Именины и фиалки

Наталья Кускова
               
        Людмила проснулась сегодня рано, раздвинула шторы в своей комнате и залюбовалась цветущими разноцветными фиалками. На дворе наступил апрель, и цветы на подоконнике во всём своём великолепии напоминали приближающееся  лето.
«Жалко, что не пахнут. Вот так бы и наша жизнь расцветала, как прекрасные фиалки, с приходом весны, как в первый  раз», - улыбнувшись, подумала она, и неожиданно в голову пришла приятная  мысль. «А не позвать ли мне подруг на свой день рождения? Ну что с того, что у нас, пенсионеров,  денег мало, и пусть дети приезжают на дни рождения редко».

Людмила в прошлом году разменяла седьмой десяток. Гладкое, слегка затронутое морщинами лицо еще хранило былую привлекательность. Она зашла в зал, где обитал последнее время её муж, и произнесла:
  -  У меня родилась идея созвать подруг, на приближающийся мой день рождения.
Муж на удивление как-то сразу согласился, очевидно, его тоже заела зимняя тоска.
  -  Но что-то мне не очень хочется с твоими подругами сидеть, - сообщил он, - неудобно как-то.
  -  А почему неудобно, будешь нас веселить, и сам развлечешься, порадуешься  жизни, - хотя весельчаком она его назвать не могла.
  -  Посмотрим, как получится, - засомневался он.

   Ближе к обеду будущая именинница начала обзванивать немногочисленных подруг. С удовольствием согласились прийти трое.
   Нина, семидесяти лет, с которой Людмила познакомилась в электричке два года назад. Людмиле было интересно с Ниной,  они частенько общались, погруженные в интересные для обеих беседы.
   С сослуживицей Татьяной, ровесницей, проверенная временем  в их дружеских отношениях, общались больше по телефону, и  Людмила с удовольствием каждый год ездила к ней на дачный девичник, устраиваемый ею  в свой день рождения.
   Наталья, подруга из юности,  была почти родней, настолько они были близки и в приходе которой хозяйка не сомневалась.
   Был еще один экземпляр в Людмилиных дружеских контактах  - Люба.
  -  Любаша, привет, - бодрым голосом проговорила в телефон будущая именинница.- У меня же скоро день рождение, собираю подруг у себя. Посидим, пообедаем. Ты же никуда, кроме своего магазина, не ходишь, приходи,  пообщаемся с женщинами.
  -  Какая я тебе подруга – услышала Людмила неожиданно резкие слова в ответ. От услышанного, чуть трубка не выпала  у нее из рук. – Зови ты своих подруг, к которым ходишь, проводишь с ними время, - словно отрезала Люба.
  -  Ну, ну значит ты моя знакомая, - проговорила, заикаясь от  услышанной грубости, Людмила. – Всё равно приходи.  Моё дело пригласить, а ты сама решай, приходить или нет, - и телефон как-то сразу  отключился.
«Господи, что это? Десять лет дружим». Людмила часто заходила к Любе в магазин, где та была хозяйкой, болтали подолгу о жизни. Правда, в гости ходили друг к другу редко. Люба на приглашения Людмилы обычно отказывалась и сама почти не приглашала. Так и дружили в рамках ее магазина. Да что тут думать – как обухом по голове! «Возможно, она положила конец нашим отношениям?  Что могло случиться? Бог ей судья».

     Готовясь к приходу гостей, Людмила вновь и вновь прокручивала возможные варианты размолвки с  Любой, но ничего, что могло послужить этому, не находила. А впереди был праздник, и так хотелось, что бы он удался, душа устала от скучных зимних дней.
      В день рождение, утром, Люба позвонила.
 -  Именинница, - послышался в трубке не очень уверенный голос. – Поздравляю с днем рождения! – И она зачитала, очевидно, с открытки поздравление.  Услышав слова благодарности, она не стала продолжать разговор и попрощалась. И опять в голове Людмилы закружились вопросы.  «Но остальные гости прийдут». – Вспомнила она, и начала готовить угощение на стол. Ничто и некто  не должны испортить их праздник.

   В день именин Нина позвонила в дверь первой. Открыв ей, хозяйка увидела цветущую  молодую женщину в изумительной белоснежной шапочке молодёжного стиля. Именинница засияла от счастья, а рядом и хозяин с восхищением смотрел на гостью, похожую на его старшую сестру. И Людмиле показалось, что Нина своим приходом сразу расположила её мужа к оживленной беседе с ней.
  -  Давайте, я вам помогу раздеться. Вы так хороши в этой шапочке, но, по-моему, она для молодых – неожиданно выпалил он.
  -  Да-да, на улице похолодало. У меня и шляпа есть, такая же, как у вашей жены, но из-за холода я утеплилась, - умело парировала Нина.
  -  Да что ты,  она ей так идет! – Возмутилась именинница.
   Постепенно собрались все, за исключением «не подруги» Любы.  За столом собралась дружная компания. С возрастом они практически перестали ходить в гости, поэтому сегодняшнее приглашение взбодрило женщин, заставило их надеть нарядные платья,  привести в порядок прически, почувствовать себя молодыми. Как ни странно, все смело пили коньяк и шампанское. Хозяйка от подарков, цветов и почти неожиданно нагрянувшего веселья сияла от счастья и даже не обращала внимания на подвыпившего мужа, который, сидя рядом с сослуживицей Татьяной, без конца поправлял ей спадающую лямочку блузки и потихоньку шептал:
  -  Можно, я коснусь вашего плечика?
  -  Да ну вас, бросьте, что вы меня трогаете? – кокетничала Таня.
И в этом их неожиданном кокетстве чувствовалось столько тоски по безвременно ушедшей молодости, что сидевшая напротив Людмила, только улыбалась и цвела, как будто муж, наконец-то, вспомнил о ней и коснулся её плеча.

   Наталья увлеченно беседовала с Ниной и попивала коньячок, который хозяин своевременно подливал. Было видно, что все очень довольны, и от разыгравшегося всеобщего веселья как-то разом помолодели и расцвели, как  те фиалки,  у хозяйки на подоконнике. За столом Людмила не смогла удержаться, чтобы не сказать о поступке Любы. Все стали успокаивать хозяйку. «Может быть когда-нибудь, что-то не то сказала и сама даже не заметила. Бывает, что скажешь что- то  обидное, сама того не подозревая, а мы сейчас с возрастом становимся очень обидчивые. Чтоб не мучится, и если у вас доверительные отношения, сходи к ней и прямо спроси, что не так, чем ты ее могла обидеть... А если не хочешь, забудь, только себя не кори! И не обижайся, это грех большой - обида. Мы болеем от того что обижаемся!»
- Ой, какой вы хороший совет мне дали и так мне необходимый, спасибо большое, я теперь успокоюсь,  обижаться не буду, а что дальше делать, подумаю.

   Празднику всегда когда-то, приходит конец. Пока Людмила рассказывала Нине про свои сортовые фиалки и предлагала в подарок двойные экземпляры, Наташа вызвала такси. Муж провожал её в коридоре и тряс бутылкой коньяка, предлагая выпить на посошок.  Провожая женщин, он каждую целовал, очаровательно улыбался и звал снова в гости. Особенно он не хотел отпускать Нину. Расцеловав её в обе щеки, он повторял:
  -  Вы приходите к нам, почаще, и когда жена дома, и когда её дома нет.
  -  Ну, вы шутник, - смеялась сияющая Нина.
   Хозяева были довольны.  «Эх, праздник удался, и почему мы теперь так редко гостей созываем»? - Думали, возможно, они оба.

   На следующий день с утра Людмиле позвонила Наталья.
  -  Привет, как всё закончилось? – Оживленно поинтересовалась она. – Твой муж был бесподобен, весел и мил. Я его таким давно не видела. Он ведь уговорил меня выпить на посошок, и я немного не рассчитала свои силы. Приехала домой никакая. Помню только, как сказала мужу: «Дорогой, разуй меня», потом поняла, что и раздеться сама не могу, попросила его раздеть меня. Молча, ушла в спальню и уснула.  Утром, дочь, улыбаясь, спросила: «Мама, а ты теперь, как папа по пятницам вечером из гаража приходить будешь»?- И мы вместе с ней посмеялись. – Нет, моя хорошая, это вышло случайно, папу мне не догнать. -  Муж, утром молча, встал, собрался, и ушел на работу.
 Ох, и удался твой праздник, подруга! А за фиалками я завтра приду?   Уж больно хороши они у тебя.
А именинница, взвесив все последние события, стала обходить стороной магазин, своей  бывшей богатой подруги Любы.