Мы и роман в стихах Евгений Онегин

Татьяна Аленчикова
Т.Ф (пожилая учительница в парке читает книгу на лавочке.)

Сергей. (Выходит с книгой, вздыхает, уговаривает сам себя) Папа сказал, пока всего Онегина не прочту —  планшет не даст. Эх! А я ещё   до середины книжки не добрался.
      Это же надо — это что - лето?  Это  что — каникулы!!!    (садится,     начинает читать)
( выходит Клим в цилиндре и сюртуке, за ним заинтригованные девчонки)

Клим. ( картинно читает стихи Т.Аленчиковой )
     Мне не снилось такое давно -
     Пушкин я, а Лицей — в Строгино.
     Я шагаю, довольный вполне,
     Вдруг услышал: «У нас в СтрогинЕ...»
Ну, а я-то   тотчас понимаю:
Раз склоняют, то значит — ругают!
И не выйду я из кинА 
В центре вашего «СтрогинА»!
     Пусть  всегда кто-то  видит в окне,
     Как «меняется жизнь в Строгине...»
     Я же вижу в своё окно
     Парк у речки и сад Строгино!
Мы гордимся Лицеем своим,
А другие — своим Строгиным.
Только хочется слышать одно
Неизменно «Москва -  Строгино!»

Сергей. (отвлекается от чтения глядит на Клима) Вот ведь какая чушь от скуки в голову лезет!          (Снова утыкается в книгу).

(девочки, поглядывая на Клима, подходят к Сереже)

Олеся.  Сереж, ты что, Онегина читаешь?

Сергей.  Ну да

Аня.    Так ведь каникулы только-только начались...

Сергей.  А родители компьютер не дадут, пока не прочту.

Олеся.   А ты кино посмотри, вон, в библиотеке можно.

Аня.     Или дома по видику... А мы хотели, чтобы ты с нами гулять пошёл...

Сергей.   Не получится. Да, ещё папа сказал -  подробно будет спрашивать и  даже по главам, так что кино не поможет…

Олеся.   Так и сказал, что по главам?

Сергей.  Ну, да! Мне уже сам Пушкин стал мерещиться...

Аня.     И мне...

Олеся.   И мне...

Клим. (подходит ближе)   Между прочим, цилиндр настоящий. Я тоже настоящий. Меня Клим зовут. Это я пытаюсь проникнуться духом Александра Сергеевича…  Сегодня же Пушкинский день!

Олеся.   Меня зовут Олеся, это — Аня, Мы хотели Сережу с собой позвать на     качели, а он, видишь - занят. Может, подскажешь что-нибудь?
 
Аня.    Раз уж  до такой степени духом Пушкина проникся...

Клим.   Конечно подскажу.   Пушкин всем главам своего романа  однажды названия дал, а наш современный писатель - Валентин Берестов, в четырех строчках каждую главу пересказал! Могу ксерокопию предложить.  Вот!

Аня.    Здорово!

Олеся.  Давай, говори быстрее. Это мы весь роман за 5 минут пробежим!

Клим.   Коротко слишком. Сергею перед папой выступить, конечно, поможет.  Только читать первоисточник всё равно придется...

Олеся.  Конспект при повторении - незаменимая вещь. Сережа, ты там сейчас какую главу закончил читать?

Сергей.  Ну, первую закончил.….

Клим.   Пушкин назвал её  «Хандра». А Берестов так излагает...

В деревню едет юный модник.
Он - вертопрах и греховодник.
Не знает худа и добра,
Но юношу томит хандра.

Серёжа.  Ничего себе, сокращенный пересказ...

Аня.    А вот ту главу, где Татьяна письмо с признанием в любви пишет...

Клим.     Пушкин Третью главу назвал «Барышня», а Берестов так  её законспектировал...

Всего милее для Татьяны
Природа, няня и романы.
Но, как мы видим из письма,
Онегин дорог ей весьма.

Сергей.    Нет, конспект Берестова мне слабо поможет… Просто названия, которые сам Пушкин дал — больше для включения памяти дают.

Олеся.  Давай, я тебе  помогу, я ведь французский язык сначала учила. Оказывается, Пушкин в эпиграфе  к «Онегину» написал по-французски ………………………………….
Аня.   А я перевод выучила: «Проникнутый тщеславием, он обладал сверх того еще особенной  гордостью, которая  побуждает признаваться с одинаковым равнодушием в своих как добрых, так и дурных поступках, - следствие превосходства, быть может, мнимого».

Клим.   И понятно. Онегин — классический мажор, если говорить по-теперешнему.
 
Сергей.   То есть как это - мажор?

Клим.    Ну, значит папу-маму видел редко, но дорогое образование они ему домашнее дали — танцы, шпаги-пистолеты, французский, верховая езда, классическая литература… И как подрос - вся жизнь — праздник...

Сергей.   Нет. Без компа и планшета — не праздник!

Олеся.   Хорошо, что по тем временам мажоры занимались, в основном,  балами и театрами, а не на автомобилях по шоссе гоняли...

Клим.   То есть Онегин — не положительный герой, хотя и главный персонаж романа!

Олеся.  Герой — тот,  кто действует. А тут — скучает… хандрит… приятеля в поединке пристрелил...

Сергей. Но, все-таки, Пушкин ему сочувствует. А Татьяне не очень...

Аня.    Ну да, он же её  наказал за то, что письмо Онегину написала...

Т.Ф. 
 А я в вашем возрасте про Татьяну Ларину всё неправильно поняла… Рассказать?

Школьники.    Да.

Т.Ф.   
 Мы  Онегина в школе проходили, как раз, когда впервые начали влюбляться. А тут такой пример - Татьяна. Нам ее как положительный женский образ давали.
Вот я и решила, что искренность и открытость - самое правильное поведение любого человека всегда и везде. Но удивительная вещь - никогда в моей жизни не было случая, чтобы тот, кому я первой признавалась в своих чувствах, ответил мне взаимностью. Обычно предлагали дружбу.  Если же я сильно ошибалась - предлагали близость, и это был конец всему.
Описание последнего моего признания в любви я вам сейчас исполню. Можно?

ТЫ НЕ ИЗБРАЛ МЕНЯ
Т. Аленчикова
Любовь грозила разорить
Мой мир привычный.
И 40 дней молчать о ней
Был Голос свыше.
Я покорилась, страсти боль в душе таила.
И ничего я никому не говорила.
         Любя того, кто не избрал меня.
Но вот обет молчанья снят,
И нет плотины.
А чувства скованы, стоят
Подобьем льдины.
Уже не знаю я, хочу ль
Любви и муки,
А может правда, убежать, побыть в разлуке?
        Пусть будет так, ты не избрал меня.
Затянет раны суета и время.
Ведь «без любви так просто жить» -
Возьму, проверю.
Да ведь не каждому дано любить взаимно
И я отчаянно не раз уже лавину
Обрушивала чувств на тех, кто слаб...
И убегали в ужасе стремглав,
        Мои избранники, не полюбившие меня.
Но жизнь идёт,  бежит и остаешься
Ты с теми, «кто тебя берёт»,
И ты смеешься:
        «Я – женщина! Хоть и не ты избрал меня!»       

Так что А.С. Пушкин все-таки прав. Девушка признаваться первой не должна.
 
Аня.    Значит, роман "Евгений Онегин" - это ещё и роман-предупреждение!

Клим. Ну да! А еще предсказание о будущем.

Сергей.  Ну, это ты перехватил.

Клим.    Нет, ты смотри, как он наши сегодняшние дороги описывает...

Олеся. Это в седьмой главе, где старушка Ларина везет дочерей  в Москву  - искать женихов . Пушкин эту главу назвал «Москва».

Аня.
 Нашла. Вот эти строчки, это строфы 13 и 14.
"Лет чрез пятьсот дороги, верно
У нас изменятся безмерно:"

Клим.
"Шоссе Россию там и тут,
Соединив, пересекут."

Сергей.
"Мосты чугунные чрез воды
Шагнут широкою дугой."

Аня.
"Раздвинем горы, под водой
Пророем дерзостные своды."

Олеся.
"И заведёт крещёный мир
На каждой станции трактир."

Т.Ф.   Ну, что ж, желаю вам радостного погружения в этот роман, где каждый найдет для себя что-то полезное и интересное. В любом возрасте.