Профессионал

Елена Ряшина
Эннио Морриконе, конечно, великий композитор. Великий профессионал. Великий в том смысле, что его музыка, написанная к кино, всегда настолько точно соответствует тому, что происходит на экране, как бы передавая переживания, чувства, мысли героев. Она по-хорошему функциональна как и музыка в театре:  "не тянет на себя одеяло", а выполняет точную профессиональную задачу музыки для усиления визуального эффекта. Поэтому, убеждена, что в сознании каждого отчетливо живет лейтмотив фильма " Профессионал".
           Когда я слышу эту мелодию, она во мне сразу рисует картинку у вертолета, когда ты,  затаив дыхание, ждешь улетит ли Жослен Бомон  на этом вертолете, или случится то, что происходит в конце фильма. Но в нашей стране почему-то эту мелодию любят пользовать где надо и где не надо:  в прогнозе погоды по ТВ периодически всплывает сия мелодия, видимо,  как напоминание о том, что жизнь не вечна, хотя завтра вроде как солнечно на улице и малооблачно. Эта музыка иллюстрирует за кадром все “грустные” передачи, моей подруге эту тему даже запихнули в свадебное видео. А еще мой Последний звонок в школе проходил именно под эту мелодию. Организатору этого мероприятия казалось очень трогательным: читать стихи "Прощай, школа!" с воздушным шариком в руке под музыку, которая ассоциируется со смертью главного героя фильма, с моментом, который у каждого зрителя вызывает слезы и комок в горле.  Когда мы пришли на репетицию в актовый зал, наша зав.торжественными мероприятиями в школе с образованием Института культуры, выстроила самых активных учеников в линейку и сказала : ”Вы понимаете, что это прощание со школой, прощание навсегда! Уже через неделю ваша жизнь изменится и вы никогда (это слово она произнесла с особым талантом) не переступите порог родной школы в качестве учеников. Это очень грустное событие, поэтому музыка должна быть грустная”. Честно говоря, я ожидала любую трогательную мелодию, любой вальс, но никак не Эннио Морриконе.
            Конечно, многих эта музыка никак не поразила, словно, это просто мелодия, сама по себе, не несущая никакой смысловой нагрузки, кто-то даже пустил слезу, словно  эта мелодия ждала именно этого часа - школьного Последнего звонка, а мне было очень неловко стоять на сцене актового зала под эту музыку: у меня сразу рождались ассоциации и фантазии, что я вот тут стою, жду своего выступления, а вокруг в окнах дежурят снайперы наготове, я отчитываю свой стих, пою песню, начинаю спускаться со сцены в зал, музыка становится громче, и я как Жан-Поль Бельмондо, на секунду взглянув в зал, получаю пули в спину. Шарики в моей руке с грохотом лопаются, зрители в панике падают на пол, кто-то бежит к выходу, музыка усиливается и идут титры.
             Благо, я была не одна такая, кому идея выбрать Эннио Морриконе в качестве лейтмотива данного мероприятия, казалась абсурдной, слишком узнаваемая музыка, слишком много чувств она вызывает, но наша организатор была непреклонна. Так мы и читали стихи под тему из кинофильма “Профессионал”. Звучала она бесконечно долго, начиная утомлять всех вокруг. И вот когда Последний звонок уже подходил к концу, и мелодия Эннио Морриконе благополучно завершила свою миссию, на сцену вышел представитель РОНО, чтоб поздравить выпускников с торжественным событием. Он сказал много хороших напутственных слов, и в конце речи посетовал, что “ жаль, конечно, что не пришел Жан-Поль Бельмондо”. Шутка имела успех, а наша организатор невозмутимо стояла у колонны, делая вид, что ее это совсем не касается.
            С тех пор я неоднократно сталкивалась с этой музыкальной темой в ненужных местах. В театральном училище студенты другого курса делали под нее какие-то пластические этюды в черных гимнастических купальниках, однажды даже слышала ее из колонки во время открытия аптеки возле нашего Универсама, а вчера эту музыкальную тему играли поющие фонтаны у МЕГИ, хотя по идее фонтаны с разноцветной подсветкой  - это веселое развлечение, а ты стоишь и уже не можешь думать ни о чем, кроме как о том, что тебе как никогда жалко Жоса, который боролся за справедливость и хотел правды. Поэтому, чтобы заглушить досаду, я решила пересмотреть этот прекрасный фильм. И лишний раз убедилась, что эта музыка не может иллюстрировать черные гимнастические купальники, не может жить сама по себе, потому что она неразрывно связана именно с Жосленом Бомоном в кожаной куртке, который невозмутимой, спокойной походкой идет к вертолету, а ты, каждый раз прекрасно зная финал, все равно надеешься, что он успеет, сядет в вертолет и улетит в небо живой и невредимый, одержавший победу над ложью и предательством, и эта музыка прекрасного Эннио Морриконе станет гимном справедливого и смелого героя.