Водные лыжи

Юрий Юровский
        В семидесятые годы многие виды водного спорта в Союзе были еще в зачаточном состоянии. Но для нас, учитывая работу на Кавказском побережье, организовать катание на водных лыжах не представлялось проблемой. В нашем распоряжении имелся легкий пластиковый катер (кажется «Ладога») и пара мощных подвесных моторов «Вихрь». То есть вполне подходящий буксировщик. Поскольку деньги на наши исследования поступали регулярно и достаточном для выполнения хоздоговорных работ траншах, институтское начальство разрешило нам по безналичному расчету купить искомый спортивный инвентарь - водные лыжи. Что и сделал наш штатный водолаз Слава. Причем купил сразу две пары: обычные (длинные и широкие) и для фигурного катания (короткие, с обоими загнутыми носами). Я на эту затею смотрел весьма скептически, ибо никто на них кататься не то что не умел, но даже не пробовал. Идейный вдохновитель покупки Слава уверял нас, что это очень просто и страшно увлекательно. В конце концов, решил – ладно, а вдруг получится? Казенных денег не жалко.

        Экспедиционные работы в поселке Лазоревском (район Большого Сочи) уже подходил к концу, когда Слава вспомнил о лыжах и достал их из контейнера. До этого мы пахали с утра до вечера без выходных, перекуров, и было не до катаний. Работа есть работа, лыжи – так баловство. Первым решили прокатить Славу, Тот слегка нервничал, примеряя крепления. На берегу собралась вся наша команда, тут же обросшая толпой зевак. Я уселся за руль катера и выслушал следующие инструкции: на малом газу разматываешь фал. Как только он начнет натягиваться плавно увеличиваешь обороты до средних, пока я не выйду из воды. Если все пройдет удачно – жми на всю железку. Все прошло как по маслу. Подозреваю, что Слава уже где-то пробовал это развлечение и кое-чему научился. Я сделал несколько проходов вдоль пляжа за линией буков, чтобы не дай Бог не наехать на купальщиков. Потом пару больших кругов по акватории залива. Наконец Слава махнул мне рукой, мол, давай к берегу. Он что-то восторженно орал при этом, но из за рева моторов его не было слышно.

        Выбравшись на берег, наш герой ходил гоголем. И тут же стал предлагать сотрудникам повторить его подвиг. К моему удивлению двое наших ребят так легко, с первого раза встали на лыжи и неплохо покатались. Буксировал их Слава, а я превратился в зрителя. С третьим случился полный облом. Здоровенный, спортивный парень никак не мог нормально выйти на режим скольжения. То его заваливало вперед, и он пахал носом морскую гладь. То он опрокидывался назад. При этом бедолага забывал отпускать фал, и катер тащил его, как дохлого дельфина. Когда он всласть нахлебался воды, мучения решили прекратить.

        Оставшись без работы, Слава принялся уговаривать прокатиться меня. Настырно доказывая, что неудача коллеги чистая случайность. Однако, подобная случайность в моем случае обернулась бы потерей авторитета начальника экспедиции. Позориться страшно не хотелось. Уговоры продолжались два дня. На третий я сдался. Наплевал на дурные предчувствия и решил: будь, что будет. Под одобрительные крики многочисленных зрителей  зашел по грудь в воду, и надел лыжи. Они тут же начали всплывать, переворачивая меня на спину. Но Слава вовремя натянул фал, я почувствовал ногами упругое сопротивление воды, какую-то опору, и тут же меня вынесло на поверхность. Ожидаемого позорного зрелища барахтающегося начальника команда не дождалась.

        Довольно быстро я вполне освоился с процедурой скольжения, нашел удобную точку равновесия и переключился на ощущения (пригодился опыт слаломнчх лыж). А они были совершенно необычными и очень приятными. Впечатление полета над водой, какой-то легкости и эйфории. Тело приятно обдувал ветер, а берег стремительно проносился мимо. Управлять лыжами оказалось не сложно. Уже к концу первого круга я стал уходить от кильватерной струи, потом пересекать её. Сначала я делал это осторожно, потом осмелел и вошел во вкус. При пересечении меня подбрасывало в воздух и тут же мягко опускало на набегающую гладь воды. При поворотах лыжи выбрасывали эффектные фонтаны воды. Вообще словами это трудно описать. Но могу свидетельствовать, удовольствие от движения на водных лыжах огромное.

        Как сказал Слава, катались мы на сравнительно небольшой скорости – километров 30 – 35 в час. У опытных спортсменов она намного больше. Для начинающих вполне хватает и этой. Через неделю мы научились стартовать с пирса. Сидишь на пирсе, свесив ноги с надетыми лыжами, и смотришь, как разматывается фал. В нужный момент спрыгиваешь прямо на поверхность воды и несешься по ней за буксировщиком. Высшим классом считалось покататься и при этом не замочить плавки. Для этого катер направлялся рулевым под небольшим углом, почти по касательной к берегу, а лыжник, бросив фал, по инерции выкатывался на пляж. Такой маневр требовал точного расчета. Если скорость причаливания была слишком мала, то ты погружался в воде по пояс или по грудь. Если слишком велика, то сильный толчок лыж о дно заставлял тебя падать. Надо было сделать так, что бы ноги погрузились в воду при финише не выше колена. И тогда ты выходил на пляж с сухими плавками.

       Все ребята научились так элегантно финишировать. Все, кроме того бедолаги, который так и смог освоить элемент выхода для скольжения, ни из воды, ни с пирса. Никак у него это не получалось, хотя попыток было масса. Слава к этому времени прошел лыжи для фигурного катания. Он лихо крутился на них, делал разные пируэты, прыжки, поворачивался спиной к катеру. Никто кроме него этой техникой не овладел. На них было сложно держать равновесие и парни больше падали и барахтались в воде, чем катались. А я даже не пытался. Мне хватало обычных лыж.

    Дней десять  мы наслаждались новым увлечением. При этом каждый день подвергались атакам желающих развлечься курортников. Нам предлагали и деньги, и выпивку, и поход в ресторан. Но все неизменно получали отказ. Категорический. Мы не знали, насколько хорошо желающие покататься умеют плавать. Кроме того, существовал риск, что кто-то из них может запутаться в фале, попасть под винт катера, получить травму. Любое ЧП грозило нам серьезными неприятностями.

         Через месяц я опять приехал в Лазоревское. На это раз один. Надо было оформить бумаги на продолжение проекта. Как на грех я не застал своего приятеля Сашу, главного гидрогеолога Лазоревской геологической партии. Его срочно вызвали в Геологическое управление, и надо было подождать несколько дней. Сидеть в гостинице было скучно. Курортный сезон еще не кончился, и пляж был полон загорающими людьми. Прогуливаясь, я забрел на знакомый причал. Там царил небывалый ажиотаж. Местная турбаза приобрела катер и водные лыжи. Катали всех желающих, вестимо за плату. Видимо наш пример оказался заразительным и местные бизнесмены решили подзаработать. Разумеется, все это было незаконно и они сильно рисковали. Хотя в провинциальных городках, надзорные органы могли закрыть на нелегальную самодеятельность глаза. Тут все, если не родственники, то хорошие знакомые. Их легко взять в долю или просто споить. Ну и мне-то что? Пусть развлекаются. Немного понаблюдав за безалаберными маневрами катера, неумелыми попытками катания, я отправился в гостиницу спать.

        На следующий день я повторил свою прогулку. Море начало слегка штормить. На берег накатывались крупные волны зыби. Я бы своих ребят в море не выпустил. Но катание на водных лыжах продолжалось. Жадность страшная вещь. Аборигены развлекались тем, что буксировали лыжников вплотную к пирсу. Лыжник пролетал через фонтаны брызг разбивающихся о пирс волн зыби. Это было эффектно. Лыжники явно красовались перед девицами. А те азартно верещали на берегу. Но как я прикинул проходить так близко от причала весьма опасно.

       Минут через десять мои опасения подтвердились. Буксировщик зарылся носом в очередную волну, а лыжника по инерции бросило на сваи. Инерция была приличная. Лыжник сильно ударился и исчез под водой. Никто из зевак не собирался его спасать. Полупьяные курортники предпочитают глазеть. Еще бы – бесплатное зрелище. Пока я стаскивал брюки, в море прыгнул спасатель. Он был в плавках и быстро оценил обстановку. Я прыгнул следом, понимая, что при таком накате волны ему одному не справиться. С большим трудом мы вытащили мужчину на пляж.  Наш клиент сильно покалечился. У него было разбито лицо и, видимо, сломаны ребра. Может что еще похуже, не знаю. Спасатель бросился звонить в скорую. А компания бизнесменов мгновенно исчезла. Мне тоже не стоило светиться, того и гляди запишут в свидетели. Со всеми вытекающими. Только этих неопрятностей мне и не хватало. Подобрал я свои брюки и побрел в гостиницу.

        По дороги в голове все крутились слова припева дурацкой песенки. Кажется её написал Юрий Визбор, но видимо по пьяни.

А водные лыжи летят по воде,
А водные лыжи приводят к беде.
Но только не к той, за которой ЦИТО
А той, что  косыночкой машет с плотов.

        До сих пор я не знаю что такое ЦИТО. Да и знать не хочу. В то момент я бы расшифровал аббревиатуру таким образом: Центральный институт травматологии и ортопедии. Шлягер оказался пророческим. И девицы исправно махали платочками с пляжа (за неимением плотов). И водные лыжи привели к беде. Хотя по большому счету к беде привели не лыжи, а человеческая глупость, самонадеянность и алчность.

    Истории эта случилась давно. В самый разгар застоя и запоя. В то время никаких развлечений на пляжах не было предусмотрено. Советским трудящимся на курорте полагалось тупо лежать под палящими лучами на привезенных с собой полотенцах. В лучшем случае на грубых лежаках. Получать солнечные ожоги, напиваться до изумления, часами стоять в очередях в кафе и столовки, покупать за баснословную цену у аборигенов фрукты. Все остальное считалось буржуазными извращениями.

         В наше время даже на захудалом курорте клиенту предлагают широчайший спектр всяких аттракционов. Зазывалы наперебой предлагают: водные лыжи и мотоциклы, бананы и парапланы, скутера и акваланги. И еще черт знает что. Это вполне легальный бизнес и у нас в стране и за бугром.
Но по-прежнему никто не гарантирует безопасности развлечений. Люди калечатся и нередко погибают, приехав отдохнуть и поправить здоровье. По всему миру: в России, Турции, Египте, Таиланде.  далее. Вы можете возмутиться: так что же нам не отдыхать на курортах? Конечно же, отдыхать! Только с умом, без фанатической погони за адреналином. Для того, чтобы не вляпаться в скверную историю, достаточно хоть немного подумать о степени риска. Это всегда и везде полезно для сохранения нервов и здоровья. Даже на самом фешенебельном курорте.
Декабрь 2015г. – февраль 2016г.