Уроки рисования - это праздник!

Наталия Евгеньевна Васильева
   Да, есть , что вспомнить из моей работы в обычной средней школе
и в детской художественной  города Желтые Воды.
Вкратце скажу, что я с детства любила детей.
Любила рисовать и лепить.Слушала журчание ручья, шелест листьев. Пение птиц. И понимала, они говорят ! Дети спрашивали меня: " А что говорит эта   ворона на ветке?"


 " И я переводила им послание птицы : " Дети. Будьте внимательны!"

    Один глаз, левый, у меня "телескоп". Я им вижу вдаль, что угодно, все детали. Даже еще в школе , меня друзья просили:  " Наташа , посмотри, что там написано..."
А правый глаз - "микроскоп".
 Я могла плести самую крошечную цепочку, из тончайшей проволочки, захватывая хирургическим пинцетом. Это маме, цепочка к 8 марта. Лишь потом, я узнала, что иногда у людей бывают такие врожденные формы хрусталиков. Это особенность зрения - АСТИГМАТИЗМ. У моего папы и его мамы было тоже такое зрение. И оно было очень удобным и выгодным в быту. Переключил глаз - бинокль, вижу звезду! А если надо кому-то занозу вытащить, запросто - смотрю в микроскоп!


   И мне казалось, что так и все люди видят, слышат, понимают, как и я, ощущают радость от линий, цвета и формы. Часто во дворе я брала цветные мелки и рисовала группе детишек сказочные темы, объясняла, что, мечтая, мы можем создавать истории. любые, какие пожелаем. Поэтому никогда не может быть скуки в нашей жизни.
Малыши и дети постарше радовались дружбе со мной. И часто, гурьбой, тарабанили в дверь нашей квартиры :
  "А Наташа выйдет?"


    И когда я закончила Саратовское художественное училище* в 1979 году, получив Диплом скульптора исполнителя и преподавателя детской художественной школы, я была рада встрече со своей любимой директриссой, филологом и прекрасным организатором - Тамилой Алексеевной Коряковой. Она была директором и восьмилетней школы №8 в г. Желтые Воды, и, затем - директором сш №5 , являвшейся лучшей в городе школой эстетического воспитания и центром создания исторического музея (Основатель Музея, и первый  директор сш №5 был Никита Яковлевич Гриб)** .
Она обняла меня , и сказала :
   "Наташенька! Ты же была директором музея еще в школе №8. Всегда была редактором стенгазеты, рисовала и украшала школу к празднику, и так же активно занималась в 9-10 классе, где получала среднее образование, в сш №5. Так значит, сам Бог тебе велит идти и работать в школе! Вести изобразительное искусство и историю искусств как факультатив ! "


Сказано, сделано. Назавтра - я в своей любимой школе, где знала каждую ступенечку и всех преподавателей. Меня просто втолкнули со звонком в светлое просторное помещение Музея при школе,с тремя огромными окнами и тюлевыми светлыми занавесками, где в застекленных витринах вдоль стен экспонировались исторические фотографии, портреты героев, и артефакты, картины, вазы, стояло у стены фортепиано.  Потом оказалось, что уроки музыки так же проводились в этом зале на первом этаже школы. Вдоль стен располагались тумбы, где под стеклом были выставлены разные находки поисковиков. Осколки снарядов, часть Зенитной установки, автомат, гильзы, каски, фуражка, кобура,  и личные вещи :  часы, фляжка, записная книжка,очки, сумка, и т.п. погибших бойцов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Ордена, награды. И атмосфера совсем не школьного - торжественного состояния, мира, тишины и уюта.

   Напротив школы, в Центальном городском парке Славы,  располагается Памятник -
 Мемориальный комплекс с общим захоронением Освободителей города от немецко - фашистских захватчиков, высокая Стелла , плиты с надписями, более 300 фамилий героев. Вечный огонь. Стройные могучие ели, которым полсотни лет.



   Я поздоровалась с детьми.
Это 6-А, красивые, нарядные пионеры. В школьной форме, с алыми галстуками.
Их классная руководительница - Ирина Ивановна Дмитренко,
учитель методист, красивая, удивительно творческая личность, биолог .
  Она и сейчас продолжает работать , учитель - ветеран, преподает в Лицее
( это моя бывшая восьмилетняя школа №8 ) и возглавляет Совет Ветеранов.


    Представилась  ребятам , рассказала немного о себе. Подчеркнула, что тоже, как сейчас  они, я училась в этой школе, как и мой старший брат Александр!
И познакомилась с каждым учеником - через одного - это дети моих знакомых , или одноклассников моего старшего брата, который на семь лет раньше меня закончил эту школу. Все фамилии - знакомые. Родители детей- через семьи все связаны. Будто одна большая семья. Я предложила рисовать любимую тему, подписать и сдать мне рисунки. Для детских рисунков у меня были приготовлены папки. В дальнейшем я могла наблюдать особенности каждого ученика, выбирать композиции на часто устраиваемые мною Тематические выставки в школе, а так же, и в городском музее. Урок пролетел быстро. Мне очень понравилось живое общение с детьми, радостная , доброжелательная атмосфера в классе.


   Это ощущение праздника распространилось по школе.
И когда я зашла в следующий класс, дети встали и начали аплодировать. Я спросила : " В честь чего? "- " Рады Вашему уроку!
Рисование - это праздник". Дети впитывали атмосферу музыки, прикосновения к Прекрасному через просмотр слайдов, диафильмов, книг- монографий о художниках.


    Я все приносила большими дорожными сумками, в школу  из дома: книги, альбомы, кисти, краски , карандаши, все свои еще студенческие запасы бумаги, рисовального угля, туши, гипсовые фондовские экспонаты, предметы для натюрмортов, собранные, купленные  мною из художественных салонов Москвы, Сочи,  коллекции репродукций,привозимые мною с выставок Москвы,Ленинграда,Саратова, Киева , какие у меня были. Благо, завуч, Усик Зоя Георгиевна  мне позволила складывать всё в часть выделенного мне места в ее
 шкафу. Все необходимые атрибуты я носила в Музей, где у нас, в основном , и проходили уроки. Но иногда и приходилось переносить громоздкие наглядные пособия из классса в класс. Я начертила проект создания Мастерской изобразительного искусства в рекреации школы на 2 этаже.Администрация школы проект утвердила, но сделать все никак не удавалось. Лишь позже, через 12 лет мы сделали этот проект с Смирновой Ольгой Дмитриевной на базе сш №3.
    Мне очень хотелось поддержать талантливых ребят , которые активно и успешно участвовали в выставках.  Детям лично оформляла грамоты и небольшие подарки, краски, кисти, карандаши. Все это за свой счет. Ведь в школе, к сожалению,  не было соответствующей материальной базы.


Дети подхватили идею создания галереи репродукций, приносили красивые глянцевые плакаты - репродукции картин художников, и цветные вкладыши из журнала ОГОНЁК. На втором этаже у нас была оформлена своя галерея искусств. Регулярно действовавшая выставка. Я выписывала много наборов слайдов по искусству и диафильмов, об Эрмитаже,Третьяковской галерее, Музее изобразительного искусства им. Пушкина, Лувра, Дрезденской картинной галереи, Метрополитен музея в США...
Стенды я изготавливала сама, за свой счет.
     Огранизовала факультатив и дополнительно, кружок рисования. Абсолютно все дети с радостью и энтузиазмом участвовали вместе со мной и в организации праздников в школе, и в выставках. Часто ходили в культпоходы или на экскурсии , наблюдали смену сезонов в природе, благо, живописный парк рядом со школой.
Меня ставили на замены уроков.Если кто-то из учителей не мог провести свое занятие. И дети просто ликовали.


  Кричали радостно : "Ура!Рисование!"


   Уроки для учеников были нескучными. Потому что темы были животрепещущие. Обсуждали фильмы, прочитанные книги, происходящие события, поездки. Мы не только рисовали и лепили по плану, но и обсуждали эмоциональные и жизненные вопросы, а значит,делились личным, это помогало детям раскрыть душу, поверить в себя.
Странно но иногда я не знала, что некоторые ученики были у педсовета школы на плохом счету. У меня они были отличниками.
Например, весьма своенравные братья Вербицкие, Егор и Денис, погодки, интеллектуалы, начитанные, на других уроках могли вставать и ехидничать.У меня они молча, с жаром, рисовали, иступленно , создавая невероятные шедевры, и их композиции - "Город будущего", "На других планетах" , были яркими и оригинальными, поражающими воображения учеников других классов. И таким образом , появлялся их авторитет, как гениальных ребят. Так же и Саша Вахтин, на моих уроках был как ангел, художник, концентрированно рисовал удивительные здания, тихо, даже не слышал звонка, окончания урока. Вдальнейшем, став взрослым,закончил строительный институт и успешно занялся строительным бизнесом.
Милая девочка - Светочка Кирюшина  с красивыми бантами, рисовала так самозабвенно!
Виталий Тёмушкин с младших классов проявлял невероятную ловкость, на грани волшебства, красоту и умение линией, изысканно и трепетно, рисовать абсолютно всё- от портрета, до пейзажа, по памяти и с натуры. Вся школа почтительно называли его художником.
   Анатолий Затынацкий всегда был активным и ярким лидером в классе,  своим уникальным комплектом цветных фломастеров, привезенным родными из-за границы, виртуозно владея графическим чутьем , прямо у доски, перед всем классом , рисовал удивительные сценки из любимых мультфильмов, чтобы дети "хором" могли угадать персонажа!  В настоящее время он стал депутатом городского совета.

С некоторыми ребятами я ездила в Днепропетровск на выставку в дом пионеров. Нас возил на своем автомобиле мой отец, Васильев Евгений Георгиевич - от дверей дома и с доставкой обратно, уже поздно вечером. Ведь 120 км - это в одну сторону. Фестиваль Искусств в Днепропетровске , в Дворце Пионеров. Там было награждение наших троих учеников за лучший рисунок по теме : "Мой Друг". Мы там получили не только грамоты, но и ценные подарки, фотоаппараты, и эккурсионную поездку на прогулочном теплоходе по Днепру. Нам подарили десяток накачанных гелием огромных воздушных шаров, и назад мы ехали, держа эти разноцветные шары в открытых окнах авто. Наша машина - будто летела, под улыбки прохожих и других проезжающих. Нам кричали поздравления и приветствия или давали при встрече гудки. Наши ученики- победители были очарованы таким ярким событием! Мой папа улыбался всю дорогу.
   Надо сказать, что мой отец, Васильев Евгений Георгиевич, очень радушно помогал мне, поддерживал и вдохновлял в работе. Он был главным инженером, и  директором завода РМЗ и являлся Шефом нашей школы, а так же Дома пионеров,где я,вела Изостудию.


    На моих уроках любили сидеть в свои "окна" , т.е. промежутки между уроками по расписанию, - другие преподаватели. Им нравилась непринужденная и приподнятая атмосфера доброты и радости на уроках. Говорили, что и сами хотели взять в руки кисть. Ольга Дмитриевна Смирнова, наш учитель- методист по ИЗО, часто прибегала ко мне на уроки, садилась на последнюю парту и что то записывала. Я спросила ее , что именно она пишет. Ольга Дмитриевна объяснила, что ей нравится, как легко и непринужденно я веду уроки, и ей хотелось взять эти принципы и детали для себя, для своих  занятий.
Мы решили с нашим Методическим Объединением учителей рисования организовывать такие уроки - презентации для взрослых преподавателей. Всегда дружили с учителями литературы, истории, музыки и домоводства. С библиотекарями. Собирались в чьем-нибудь классе и организовывали открытое занятие по художественной культуре. Расказывали о художниках, затем всем раздавали бумагу, краски, и под музыку и поэзию вели два часа композиционное занятие. Например, об Айвазовском, просмотрели слайды, прочувствовав атмосферу моря. И вспомнив свои эмоции, попытались в цвете, линиях, и тоне передать свое состояние души. Что такое МОРЕ? Это энергия, это жизнь,  колоссальная сила и величие! Вот так, неожиданно для себя, взрослые люди вдруг открывали для себя удивительное наслаждение - работать кистью, красками, изливать на бумаге чувства,трепетно передавать мазками личное ощущение стихии... И затем в изумлении, представив свои работы на доске, а иногда и в коридоре, прямо на полу- все выходили и смотрели, ахали : сколько талантов и чудес скрывается в каждой личности! Как же приятно становится на душе! От общения, и от создания своей персональной картины!

   Затем радостные,счастливые- сдвигали столы, ставили самовар, и пили чай, с принесенными из дома печеньем , вареньем, медом, и всякими сладостями.!

Меня очень поддерживали наши замечательные, заслуженные учителя начальных классов. Знаменитые в Желтых Водах педагоги , воспитавшие не одно поколение желтоводцев - Адель Фёдоровна Гирман и Людмила Александровна Трубленкова, которые вместе со мной проводили комплексные уроки и воспитательные часы, где дети не только читали и писали, считали и слушали,но и тут же рисовали, лепили, вырезали, создавали композиции. И звучала музыка! Я приносила свой проигрыватель, пластинки, эпидиаскоп, демонстрировала диафильмы и слайды по теме, по искусству.

   Мои ученики были моими друзьями. Они ходили и ко мне на занятия в Изостудию Дома пионеров.
Многие закончили ВУЗЫ по художественной сами стали преподавателями и художниками. Анастасия Саржан. Марина Ушакова. Лилия Гутовская. Станислав Горб. Роман Зацаринный.  Некоторые ученики работали преподавателями в дальнейшем, в созданной Смирновой Ольгой Дмитриевной и мной, в детской художественной школе на базе еще одной сильной профильной школы сш №3 имени Николая Островского.
Мы всегда взаимодействовали с городским Художественно - историческим музеем , названным в честь его материального спонсора, инженера-новатора, литературоведа и поэта, мецената, Ефима Ильича Пригожина, лауреата Ленинской премии. Регулярно общались с художниками города. Ведь нашим общим культурным Центром, Альма Матерью, была Изостудия во Дворце культуры , которой руководил Михаил Александрович Москвитин, так же выпускник Саратовского художественного училища. Программа училища была и остается АКАДЕМИЧЕСКОЙ,основанной на фундаменте Ленинградской Академии Художеств, принципах преподавания Репина, Чистякова и Лосенко, Манизера, академиков живописи, рисунка и скульптуры.
 Сейчас наше детище, детская художественная школа, продолжает работать. Но кризис в стране затронул и эту сторону школьной жизни. Сократили часы и зарплаты, художники в городе есть, но им неинтересно за копейки работать. Как, впрочем, работали все годы "Незалежности " и мы... Нет Профсоюзов, которые бы защищали самоотверженный труд преподавателей, воспитывавших творческих личностей. Поэтому работала  с юными художниками вдохновленная нами, продолжательница наших традиций, закончившая при нашей поддержке художественно педагогический факультет  Криворожского педагогического Университета, Юлия Сергеевна Иваненко.
 
 

 
     Я работала преподавателем изобразительного и в частной школе, основанной Ольгой Владимировной Гальченко,( по секрету - ради своей дочери, Дашеньки и племянницы Насти), с которой когда-то состояли вместе в комсомольской организации Дворца культуры. Я работала художником оформителем, а она в культурно массовом секторе, по окончанию культ.просвет.училища. В частной школе приняли Авторскую, развивающую творческий потенциал детей, Программу. Дети в школе находились с 8 утра и до 17 часов вечера. Пели, танцевали, разучивали стихи . Участвовали в полном процессе создания спектаклей, делали декорации, изготовляли костюмы, репетировали и затем торжественно выступали перед гостями, приглашенными и родителями.Особое внимание уделяли именно эстетическому воспитанию детей. Уроки по темам шли не по одному часу, а блоками. Т.е. Если уж рисовать, мастерить декорации или поделки, так уж с утра и до обеда! А на обед,очень вкусный, приготовленный замечательной поварихой Валентиной.  В нижний зал обедать шли все, и преподаватели, и дети.
При школе в выходные дни функционировала студия Малышок, где дети с 4 лет получали подготовительные знания и навыки перед школой, по музыке, рисованию, танцам, физкультур, иностранным языкам.

Всё это в прошлом...

Детей все меньше, школы закрываются. С культурой в Украине проблемы, и немалые... Государство сейчас возглавляют абсолютно некомпетентные, мягко говоря люди. Власть захватили бандиты, воры в законе...Это страшно.
НИКОГДА даже представить себе не могла этого ужаса . Наше детство, юность, молодость были насыщены энтузиазмом, счастьем, оптимизмом. Большой верой в Будущее.  Прекрасное далеко.

  Вот пока немногое из моих воспоминаний. Об уроках, различных историях, событиях. Впечатления. О детях, можно говорить и писать бесконечно. О нашем друге, коллеге, замечательном художнике,историке,  полковнике Петре Николаевиче Овчинникове, первом директоре нашего городского художественно - исторического музея. Как он, и Ефим Ильич Пригожин, друг и коллега моего отца ***, первый секретарь горкома партии Михаил Александрович Конарев**** готовили меня ему на смену - работать в Музее, ведь я заканчивала  факультет теории и истории искусств КГХИ (НАИИА)***** в Киеве. Но я не стала в 1983 году Директором нашего местного музея. Из обкома партии Днепропетровска прислали "своих людей".
Коренева Эльвира Алексеевна была чудесным директором нашего музея.

  Все , что не делается, к счастью.



*Саратовское художественное училище имени А. П. Боголюбова
http://shubogolubov.ru/

**Директором школы был назначен Никита Яковлевич Гриб, ветеран Великой Отечественной войны, награжденный боевыми медалями и орденами, который организовал поисковую работу среди школьников, стал инициатором создания Мемориального комплекса, над которым взяли шефство ученики школы №5, а также создал школьный музей
Источник: https://www.mnenie.dp.ua/2008/11/19/---50-/ Желтые Воды: Новости, События, Комментарии. Интернет газета г. Желтые Воды © www.mnenie.dp.uahttps://www.mnenie.dp.ua/2008/11/19/---50-/

***Ефим Ильич Пригожин (12 ноября 1914 — 19.11.1999) — лауреат Ленинской премии
https://ru.wikipedia.org/wiki/,_

****За заслуги перед городом Желтые Воды

За  заслуги  перед  городом  Желтые  Воды
28.04.2017 , № 49 от 28 апреля 2017 г.
Штрихи к портрету современника
http://rg.kiev.ua/page5/article38609/

*****Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры (КГХИ)
http://www.education.ua/universities/442/