Бал Бухгалтера. Сценарий

Майя Дюгонь
НАТ. ПАНОРАМА БОЛЬШОГО ГОРОДА. ВЫСОКОЕ ЗДАНИЕ БИЗНЕС ЦЕНТРА. УТРО

ЭФФЕКТ УСКОРЕННОГО ДВИЖЕНИЯ.

Под звуки разнообразных будильников из мобильных телефонов над городом восходит солнце. Вместе с солнцем просыпается большой город. К офисному центру съезжаются машины. День заканчивается. Постепенно темнеет. Включается свет в окнах бизнес центра. Начинают разъезжаться машины. Гаснет большинство окон. Остается одно.

ИНТ.КАБИНЕТ ГЛАВНОГО БУХГАЛТЕРА. ВЕЧЕР.

В приоткрытую дверь кабинета с табличкой на двери «Главный бухгалтер ЛЮДМИЛА Владимировна Булочкина» виден стильный и дорогой интерьер. Большой стол. За компьютером работает Людмила. На столе ничего лишнего, только фото МАМЫ Людмилы и фото Людмилы с собакой лабрадором. Большая стопка толстых папок разного цвета. На компьютере открыты таблицы. Тихо играет классическая музыка. На столе лежит мобильный телефон.

Звонит телефон в беззвучном режиме. На экране имя звонящего - «МАМА».

Людмила, не отвлекаясь от компьютера, отвечает на звонок, переключает на динамик.

ЛЮДМИЛА
(Очень нежно)
Да, мамочка.

МАМА
(требовательно)
Булочка, когда ты будешь?

ЛЮДМИЛА
Скоро. Уже свожу баланс. 

МАМА
 11-й час!

ЛЮДМИЛА
Мамочка, это мой бухгалтерский Эверест. Я 10 лет шла к этой вершине. Дай мне насладиться видом.

МАМА
(обиженно)
Ужин уже два раза разогревала.

ЛЮДМИЛА
Погуляй с Мальчиком!

МАМА
Не ищи мне, чем заняться.

Отключается.

ЛЮДМИЛА
(улыбаясь, глядя на выключенный телефон)
Я тебя люблю.

Продолжает работать. Сравнивает цифры из папок с цифрами в компьютере. Работает все быстрее. Нетерпеливо вглядывается в документы в папках. Быстрее их перелистывает.

Темнеет в кабинете. Она добавляет свет.

Вдруг начинает темнеть экран. Начинают расплываться цифры.  Цифры не видны, в глазах темнеет. Продолжать работу невозможно. Она закрывает глаза ладонями и опускает голову на руки, поставив их локтями на стол.

В кабинет заглядывает ОХРАННИК.

ОХРАННИК
Добрый вечер, Людмила Владимировна, а я думаю, у кого тут такая иллюминация. Проспект осветить можно.

Людмила поднимает взгляд на Охранника смотрит на него полными от слез глазами.

ОХРАННИК
У Вас все хорошо? У вас глаза уставшие.

ЛЮДМИЛА
(не мигая)
Да. Да. Спасибо.

ОХРАННИК
Вы бы к доктору сходили. Взяли бы каких-нибудь капель для «усталых» глаз.

Людмила быстро хватает сумку, выбегает, практически сшибая его с ног.

ЛЮДМИЛА
(на ходу)
Да. Да. Я просто устала.

ИНТ. КАБИНЕТ ОКУЛИСТА УТРО

Дорогая клиника. Кабинет оснащен по последнему слову техники. МЕДСЕСТРА проводит первичную диагностику. Проверяет зрение Людмилы по таблице. Одевает корректирующие очки. ВРАЧ записывает показания в карточку.

Врач проверяет на аппарате глазное дно. Медсестра записывает.

ВРАЧ
Очки носите?

ЛЮДМИЛА
(с сарказмом)
Да. Солнечные.

Наконец все процедуры проведены. Все садятся вокруг стола. Врач нарочито долго выводит что-то в карточке. Медсестра тоже пишет, не поднимая глаза на Людмилу.

ЛЮДМИЛА
(нетерпеливо шутя)
Ну что, доктор, жить буду?

ВРАЧ
(не отрываясь от записи)
Ну, от этого не умирают.

ЛЮДМИЛА
(с сарказмом)
Так что ослепну?

ВРАЧ
100% слепоты не бывает. Ну, в общем, у Вас не очень хорошая ситуация.

Врач говорит какие-то термины. Людмила слышит, как сквозь туман обрывки фраз.

ВРАЧ
Разрушение хрусталика…

ВРАЧ
Отслоение сетчатки…

ВРАЧ
Постепенная полная утрата зрения…

ВРАЧ
Работа на компьютере недопустима…

Людмила сидит, оглушенная этой новостью. Перед глазами кадрами проносятся знаковые события: девочка с белыми бантиками, окончание школы с золотой медалью. Экзамен в музыкальной школе. Экономический институт с красным дипломом. Покупка машины, квартиры.  Переезд мамы. Покупка собаки – лабрадора. Рядом всегда была мама.

ВРАЧ
Медицина пока бессильна.  Но потеря зрения будет постепенной. Вы привыкнете.   

Людмила, недослушав, встает и идет к двери, как сомнамбула.

ЛЮДМИЛА
Говорят, что лучшие поводыри - лабрадоры.

Разворачивается и усмехаясь в дверях говорит.

ЛЮДМИЛА
 У меня как раз - лабрадор.

Людмила выходит из кабинета.

НАТ. УЛИЦА ПЕРЕД ВХОДОМ В КЛИНИКУ ДЕНЬ

Дрожащими руками Людмила достает телефон. Набирает номер.

ЛЮДМИЛА
Мамочка!
(рыдая в трубку)

МАМА ЛЮДМИЛЫ
Булочка, что случилось?

ЛЮДМИЛА
Мамочка, я слепну!

МАМА ЛЮДМИЛЫ
Кде ты? Кто тебе это сказал? Почему?

ЛЮДМИЛА
Я только что была у окулиста.

ЛЮДМИЛА
(начиная злиться)
Почему? Может быть потому, что с детства слышала фразу «совершентсву нет предела»? И даже отдых не могла себе позволить, потому что научена была так, что лучший отдых - это смена деятельности.

ЛЮДМИЛА
(переходя на крик)
И боялась, что ты перестанешь меня любить, если я расслаблюсь и перестану над собой работать. Я даже не знаю, как это быть собой. Да и вообще. Просто быть.

 Людмила подходит к машине. Открывает дверь. Садиться в машину. Бросает телефон на сиденье рядом. Хлопает дверцей машины. Закрывает лицо руками и рыдает.

ИНТ. АВТОМОБИЛЬ ДЕНЬ

Людмила сидит в машине. Стук по машине сзади. Она ничего и никого не видит. Выходит из машины.

НАТ. УЛИЦА ПЕРЕД ВХОДОМ В КЛИНИКУ ДЕНЬ

Людмила обходит машину.

Возле машины МАЛЬЧИК 3-х лет в очках с толстенными линзами. Рядом ЖЕНЩИНА, видимо его мама. Мальчик врезался на самокате в машину.

ЖЕНЩИНА
(к Людмиле)
Вы извините, это я виновата.

ЖЕНЩИНА
(поднимая и отряхивая ребенка)
Не уследила. Он уже практически не видит, но так любит кататься, я разрешаю. Хочу, чтобы он побольше увидел в жизни. Пока видит.

ЖЕНЩИНА
(уводя ребенка)
Еще раз извините. Пойдем, сынок, в парк. Ой, посмотри на небо, какая птичка красивая полетела!

Женщина с ребенком идут в сторону парка. Людмила смотрит им вслед. Она поднимает глаза к небу, начинает пристально все разглядывать, как будто впервые это все видит.

НАТ. АЛЛЕЯ ГОРОДСКОГО ПАРКА ДЕНЬ

Людмила идет, внимательно разглядывая все, что попадается в ее поле зрения. Цветут первые цветы на клумбах. Идет мимо детей, мам с колясками, бабушек… Проходит мимо памятника поэту. Обращает внимание на группу ПОДРОСТКОВ. Они что-то говорят.

С ними УЧИТЕЛЬ. Видимо такой неформатный стиль проведения урока литературы. Людмила замедляет шаг, останавливается, слышит обрывки фраз.

ПОДРОСТОК 1
Как много тех, с кем можно лечь в постель…

ПОДРОСТОК 2
Остановитесь…чтоб увидеть душу.

УЧИТЕЛЬ
Вы молодцы. Хорошо подготовились.

ПОДРОСТОК 3
Их почему то было легко учить.

ПОДРОСТОК 1
Да. Он видит так… очень образно что ли.

УЧИТЕЛЬ
(печально)
Видит.

УЧИТЕЛЬ
А вы знаете, что еще юношей Асадов был ранен, чудом выжил и полностью ослеп?

Подростки отвечают отрицательно.

ПОДРОСТОК 1
Знаю, что Бетховен оглох.

УЧИТЕЛЬ
Совершенно верно. Но по его собственному мнению, да и по мнению критиков именно после этого Бетховен начал писать музыку совершенно другого уровня.

ПОДРОСТОК 3
Как это?

УЧИТЕЛЬ
( задумчиво)
Возможно он стал слышать истинного себя.

Подростки приуныли, задумались.

УЧИТЕЛЬ
(улыбаясь и говоря громче)
Я не призываю вас ослепнуть, чтобы начать видеть большее, но я призываю вас открыть глаза и быть внимательными к тому, что происходит немного дальше вашего  телефона, планшета или экрана компьютера.

Подростки и учитель смеются.

Людмила улыбается, разворачивается и уходит. Ее походка легкая и уверенная.

УЧИТЕЛЬ
(голос за кадром)
 А счастье, по-моему, просто Бывает разного роста: От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека!

ИНТ. ЗАЛ СО СЦЕНОЙ В УНИВЕРСИТЕТЕ.

На сцене Людмила. Она в затемненных очках. Людмила вручает диплом последнему выпускнику и подходит к микрофону тут же на сцене.

В зале сидят выпускники и выпускницы университета в шапочках и мантиях. В зале на первом ряду сидит Мама Людмилы, счастливо улыбается.

ЛЮДМИЛА
Выбор жизненного пути начинается не после выпускного, а с момента Вашего рождения.

ЛЮДМИЛА
Поэтому идите по этому пути. Ищите свое истинное место в жизни и будьте счастливы. А если вы не сделаете этого, то пространство заставит вас сделать это.  Уж поверьте мне - Вашему преподавателю, что у Высшего Разума много способов привести нас к счастью. В добрый путь!

Зал. Аплодисменты. Свет софитов становиться ярче и больше, трансформируясь в лучи солнца.

 Тихо звучит классическая музыка.

ЛЮДМИЛА
(закадровый голос, постепенно затихающий)
И я умею даже там смеяться,
Где слабый духом выл бы от тоски!