Поющие гитары

Анжелика Миллер
Концерт бардов в городе Эссене

Репортаж с места событий: на фото бард Александр Барановский из КСП г. Дюссельдорфа "Адажио".

  4 июня 2017 года в небольшом здании под названием «Kinder und Jugendhaus H;rsterfeld» по улице Von-Ossietzky-Ring 24 в Эссене собралась неплохая компания, человек 30-35, которой я бы дала такую характеристику (как идёт из души и от сердца) – «поющие гитары». Сидели долго, до полуночи. Расстаться не могли. А путь назад не близкий, ведь не все «поющие» и «слушающие» были из Эссена, многие приехали за 100-250 км.: Мёнхенгладбах, Мюнстер, Гельзенкирхен, Бонн, Дюссельдорф, Дортмунд, Вуперталь, Бохум, Кёльн, Кассель и др.

  Хотелось бы отметить, что значение терминов «авторская песня» и «бардовская песня» несколько отличаются друг от друга. Насколько мне известно, слово «бард» (поэт и певец в Средние века) пришло к нам от кельтов. Бард – представитель авторской песни, а в более широком смысле – автор-исполнитель собственных. Однако, если барды имеют право исполнять чужие песни и, как правило, они только и исполняют чужие песни (нам достаточно известны – Алексей Брунов, Галина Хомчик, Андрей Козловский, Наталья Дудкина), то автор-исполнитель выходит к публике с арсеналом собственных сочинений (и слова, и музыка выстраданы и вымучены на основе собственного опыта). Не будем далеко ходить за примером: Юрий Визбор, Владимир Высоцкий, Вероника Долина, Александр Розенбаум, Олег Митяев, Булат Окуджава и др.

  На вечере в Эссене, который организовал Олег Цыганов (здесь нужно заметить, что он и бард, и автор-исполнитель), всё смешалось и все смешались, став единым целым. Пели песни Визбора, Городницкого, Окуджавы, Кима, Дулова, Дольского, Мориц (замечательный бард-исполнитель с консерваторским образованием Рената Гафарова спела три её песни). Выступали: Олег Тильман из Дюссельдорфа с собственными песнями, дуэтировали Павел Бабич и Игорь Каплан, Катя пела много и красиво, одна и дуэтом (фамилию не знаю), Александр Емельянов приехал с гитарой, Лена Качмарина исполнила «И реки, и моря…», Барановский Александр долго не выпускал из рук гитару и в начале вечера, и в конце, пели хором вместе с ним многие известные песни. Пара слов о персоне. Итак, Александр Барановский:
«Учился в Пединституте и в культпросветучилище. Все три заведения благополучно закончил, получив специальности - инженер строитель мостов и тоннелей, преподаватель математики и физики, руководитель оркестра народных инструментов. Затем в Омске преподавал гитару в Доме культуре и музыкальной школе. Основал ансамбль гитаристов, а позже инструментальный ансамбль «Ривьера». Выступал с лекциями и концертами «С гитарой о гитаре» по Омску и омской области. Аккомпанировал солистам Омского музыкального театра и Омского народного хора…»

Борис Петрухин пел романсы. Пара слов о персоне:
«Родился в 1926 году в Ростове-на-Дону. С 9 лет начал обучаться игре на семиструнной гитаре. С 10 лет играл в оркестре Дворца Пионеров, выступал с концертной бригадой в кинотеатрах перед показом детских фильмов и на других сценах. С 1948 года обучался в Ростовском музыкальном училище по классу аккордеона. Потом перешёл на дирижёрско-хоровое отделение. Обучался в консерватории г. Алма-Аты. 55 лет работал в Ростовской музыкальной школе. Некоторые из учеников стали лауреатами международных конкурсов. Дирижировал хором, вёл класс вокала. Давал уроки игры на аккордеоне и гитаре. Гитара семиструнная старинная, которой 200 лет, досталась Борису по наследству. Разработал свой самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Занесён во всероссийскую энциклопедию гитаристов как «старейший гитарист Дона»…»

  Моё знакомство с гитарным клубом «Адажио» произошло молниеносно, бестолково, сумбурно и путанно. Как мне кажется, я перепутала всё, что можно было перепутать: имена, фамилии, города. В своё оправдание скажу следующее: во-первых, мы с моим коллегой опоздали почти на час. Заходим, поёт Александр Барановский. Во-вторых, в паузе мне было совершенно некогда, потому что раздавали бесплатные торты и колбасу с сыром. Чай мы наливали сами – как говорится, прислуги у нас нет, рабы – не мы, мы – не рабы. В-третьих, я кое-как успела сфотографироваться с несколькими бардами, в основном это были мужчины. Женщины, извините меня, вы все прекрасно пели, но я не нашла ни минутки уделить вам должного внимания!  И вот меня уже объявляют…

  А за пятнадцать минут до этого, во время паузы, возле меня постоянно то стоял, то ходил один молодой парень в клетчатой рубашке. Ну как молодой? В смысле – моложе меня лет на десять (без усов и бороды, без лысины и без возрастного животика), и он мне сказал, что его зовут Серёжа. Я, помнится ,тогда сказала, что моего сына тоже зовут Серёжа, и сразу же прониклась к нему теплом и заботой. И любовью. Серёжа постоянно оказывался рядом даже тогда, когда его не просили. Врезалось – огромные глаза на фоне клетчатой рубашки. Вроде бы зелёные. Я потащила его на улицу и приказала: «Жди! Сейчас гитару свистну». Перепробовав 6 гитар, мирно лежащих на столах и стоящих на стульях, мне не подошла ни одна. На память пришла народная мудрость: «Плохому танцору всегда носки жмут…»
  И вот я вынесла гитару на улицу и в присутствии Серёжи стала зажимать струны на аккордах. Вроде бы ничего. Это была гитара Игоря Каплана. И я её тут же у него застолбила. А Серёжа поддержал меня морально, мол, не трясись, сыграешь и на чужой гитаре…

  Когда писала этот репортаж (с места событий и потом), Сергей оказался вовсе не Сергеем, а Дмитрием Мецлером. Вот как жить на свете, когда кругом один обман? А как писать статьи, если все известные хотят остаться неизвестными? Я и так (возможно) перепутала все имена и фамилии. Ещё и этот Серёжа-Дима. Например, женщина в красном кожаном пиджачке с прекрасными  белокурыми волосами пела под фонограмму один украинский романс. Голос, что называется, лился ручейком, обволакивал и стеснял грудную клетку – не вздохнуть, ни охнуть. А фамилию она произнесла нечётко: то ли Наталья Тротман, то ли Наталья Трауман.

  Олег Тильман из Дюссельдорфа мне тоже показался сначала Тильманом, а потом Ивановым. Вернее, это он сам мне так представился. Я подумала, что он шутит. Типа: Иванов, Петров, Сидоров… в Германии… из анекдота. И вот я долго искала его фотографии (под двумя фамилиями) в интернете, в конце концов, вышла-таки на страницу бардовского гитарного клуба «Адажио», и что вы думаете? Ни одна фотография не подписана. А потом меня ещё критикуют, что я всегда мучаю людей своими вопросами: вы кто? Вы где? Вы почему?

  После того, как мне дали слово (во второй части бардконцерта), я в двух словах сказала о своём новом романе, представив тут же мимо проходившего издателя Александра Барсукова. Кстати, с мой лёгкой руки, к нему после вечера повалил народ издавать свои книги. И вот, когда в страшной трясучке и мандраже (не знаю почему, к публике вроде бы привычная!), я спела две свои песни из предпоследнего музыкального сборника: «Белая магия» и «Домик-Трамвай», Олег Цыганов по-заговорщицки спросил:
«Может, стихи свои почитаешь?»
Я растерялась. У меня в голове сразу же пронеслась толпа стихов и, как всегда, встала проблема выбора. Пока я думала, оттягивая время, уточнила: «А можно?»
«Ну да!»
У меня почему-то закрутилось самое короткое, которое, как мне казалось, подходило к данной обстановке, оно с эротической подоплёкой:
«Люблю человеческий гвоздь,
В котором отсутствует кость».
Времени на «отбор» не хватило, и пока я менжевалась «читать-не читать» эротическое, Олег потерял терпение. Он не стал ждать с моря погоды, взял гитару и спел несколько известных песен. Мы все подхватили.

  Домой я ехала в машине Александра Барсукова. Как всякому любопытному человеку мне нравится «ковыряться» в людях, узнавать что-то новое, неожиданное, и всегда я делаю выводы.
- Саш, а почему ты ездишь на бардовские посиделки? Что ты получаешь от таких вечеров в эмоциональном плане?
- Я не шибко интересуюсь бардовской песней, и такие посиделки для меня скорее выход в свет, что я себе весьма редко позволяю. В литературном отношении это тоже обычно грустно – я вижу, что часто песня «получается» превосходная, тогда как стихи не очень, примеров тому сотни. Меня это беспокоит. В целом же я общаюсь не с бардами как явлением, а с конкретными людьми, от которых меньше всего ожидаю, что они сейчас схватятся за гитару и примутся петь. Это их личное дело. Например, к слову, я тоже играю на гитаре, и мог бы чего-то там спеть, но мне даже в голову не приходит…

3-4. 06. 2017, Мюнстер, Мари Шансон

Исправление ошибок: Репортаж с места событий бард Олег Иванов (он же Гительман).