Три возраста черёмухи

Наталия Гурина-Корбова
               


                1


---Привет, ты одна дома? --- встревоженная Галка огляделась проходя на кухню.
---Да, родители ещё на работе, потом какое-то партсобрание... в общем, поздно придут.
---Вот и здорово, а то меня просто распирает. А я так твою маму боюсь, ужас какая она строгая!
---Я и сама её боюсь. Ну что ж ты хочешь, она ж майор да ещё и преподаёт. Привыкла командовать. Так что случилось? Давай рассказывай.- Таня достала из буфета трёхлитровую банку вишнёвого варенья и литровую из чёрной смородины, протянула подруге столовую ложку,- Ты какое сначала будешь, налегай!
---Вишнёвое.
    И подружки -одноклассницы принялись уписывать за обе щёки вожделенное лакомство, запивая изредка его холодной водой из-под крана.
---Сижу я вчера вечером к контрольной по тригонометрии готовлюсь, вдруг звонок в дверь.  Субботин заявляется...
---Ну и чего ему надо?- Таня внимательно посмотрела на подругу.
---Гулять позвал, погода хорошая, говорит, чего дома сидеть.
---Ну и что ты?- Таня вытерла перемазанный рот.- Давай поменяемся, теперь ты смородину ешь.
---Да ну его, Субботина- приставучий, каждый день за мной тащится, надоел. Мне Лёшка из 10"В" больше нравится, только он за Вознючкой ухаживает, дурак!- и она залпом выпила полстакана холодной воды.- Ух, хорошее варенье у вас!
---Да, это бабушка постаралась, прошлым летом столько вишни было, не знали куда её девать, все дачники варенье наварили... А мне Петя вчера целый букет черёмухи приволок, такой огромный, еле в руках поместился. А запах какой! Вся квартира пропахла. Как в раю!!! Даже мама была поражена и даже гулять меня с ним отпустила.
---Надо же, Тань, это совсем удивительно! Отпустила?!
---Да, отпустила, я сама удивилась.
---Это наверное потому, что Петька в комитете комсомола, серьёзный!
---Да ладно. А что ж ты? Пошла с Субботиным?
---Не-а, скучный он какой-то, зануда. Правда мама говорит, что он добрый и надёжный, дружить с ним можно.
---А ты что с мамой советуешься про мальчишек?
---Ну да, мы с ней как подружки, я всё ей рассказываю, она у меня такая.
---Да моя тоже меня любит, только строгая очень. Что поделать - я ведь дочь военных, у нас дисциплина!
---Тань, а ты куда поступать решила?
---Да пока не решила ничего. Никак не пойму то ли в Строгановку, то ли в ИнЯз.
---Да лучше в ИнЯз, можно и преподавать, и переводить, и ты к языкам способная. А что художник? Это какой иметь талантище нужно, что б тебя заметили!
---Да, согласна. Но рисовать я всё же больше люблю...А ты в какой?
---А у меня никаких особых способностей  нет- в инженеры! И родители других специальностей не признают кроме врачей и инженеров. А врачом я точно быть не смогу- я очень брезгливая и крови боюсь до чёртиков, а уж трупы! Нет, в инженеры- другой дороги нет!

                2

---Привет, подруга! Ох и устала я сегодня. Столько пациентов приняла! Как будто сговорились - прут и прут. Даже наша химичка пришкандыбала, а, главное, всегда без очереди! Всё считает, что я её ученица, представь!
---Да, Галка, сама виновата - врач ты от бога, диагноз без всякого рентгена и анализов ставишь, а уж психолог какой: слово скажешь и всё проходит без лекарств.
---Ладно тебе, подлиза. -Галина довольно осмотрела себя в зеркало в прихожей.
---Ой, Танюш, там вареньица с прошлого урожая не осталось? Так что-то на сладкое тянет от этой горькой жизни! И кофейку бы...
---Брось, не гневи бога!- Татьяна поставила на льняную скатерть две глубокие  хрустальные вазочки с вишнёвым и малиновым вареньем, подала чай в изящных фарфоровых чашках синего кобальта.- На работе уважают, муж обожает, чего тебе нужно!?
---Обожает?! Да у Мишки, наверное, любовница есть!
---Галка, ты в своём уме? Какая любовница? С чего ты взяла?
---Понимаешь,Тань, он как-то охладел ко мне, я же чувствую, что-то не то! А после того, как папу похоронили и мама на дачу совсем перебралась, он так изменился!
---Так может у него неприятности на работе или заболел? Ты же врач, ты психолог, присмотрись! Чего горячку пороть и выводы делать? Я вон тоже на Петечку волну гнала, а потом подумала, подумала и успокоилась. А у нас на  кафедре новый Зав, такой лапушка, высокий шатен с проседью. А мужик!! Просто отпад!
---Ты что сдурела? У вас же дети взрослые! Куда тебя потянуло на пятом десятке, Танька? Зачем тебе это?
---Да я же так, просто для души, должна же я себя ещё женщиной почувствовать. Весна на дворе, черёмуха цветёт, запах обожаю... Да и от Пети не убудет!
---Ну ты даёшь! Нет, я бы не смогла. Это ж можно и имена перепутать!- Галина усмехнулась.
---А я их зайчиками буду звать обоих или лучше козликами!-  обе рассмеялись.
---Танюш, а мама как себя чувствует, четвёртый год ведь пошёл после инсульта?
---Да никак. Совсем никак. Я сиделку наняла, устала сама ухаживать. Пусть она теперь сиделку строит, я вот передохнуть решила. Отец, как ушёл от нас, так всё реже и реже объявлялся. А когда с мамой беда случилась- совсем испарился. Тут  тебе и любовь, и верность, и преданность. Для себя надо пожить хоть немного, а то дети, Петя, мама...
---Да, наверное ты права, Танюша. Только вот у меня не получается. Целыми днями в поликлинике, ничего не успеваю по дому. Раньше мама помогала, а теперь, как она на дачу переехала на свежий воздух, то мне ещё мотаться к ней приходится каждую неделю. Вот Мишка видимо налево и намылился. Я давно подозревала, что он ходок, только верить не хотелось. Да ещё у нас и детей нет...
---Говорила, надо было тебе за Субботина выходить. Как он тебя любил, все завидовали!
---Дура была, не разглядела. Считала его занудой, а он,слышала, и докторскую защитил, - и Галя тяжело вздохнув, грациозно отправила в рот очередную ложечку вишнёвого варенья.
---А может давай по маленькой? У меня Бейлиз остался с восьмого марта.
---А давай!


                3

---Тань, я что спросить хотела: ты на встречу одноклассников пойдёшь?
---Да, Галочка, вроде надо бы, всё же столько лет прошло, опять же дата круглая! Только боюсь придёшь и всех перепугаешь своим внешним видом: вон как я растолстела!- и Татьяна тяжело вздохнула.
---А ты думаешь, подруга, что все остальные совсем не изменились? Тоже и седые,  и толстые, и морщинок полно. Да ещё и больные небось, а некоторых уже и нет. Вон Субботина в прошлом году не стало - инфаркт обширный и всё! А ещё Оленька Видова, помнишь старостой была? Рак...
---Ну вот, и чего на это смотреть и себя демонстрировать? Хотя ты, Галочка, смело можешь идти, выглядишь отлично,- Татьяна грузно опираясь на палочку медленно прошла на кухню и села за стол.- Бери сама  своё вишнёвое, там на полочке, мне нельзя- диабет !
---А чего не заходишь, я бы тебе лекарства подобрала эффективные и недорогие, я знаю, что тебе бесплатные положены, но в списках такое ... дерьмо, сама понимаешь. Трудно ведь на пенсию, особенно теперь, когда всё так дорого? Я- то хоть частным образом приём веду, у меня пока ещё пациентов хватает.
---Да много ли мне надо! Ни пить, ни курить, ни есть, ни кофе, ни Бейлиз- тоска и только! И место в транспорте начали  уступать! Вот до чего дожила, - Татьяна отпила из оставшейся от кобальтового сервиза единственной чашки глоток зелёного чая без сахара  и грустно посмотрела на цветущую черёмуху за окном.
---Прекрати ныть,подруга, вспомни, как ты зажигала, как своему Петечке рога наставляла развесистые?- Галя подмигнула подруге, та оживилась и в глазах появился почти потухший огонёк.
---Ну, что ж нам, красивым, оставалось делать раз такой успех?! Да, зажигала и ничуть не жалею, зато есть что вспомнить! Ты ж вот три раза замуж выйти умудрилась!
--- Ну да, когда с Мишкой развелась, Вадим встретился. А что- очень достойный, талантливый уролог. Его тогда к нам в поликлинику главврачом назначили. Мы как-то сразу друг другу приглянулись. Я его очень любила, мы хорошо жили. Он пылинки с меня сдувал. Когда мама умерла, всё на себя взял.
---Да, помню, помню. Жаль, что умер рано, ему ведь ещё и шестидесяти не было ?
---Пятьдесят семь.
---Хороший мужик был, жаль... А с детьми его ты общаешься?
---А как же, и с Володей, и с Кристиной. Они меня не забывают, все праздники поздравляют, правда, заезжают редко, очень заняты: работа, семьи свои и дети. А теперь, когда я за Николашу замуж вышла,они знают, что я пристроена и спокойны.
А как твои мальчики? Часто навещают?
--- Мальчики?! Старшему сорок два стукнуло, а младшему тридцать шесть. Да я и бабка уже со стажем!! Навещают это громко сказано:  если звонят раз в полгода и то хорошо.
---Да что ты?! А мне ты не говорила.
--- А что говорить, Галочка, что жаловаться? Сама видимо так воспитала, они отца больше любили мне кажется. А как Пети не стало, вся жизнь и кончилась. Я только сейчас поняла, Галка, что на нём весь дом держался. Не на мне, а на нём! Столько я ему боли причинила, так виновата перед ним...- по морщинистой щеке Татьяны скатилась одинокая слеза. Она не смахнула её, затем немного помолчав, добавила, -вот теперь одна и даже детям не нужна.
---Тань, глупости это. И любят, и нужна! Просто с невестками сложнее. Я уж столько историй от своих пациентов наслушалась, зашибись- у всех одно и тоже: жалуются, что  никому старые и больные не нужны. А это ни так. Просто наступает такое время, когда своей активной жизни уже нет, а дети и внуки- одна радость, свет в окне. Конечно, хочется, чтобы внимание было, чтобы беспокоились и волновались. Но у них своя жизнь, им её прожить надо, и их на старости лет ведь тоже одиночество может ожидать! У тебя хорошие дети, я же знаю, не накручивай себя, ходи на выставки или в интернете фильмы смотри, если ходить трудно. Найди себе занятия: вяжи, шей, читай- да мало ли! Рисуй, ты же так мечтала в детстве, вот и осуществи мечту наконец, время есть!!! Ну, надо как-то держаться!
А давай-ка всё же на встречу пойдём. Приоденемся, носики припудрим. Ну что?  Возьмём такси и прибудем! Давай! Весна на дворе, солнце светит, всё цветёт и мы с тобой ещё ничего, пока не завяли!! А, Танюха?! Возражений не принимаю!!! 
  И подруги ещё долго сидели, пили чай без сахара и обдумывали в чём бы по эффектнее пойти на встречу с одноклассниками, а в раскрытое окно настойчиво прорывался дурманящий запах черёмухи.