра созвучных английских слов). Но протест этот не оформлен. Он выражен, в основном, в тихом нарушении внутренней дисциплины. Почему возник этот протест? Да просто эти ребята - открытые миру творческие натуры. У них живые души, готовые выражать свои чувства. Им не свойственна чопорность, зазнайство, эгоизм. У них есть собственное мнение, собственные мысли. Они живут душой, а не рациональным мышлением, когда надо просчитать выгоду для себя от того, что ты собираешься делать. И это входит в противоречие с тем, что школа пытается навязать. Когда новый учитель словесности пытается раскрыть у учеников именно способность мыслить, чувствовать, прислушаться к своим сокровенным желаниям, а не к тем, которые внушают родители и школа, его коллега говорит ему: "Вы сильно рискуете, Джон, пытаясь вызвать у них стремление к творчеству. Когда они осознают, что они не Рембрандты, не Шекспиры и не Моцарты, они возненавидят вас за это". Тоже самое говорит и директор школы: "Им подобает думать соответственно их возрасту... Традиции и дисциплина". Такая же установка звучит и в советском фильме "Розыгрыш" (1978): "А мысли ваши пока, ей-богу, никому не интересны". Современный мир перегружен сознанием, рациональным мышлением. И именно поэтому появляются высокопоставленные чиновники, которые утверждают, что человека-творца воспитывать уже не выгодно. Нужен человек-потребитель с полезными для общества навыками. Творческий человек готов на риск, на эксперимент. Он готов отстаивать своё мнение. Он готов на непослушание и неповиновение. Но для тоталитарного, глобализированного общества это не подходит. Трудно управлять таким человеком, трудно манипулировать и поддерживать жёсткий установленный порядок. И общество будет считать творческого человека белой вороной. Но каждый раз такие возмутители спокойствия появляются вновь. И готовы пожертвовать своим благополучием ради того, чтобы отстаивать право на творчество, на индивидуальность. "Лучше быть белой вороной, чем перекрашенным попугаем", - говорит герой одного из советских фильмов.

Есть такое понятие как конформизм. Оно связано с попыткой человека заглушить в себе своё Я, голос своей совести, чтобы быть как все, не выделяться, чтобы хорошо выглядеть в глазах общества. И вся мировая система образования построена на том, чтобы выращивать людей-конформистов. Но мораль общества, мнение большинства не всегда работает на здоровое развитие этого общества. Содом и Гоморру Бог уничтожил как раз за мораль, которой придерживались жители этих городов. И она (мораль) стала угрожать нравственному здоровью человечества. Мораль - это только индикатор здоровья общества. Но мораль - не гарантия здоровья. Мораль - это выработанные обществом правила общежития. Общество здорово, если мораль соответствует нравственности. Нравственность же защищает здоровье души. Именно о здоровье души все заповеди и все священные тексты. О спасении души говорил Иисус Христос, принимая смерть на кресте. Интересно, что в английском языке нет слова "нравственность". В словаре его заменяет слово "моральность" (morality). Запад (читай: западное мировоззрение) давно уже не делает различий между принятыми обществом правилами общежития и нравственностью. Опора делается не на святых и пророков и их проповеди, а на основоположников либеральной экономики. Школа Уэлтон как раз и является системой поддержки основ государства и принятой в обществе морали. Из неё должны выходить люди, которые никогда не усомнятся в истинности установленного строя.

Но появляются в школе те, кто не хочет ложиться в уготованное для них "прокрустово ложе". Их протест не оформлен, стихиен. И приходит Учитель, который показывает Ученикам направление, в котором можно двигаться. Он оформляет их внутренний протест мировоззренчески. Китинг заявляет о том, что мир многомерен. Никто не обладает монополией на истину, потому что видит мир только с одной определённой точки зрения. Учитель демонстративно взбирается на стол. "Я стою на своём столе, чтобы напомнить себе, что мы постоянно должны пробовать увидеть вещи по-другому. Даже если вы думаете, что знаете что-то, вы должны попробовать увидеть это иначе. Даже если это может показаться глупым или неправильным. Вы должны обрести свой собственный голос." Ему вторит словесник Борис Николаевич из  фильма "Дневник директора школы" (1975, СССР): "Все любят Достоевского? А я знаю людей, которые достаточно холодно относились к этому писателю. Например, Чехов: "Хорошо, но слишком длинно и нескромно. Много претензий". А в 1835 году при жизни Пушкина один молодой критик в пух и прах разругал "Повести Белкина". Он считал, что это закат Пушкина. "Осень, осень, холодная, дождливая." Так и написал. А это был Виссарион Белинский. Я говорю это вам потому, что искусство по-разному воспринимается в разные эпохи, разными людьми. И не надо стесняться, если твоё мнение идёт вразрез общепринятому."

Китинг приводит ребят в музей школы и подводит к стенду с фотографиями первых выпускников. На них из прошлого взирают такие же ребята как и они. Но их уже нет среди живых. Фотография - это запечатлённый момент жизни, когда эти выпускники ещё строили свои планы на будущее, надеялись на что-то, мечтали. Что могут они передать своим преемникам через 100 лет? Китинг озвучивает: "Ловите момент. Carpe Diem. Пусть ваша жизнь будет необыкновенной". Но это не означает: ищите только удовольствий. Это подразумевает: живите чувствами, будьте искренними и прислушивайтесь к тем затаённым мечтам и желаниям, которые в этом возрасте и формируют человека для будущей его судьбы. Учитель заставляет ребят оторваться от скучных и вредных теорий. Он предлагает вырвать страницы учебника, в которых речь идёт о "поверке алгеброй гармонии". Все последующие занятия на уроках словесности тоже выходят за пределы стандартной программы. Он выводит учеников на улицу. Он заставляет их ходить строем друг за другом. Но демонстрирует, что, несмотря на то, что они идут в затылок друг другу, в ногу, у каждого своя уникальная манера ходить. Общность задач и общность целей государства и общества, коллективное начало не противоречит индивидуальным особенностям каждой личности, её непохожести на других.

Благодаря этому посылу Китинга, Нил, который подсознательно всё время стремился к творчеству, но его воля была подавлена волей его отца, вдруг осознаёт, что хочет быть актёром, а не врачом. И он тайком от отца записывается в театральную студию. Он будет играть в пьесе Шекспира. Он счастлив, потому что наконец осознал, чего хочет. Второй человек, которого Китинг раскрывает - Тод Андерсен. Тод патологически боится любого публичного выступления. Но при этом пишет стихи. Психологически проблема в перегрузке сознания. Сознание не даёт возможности прорваться наружу эмоциям, чувствам. Проблема в воспитании. Воспитание в семье было нацелено на запрет выражения искренних чувств, на жёсткое подавление желаний. И Китинг выводит Тода из состояния контроля своих чувств. И Тод начинает буквально фонтанировать поэтическими метафорами, импровизировать на лету. Третьим победителем своих комплексов стал Нокс. Ему очень понравилась девушка, но которая считалась девушкой самого лучшего игрока в американский футбол в округе. Что может утончённый Нокс противопоставить грубой физической силе? Но уроки Китинга заставляют по-другому посмотреть Нокса на ситуацию. Он преодолевает стеснительность, идёт на контакт с Кристи, пытаясь выразить ей искренне свои чувства публично, даже прочитать стихи, не боясь глупо выглядеть и быть побитым соперником. И одерживает победу. Ещё один участник "Общества мёртвых поэтов" Чарли переходит границу свободомыслия. Его выходка стоит ему телесного наказания битой для крикета. И Китинг говорит ему, что он мог лишиться возможности присутствовать на его уроках. Т.е. обладание талантами, способностью самостоятельно мыслить, творить - не повод к тому, чтобы восставать открыто против системы. Это не вседозволенность. Надо быть мудрым, уметь уважать чужое мнение, каким бы неправильным оно не казалось. Этому же учит своих учеников директор школы, словесник Борис Николаевич Свешников в фильме "Дневник директора школы" (1975, СССР). Он защищает умного, творческого ученика от нападок завуча, но при этом делает ему замечание, потому что тот свой талант, свою индивидуальность противопоставляет личности учителя. В этих фильмах Учитель показывает, что менять мир надо начинать с себя, мировоззренчески. И отстаивать свои убеждения - это не означает объявлять войну системе. Можно жить в любом несовершенном обществе (тоталитарном, консервативном, либеральном), но быть чутким, отзывчивым, душевным человеком, через творчество, через искусство воспитывать других, показывать недостатки системы, ущербность морали общества. Так делали лучшие писатели, поэты, которых Китинг цитирует. "Мы должны смотреть на мир с разных точек зрения. Решив, что в чём-то разбираетесь, попробуйте посмотреть на это с другой точки зрения." Противопоставляя себя обществу, человек заявляет о том, что только он обладает монополией на истину. Чем тогда этот человек лучше того общества, которое навязывает ему свою мораль?

С этой точки зрения интересно посмотреть на отца Нила. Он высвечивает тот механизм мировоззрения, о котором я уже писал в других статьях, посвящённых фильмам про школу. Люди, которые не живут чувствами, не живут душой, от души незаметно скатываются к сознанию и телу. Это наше животное начало, которое в основе своей для выживания имеет защитные функции в виде инстинктов: самосохранения и продолжения рода. Как говорит об этом в своих исследованиях С.Н.Лазарев, эти 2 инстинкта, по сути, есть один инстинкт самосохранения: сохранить своё Я и продолжить себя в своих потомках. Инстинкт заставляет человека старательно строить свою территорию и её потом защищать. Это свойство всех животных. Мы видим на примере собаки и кошки, как они метят свою физическую территорию, а потом яростно защищают её от других сородичей. Человек, живущий своими инстинктами, обладает ещё и возможностью создавать не только физическую, но и духовную свою территорию. Например, человек А состоялся в науке, написал кучу статей, стал известен в научных кругах мира. Он обладает определённым статусом, авторитетом, с его мнением считаются. Если появляется молодой исследователь Н, который делает открытия, переворачивающие прежние представления (которые формировал наш герой А), то А будет всячески стараться дискредитировать исследования Н, препятствовать его продвижению, устраивать обструкцию в печати, обвинять в лженаучных выводах и т.д. Т.е. защищать свою территорию. Этот языческий подход свойственен человеку, живущему корыстными интересами своего тела и сознания. Но верующий человек, единобожник живёт приоритетом души над сознанием, над телом. Через душу мы объединяемся со всем миром. Если бы у А душа работала, то он бы  свои достижения объединял с достижениями других ради познания мира, ради поиска истины. Он сознавал бы, что его правда несовершенна. И такой учёный только всячески способствовал бы молодому начинающему дарованию. Мудрый человек никогда не сращивается с результатами своего труда, потому что понимает, что через него действует Творец. Всё, что мы имеем, мы получаем лишь на время. Остаётся только душа, наша бессмертная составляющая. И важно то, как душа трансформируется в процессе творчества, как она учится преодолевать "земное притяжение" инстинктов. Язычник всегда ищет выгоду здесь и сейчас. Для него реально только то, что он может осязать своими органами чувств. Отец Нила - принципиальный человек, не терпящий никаких возражений. С самого детства он "строит" своего сына, не давая ему выражать свои собственные желания, своё мнение, интересы своей личности. Он вообще не признаёт за Нилом право на собственный душевный мир. Самостоятельность он сможет получить только тогда, когда окончит университет. А пока всё, что требует от Нила отец, не подлежит обсуждению. Жизнь Нила, их семья, дом - всё это является территорией отца Нила. Здесь должен быть полный порядок. Никто не должен иметь мнения, отличного от мнения мистера Пэрри. Даже его жена. Принципы, которым следует школа Уэлтон, это и принципы мистера Пэрри. Нет никаких причин для того, чтобы их нарушить. Когда Нил всё-таки ослушался своего отца и сыграл в спектакле, отец просто забрал его из школы, чтобы отдать в военное училище. Раз школа не смогла дисциплинировать Нила, это сделает более строгое заведение. Китинг советовал Нилу поговорить искренне со своим отцом, попытаться высказать то, что живёт у него в душе. Даже если это не сработает, то надо просто немного потерпеть. Когда Нил станет самостоятельным, он сможет сам определиться со своей судьбой. Это Китинг говорит перед спектаклем Нила. Но тогда Нил не смог этого сделать, не смог набраться смелости. И вот новый удар по его судьбе. Теперь его жизненный путь к цели усложняется и удлиняется. И Нил не выдерживает. Он не видит выхода для себя. Его душа страдает. Он лишился своих друзей, своего Учителя и театрального творчества. Последней защитой могла бы стать его мать, если бы она способна была его пожалеть, посочувствовать ему, приласкать, если бы он смог от неё получить импульс любви. Но мистер Пэрри давно уже сломил, подавил волю своей жены. Она безмолвное существо, сломленное, опустошённое. Когда Нил обращается к ней за поддержкой, она просто говорит ему: "Ты устал. Тебе надо пораньше лечь спать." И уходит. Это стало последней каплей. Самоубийство оказывается единственным выходом для спасения души, из которой уходит любовь.

Учитель не в состоянии менять чужие жизни и судьбы. Он может показать только путь для спасения, дать надежду. Но этим путём ученику придётся идти самостоятельно. Китинг не виновен в смерти Нила. Если бы у Нила была вера, что всё создано Творцом, то он бы понимал, что нет ничего жёстко заданного. Трансформация души меняет и будущее, меняет судьбу. Но Нил воспитан в языческом обществе, где принято каждому самому строить свою карьеру с опорой только на свою волю. Если своя воля оказалась слабой, значит, тобой управляет воля другого человека. Отец нарисовал Нилу его будущее, а Нил поверил в эту картинку, в то, что она жёстко задана и ничего изменить нельзя. И его это не устроило.

Осталось посмотреть на финал этого фильма. ЧП побуждает администрацию школы к активной защите своих рубежей, своей территории. Не к спасению душ учеников. Не к выяснению истинных мотивов происшествия, а к защите своих ценностей, своего престижа. Задача - не дать возможность кому-либо обвинить школу в происшедшем. Судьба учеников никого, в данном случае, не волнует. Школа не борется за каждого воспитанника, за его будущее. Она приносит священную жертву, чтобы задобрить бога успеха и респектабельности: отчисляет ученика и увольняет Учителя. Главное - сохранить незыблемость устоев, принципов, традиций, статуса. Так происходит и в фильме "Хористы". И в фильме "Мимо окон идут поезда". Во всех трёх фильмов директор смотрит на школу как на свою вотчину. На неё он распространяет своё Я. Ведь престиж школы - это награды и почести её директору. Так устроен языческий мир. Он состоит из кланов, групп влияния, финансовых кругов. И все занимаются тем, что делят территории, сферы интересов. Но никого не волнуют чужие судьбы, чужие принципы и ценности. Идеал языческого общества, клана - уничтожить своего конкурента. Раньше это происходило на поле боя, теперь же стало возможным на поле информационном. Информационное воздействие может привести к физической смерти, как это и произошло с Нилом. В битве информационной школа побеждает как более мощная структура, обладая большими ресурсами. Какое-то там "общество мёртвых поэтов" или какой-то пусть и талантливый учитель не способны победить систему. Но на уровне тактическом. Но в стратегическом плане во всех трёх упомянутых фильмах заложена бомба замедленного действия. Или лучше сказать, незаметно посеяно зерно могучего в будущем дуба, которое будет прорастать незаметно, но неизбежно на этой почве. На физическом уровне мы видим: Нил погиб, Чарли отчислен из школы, учитель словесности уволен. Всё возвращается на круги своя. Вместо Китинга литературу преподаёт сам директор, восстанавливая традиционную программу. Вроде бы вычеркнут период, который олицетворялся с Китингом. Но информационное воздействие уже произведено. Китинг возвращается за вещами. И Тод Андерсен, который и двух слов не мог связать, робел перед любым начальством, вдруг чётко и ясно говорит о том, что он благодарен Китингу, он на его стороне. И встав на парту, произносит: "О капитан, мой капитан!" За ним встаёт и ещё десяток (половина класса). И директор школы, находясь в классе, ничего не может сделать. Он не может отчислить из школы всех. Финал открытый. Но зритель понимает, что в душах этих ребят уже что-то изменилось. И это что-то делает их более раскрепощёнными, свободными, свободомыслящими, не желающими подчиняться слепо установленным нормам и правилам. Эти десять человек восприняли тот дух нонконформизма, который заронил в них Китинг. И кто-то из них, закончив школу, престижный ВУЗ, заняв высокое положение в обществе, политике, экономике, войдя в элиту, сохранит в себе дух независимости суждений, творческого начала, и начнёт менять общество изнутри, не боясь осуждения, не боясь косности традиций и нравов. Как и где сработает заложенная мина замедленного действия, вопрос сложный. Поэтому и финал открытый. Но семена здорового нравственного начала уже посеяны.

Фильм говорит о двух важных вещах. Во-первых, какой должна быть школа и какими качествами в школе должен обладать учитель. Во-вторых, каким должен быть человек, чтобы он мог иметь благополучную судьбу, гармонично развиваться, создавать здоровую семью и растить здоровое потомство. И каким должно быть здоровое общество. И мы приходим к тем идеям, которые в своём учении озвучивал Иисус Христос. Не к тем интерпретациям, которые сегодня провозглашаются христианскими конфессиями, а к тем смыслам, которые заложены в заповедях и притчах Евангелий. Сами ученики Христа не всегда понимали своего Учителя. Часто недоумевали, сомневались в произносимых им истинах. Но 2000 лет Христианство живёт, несмотря на искажения, непонимание. Оно живёт в произведениях мирового искусства.