О, родина, легко сказать прости. Часть 4

Инна Гудошникова
О КНИГЕ СТИХОВ В.ИРХИНА "ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛЮБВИ".
ИЗ ЛИТЕРАТУРНОГО ДНЕВНИКА. 

Сейчас не популярны слова «патриотизм», «патриот». В любви к Родине давно не объяснялся никто, да и усиленно насаждается мысль, что понятие - «Родина» - всего лишь «звук пустой», а родина – это там, где нам хорошо и комфортно. Поэту В.Ирхину на родине было не всегда уютно; иногда хотелось вслед за великим поэтом воскликнуть: «И угораздило же меня родиться в такой стране, как Россия!» И с юношеским максимализмом он тоже прокричал: «Ненавижу!»

«Россия! Ужель над тобой никогда не зажжется
звезда поутру, как над хлевом зажглась  в Вифлееме,
и лишь купиной пропылает державное наше банкротство,
и пир наш - в тщете, в нищете, в черносотенной дреме?
Ужель мы дошли до последнего сраму и края?
И гордых распнут, и с земли не дадут приподняться…
Играй мое сердце, играй же  на виолончели,
на флейте, на лире, хрустальною арфой разбейся
за все судьбоносное родины нашей кочевье
не к царству господнему –  к стойлу плебейства». (Стр.268-269)

Но после всех «круговертей на миру», увидев свою страну разоренной, униженной, растоптанной, отданной на поругание, он понял, что всегда продолжал любить « до боли сердечной» Родину, Петербург. Им он посвятил циклы великолепных стихотворений, песен, романсов.

«На клыки и костры инквизиций,
на расстрел, на раздор, на распыл –
эту сказку – страну, эту птицу…?
Как же, господи, ты допустил?

И во сне сатане не приснится –
под копыта и похоть громил
плащаницу мою, плащаницу…?
Как же, господи, ты допустил?» (Стр.239)

«Россия! Земля моя! Каким бы я ни был космополитом,
ты – моя родина, от которой не отрекусь.
Не сожмись только ты, великая, до плахи моей!
… Я счастлив уже тем, что имени твоего не произносил всуе…» (Стр.99)

Стихи В.Ирхина, посвященные России, деяниями, подвигами и трудами миллионов своих сынов возведенной в ранг великой державы с тысячелетней историей за плечами, проникнуты нежностью и гордостью за нее.

«О, Родина, как ни горьки пути
и как порой ни тяжелеют веки,
свети еще! Еще сильней свети!
Все тлен и прах, но ты в глазах навеки!

О, Родина! Легко сказать «прости»!
Но как надсадны звуки в этом слове.
Свети еще, еще сильней свети,
смути меня своей красою вдовьей». (Стр. 244)

Поэт не забывает и о черных страницах истории страны: победно - опустошительных войнах, геноциде против собственного народа, подавлении свобод, унижении человеческого достоинства.

«Миф об отчизне! Какая уловка судьбы!
Дух вольнодумства крыла расправлял нам другою картиной.
Что нашим женам в терновых венцах наши лбы?
Что им Россия, когда в ней повенчан алтарь с гильотиной?!

Что мирозданью, что богу - воспетая кем-то страна,
где неразрывность судеб все священнее, но и все горше?
Не было спору: Россия для сердца, для пылкого сердца навеки – одна!
Но ведь и жизни господь даровал – на все веки! – не больше». (Стр. 227)

Но он абсолютно честен, когда пишет о недалеком будущем страны, веря в возрождение ее былого величия.
 
«Еще придут отечества сыны
и девы красные, как в сказке, расписные.
И сбудутся пророчества и сны,
и умысел господний о России!» 

Страстному поклоннику и ценителю русской литературы, живописи и музыки, поэту чужд дух русофобии, претит культ матрешек, пряслиц и кокошников, и он, глядя восхищенным взором на свою страну, находит необыкновенно чистые, подобно глотку родниковой воды, изумительные лексические приемы и метафоры:

« Я еще надкушу гроздь горчащей рябиновой алости,  
я еще захлебнусь в гривах солнца, и ветра, и трав.
Я представить не мог, что в груди столько к родине жалости,
что люблю ее так, ей об этом совсем не сказав.

Все б взмывал и взмывал под жемчужные звездные россыпи,
все б кружил и кружил  над могучей над горной грядой,
все б как сказочный конь пролетал по росистой бы по степи,
все бы с солнцем играл, словно конь во лугах молодой».
(Стр. 264)

«Русь моя, Россиюшка, ужто не во сне
со шкатулки палехской ты сошла ко мне?
Русь моя, Россиюшка, сказка ты моя,
не твоя ли силушка хлынула в меня?

Только б сердцу выдержать крыл твоих размах,
светлой божьей милости не развеять в прах.
Ах, какие сладкие золотые дни!
Трелью соловьиною глотку сполосни!» 

В.Ирхин – один из тех поэтов, кто испытывал вечный стыд за все зло, содеянное на Земле, постоянную тревогу и боль за жизнь на планете. Все общественные явления и трагедии мира он пропускал через свое сердце. Видимо поэтому поэтесса Т.Азовская в статье об его творчестве написала: «Стихи Ирхина – это голос страдающего сердца…»

«Сколько листьев с дерев - столько с сердца надежд облетело.
Сокрушенным мечтам  на вершок от земли не взлететь.
Как баржу бурлаки, я тащу онемевшее тело,
и уже все равно, то ли дождь стеганул, то ли плеть.

Я давным бы давно эту глупую землю покинул.
Но есть несколько душ, что не смогут потом без меня.
Потому и живу и, взвалив снова землю на спину,
словно крест свой, несу, никого ни за что не кляня» (Стр.127)

«Отмсти за распятых. Воспомни их муки. Пощады не клянчи.
Играй сквозь разрывы, разбои, раздоры…
Уж мыши скребутся, и воют надрывно шакалы,
и в глотку друг другу вонзились не псы, а народы,
и Апокалипсиса всадники ночью опять проскакали,
и разум мутится в видении страшном исхода». (Стр. 269)

Читая книги В.Ирхина, убеждаешься в его провидческом даре. Еще двадцать лет назад, призывая людей к братству, он предостерегал мир от опасности межнациональных и межконфессиональных конфликтов и раздоров, а правителей – от непродуманных и безответственных решений, могущих их спровоцировать.

  «Тысячелетья скрипнули двери.
Или грядет момент,
где мы, как звери,
вера - на веру,
и континент - на континент.

От святотатства и преступленья
кровь во всем мире, кровь.
Рухнем, безумные, рухнем же на колени
призовем любовь». 

«Брат мой Будда, брат мой Иисус и брат мой Мухаммед – вместе мы!»
«Глядите, как в обнимку над миром кружатся листья!
Как вместо звезд с неба глядят на нас глаза наших умерших отцов и братьев!
Неужели вы после этого не броситесь друг к другу в объятия, люди?!» (Стр.101)

Вслед за Ф.М.Достоевским он провозглашал: «Мир спасет красота».

(Продолжение следует).