Ч. 4 Тайна подводной лодки К-129

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2017/06/02/31

В феврале 1968 года наблюдение за советскими подводными лодками, покидающими Авачинскую бухту, вела атомная подводная лодка США «Barb», которая не заметила выход К-129.
 
Помимо постоянного дежурства в нейтральных водах подводных и надводных кораблей для наблюдения за советским флотом, США имели систему спутникового слежения за надводными кораблями и подводными лодками.
 
 Кроме того, на предполагаемых маршрутах следования советских подводных лодок они установили  гидроакустическую систему прослушивания. ВМС США разместили в океане систему SOSUS  (Sound Surveillance System).

Она представляла собой распределённые на огромном океанском пространстве пассивные гидроакустические устройства, гидрофоны, которые передавали все звуки в океане по подводным кабелям на береговые станции, где те вычерчивались в виде графиков.

Специалисты, просматривая графики, определяли, какие из них звуки подводных лодок, а по каталогу выясняли, какая это подводная лодка. Чувствительность гидрофонов была настолько высокой, что они реагировали  даже на звук четырёхмоторных бомбардировщиков ТУ-95, летящих над океаном или на шум дождя.

Эти массивы устанавливали на континентальных склонах и на подводных горах. Бывший заместитель начальника разведки Тихоокеанского флота контр-адмирал Анатолий Тихонович Штыров утверждал, что точность пеленгования этой системы не выше 1-3°, т.е. пятно радиусом 30 миль. Может быть. Начальству виднее.
 
Однако известно, что именно система SOSUS (у нас её называли СОСУС) в 1968 году сыграла главную роль в обнаружении обломков подводной лодки «Scorpion» (SSN-589), пропавшей вблизи Азорских островов в мае того года.

Сеть спутников-шпионов фиксировала инфракрасное излучение. Даже незначительное изменение температуры воды при прохождении подводной лодки позволяло определить её движение.

Всё это было хорошо известно советским подводникам, поэтому читатель, даже далёкий от морской службы, прекрасно понимает, чего стоило командирам наших подводных лодок уйти от преследования и затеряться в океане.

Подводники знали, что американцы перехватывают их радиопередачи с докладом в штаб. Передача длилась доли миллисекунды. Она могла вестись с глубины 30 метров, либо с перископной глубины. Американцы её засекали, однако расшифровывать не могли.

Тем не менее, это было свидетельством нахождения подводной лодки в океане.
Поскольку «Barb» прозевала выход К-129, то её первую передачу американская военно-морская разведка расценила как доклад о возвращении с боевого дежурства.

Тогда наши подводники не знали, что вероятный противник способен точно определять по перехваченной радиопередаче местонахождение подводной лодки. Предполагали американцы и вероятные сроки таких передач.

Главной задачей советских подводников было остаться незамеченными вероятным противником, чтобы по получении приказа успеть нанести удар по США до того, как подводную лодку уничтожат. Насколько её удавалось решить, не мне судить, да это и не предмет моей статьи.

8-го марта, в поворотной точке маршрута, подводная лодка не сообщила о проходе контрольного рубежа.
 
Это заметил оперативный дежурный на центральном командном пункте ВМФ, который поднял тревогу. Но ещё раньше на некоторые странности действий подводной лодки обратила внимание военно-морская разведка США.

Если верить американцам, то они восстановили путь К-129  с 24 февраля, момента выхода из базы, по 7 марта. 1-го марта подводная лодка пересекла международную линию перемены даты. Что это такое, те, кто не знают, могут сами посмотреть в интернете.

Обычно подводники сообщают об этом в штаб. К-129 не доложила. В наше время подводная лодка, вооружённая межконтинентальными ракетами, может нанести удар по противнику, вообще, не отходя от пирса. Но в 1968 году она должна была патрулировать в заданном районе, откуда ракеты доставали до территории США.

Подводная лодка не сообщила и о приходе 4-го марта в район патрулирования. Это тоже отметили американцы. К-129 медленно, со скоростью 2 узла, продолжала двигаться в сторону Гавайских подветренных островов.
 
Подводным лодкам в те годы предписывалось находиться в подводном положении не менее девяноста процентов времени боевой службы. Разрешалось находиться на перископной глубине или глубине, при которой гарантированно получали радиосигнал с берега. А вдруг начнётся  война! Тогда командир вскрывает опечатанный конверт.

Система предупреждения несанкционированного пуска ракет была ещё несовершенной, поэтому, помимо командира, в получении такого приказа должны были убедиться ещё два человека, старпом и замполит.

Вместо режима РДП (работа дизеля под водой), лодка шла с одним работающим электродвигателем. Это тоже было странно.

В океане вода неоднородная, она состоит из слоёв разной температуры и степени солёности. Советские подводники использовали эти свойства, переходя из одного слоя в другой, что затрудняло определение их местонахождения. Перейдя в другой слой, отключали двигатели, устанавливая режим полной тишины.

При этом возрастали шансы скрыть своё и определить местонахождение американской подводной лодки, осуществлявшей слежение. Такая игра в «кошки-мышки» изматывала людей.

У личного состава через определённое время наступала усталость и безразличие ко всему. Тогда командир подводной лодки, чтобы стряхнуть это настроение людей, по несколько раз в сутки устраивал учения.

Теперь вы, уважаемый читатель, понимаете, почему на Камчатке подводников, которые месяцами находились под водой, дышали генерированным воздухом, постоянно испытывали физическое и нервное напряжение, отправляли отдыхать на Паратунку (горячие ключи), и почему у них был отпуск, больше, чем в других войсках.
 
После отсутствия доклада с подводной лодки, который должен был поступить в ночь с 7 на 8 марта, командование флотилии запросило разрешение Москвы на поиск К-129.

Но там ещё надеялись, что передача, длящаяся доли микросекунды могла быть потеряна в результате атмосферных помех, либо в результате  каких-либо технических проблем.

Из Москвы разрешили командованию флотилии на Камчатке и командованию Тихоокеанским флотом подготовить план поиска подводной лодки, но не дали разрешения воплощать его в жизнь. Надежда, как известно, умирает последней.

На лодку  постоянно посылали сигналы, пытаясь установить радиоконтакт, но подводный крейсер молчал.

Когда К-129 не вышла на связь, спустя 12 суток, стали искать список личного состава подводной лодки, но на командном пункте эскадры его не оказалось. Такой список подписывается лично командиром и заверяется печатью корабля.

Начались поиски подводной лодки. Они сначала велись силами Камчатской флотилии, затем к ним присоединились силы Тихоокеанского флота. Привлекли даже авиацию Северного флота.

Надеялись, что подводная лодка по неизвестной причине лишилась хода и радиосвязи, и где-то дрейфует в океане. Но просмотрели всё водное пространство, где по расчётам должна находиться подводная лодка, и ничего не обнаружили.

Через две недели поисков стало понятно, что подводная лодка погибла.

Рассматривали следующие причины гибели К-129:

Внутренние волны в океане или пересечение фронтальной зоны, где вода была теплее и менее солёной, в результате чего лодка становилась «тяжелее» и могла погрузиться ниже допустимой глубины. Такое едва не погубило в январе 1968 года подводную лодку К-126.

Взрыв одной из электрических аккумуляторных батарей.

Столкновение с надводным судном при нахождении подводной лодки в подводном положении в режиме РДП.

Подводное столкновение с американской подводной лодкой, осуществлявшей слежение.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/06/04/763

На фотографии: 37-летний украинец, капитан 1 ранга Александр Иванович Кобзарь, командир подводной лодки К-129