Ценностные ориентиры образования в эпоху глобализа

Николай Горицветов
Одной  из  главных  проблем сегодняшней  эпохи – эпохи  глобализации – является  утрата  огромным  числом  людей  смысла  жизни, конечной  цели  своей  человеческой  деятельности. Перед  человечеством  стоит  дилемма: либо  падение  в  хаос  потребительства, на  первобытный  уровень, в  технически  оснащённое  варварство, либо  всё  же  победа  духа, единения  людей  на  основе  постижения  чисто  человеческого  назначения, заложенного  в  человеке  созидательного  потенциала. От  прочих  живых  существ  человека  отличает  установка  на  то, чтобы  не  только  получать  что-то  из  мира, в  котором  он  живёт, но  и  давать  что-то  этому  миру, вносить  в  него  свою  личность, запечатлевать  своё  присутствие  в  мироздании. Спектр  мнений  о  том, как  именно  это  делать – необъятен,  ответы  на  данный  вопрос  могут  быть  взаимоисключающими. Но  сейчас  проблема  даже  не  в  этом, а  в  том, что  распространяется  особое  мнение: что-либо  давать (другому  человеку, семье, обществу, народу, человечеству) вовсе  и  не  нужно. Глобализация  несёт  с  собой  пропаганду  тотального  потребительства, провозглашающую  одно  лишь  потребление  без  созидания. В  результате, многие  теряют  себя, растворяясь  в  массе, а  кто-то – в  первую  очередь  люди  мыслящие – интеллектуально  и  духовно  развитые – сопротивляются  пропаганде  лёгкой  бесцельной  жизни. И  ещё  задолго  до  глобализации, в  XIX  веке  миру  явился  мыслитель, уловивший  направленность  общества  к  обезличиванию, новой первобытности  и  ставший  примером  мучительного  противостояния  своей  личности  и  массы. Этим  мыслителем  был  Фридрих  Ницше.

Начну  немного  издалека. Великий  мыслитель  Платон, как  известно, познакомил  людей  с  особым  миром – миром  идей. Там  всё  находится, во-первых, без  материальной  оболочки, а  во-вторых, в  идеальном  виде, без  единого  изъяна, который  связан  с  материальной  оболочкой. Так  вот, образование  само  по  себе, как «идея», говоря  по-платоновски – вещь  прекрасная. Проблема  только  лишь  в  том, что  в  чувственном  мире  идея, сущность  образования  оказывается  замутнённой. И  в  последние  десятилетия  эта  идея  оказывается  замутнённой  как  раз  кое-чем  материальным – капиталом.

Теперь – конкретный  разговор  о  сущности  образования  и  о  том, что  эту  сущность  затемняет. В  своём  первоначальном  виде, по  своей  идее  образование – это  тщательно  систематизированный  метод  знакомства  человека  с  миром  во  всех  его  аспектах  и  измерениях – материальном  и  идеальном; от  абстрактных  чисел  до  конкретных  судеб, от  всеобъемлющей  ньютоновской  причинно-механистической  картины  мира  до  глубоко  личных, сокровенных  переживаний  героев  Шекспира  и  Достоевского. От  столь  длительного, глубокого  и  всестороннего  знакомства  с  мирозданием  человек  должен  найти  своё  собственное  место  в  нём  и  возвысить  свой  дух, стать  благороднее, чтобы  заслужить  найденное  место, быть  достойным  поставленных  целей. Такова  незамутнённая  идея  образования – знакомство  с  миром  и  заодно  с  собой.

Какие  же  явления  затемняют  эту  сущность?  За  институционализацией  образования  следует  материальное  обеспечение, и  вот  с  этого  момента  в  сфере  образования  нарастает  всё  побочное – меркантилизм, честолюбие. Наступила  эпоха (у  нас  попозже, чем  на  Западе) «академического  капитализма». Соединённые  Штаты  Америки, обладая  гегемонией  в  международной  политике  и  экономике (пока  что), также  навязывает  и  свою  систему  образования. В  этом  и  заключается  так  называемый  Болонский  процесс. «Достижения  научных  разработок  в  любой области  должны  увязываться  с  их  применимостью  в  экономико-технологической  сфере» . Для  человека, личности  здесь  места  просто  не  остаётся. Как  нивелируется  содержание  образования, так  же  нивелируются  и  личности  тех, кто  его  получает. Крайнее  проявление  этого – навязанный  нашей  стране  ЕГЭ. Результат  такого  рода  экзаменационной  системы  с  её  поверхностными  вопросами  и  до  нелепости  формализованными  ответами – это  пресечение  нестандартного, творческого  мышления.

Тенденция  к  этой нивелировке, этому  обезличиванию  в  европейском  образовании  была  подмечена  ещё  более  века  назад  русским  мыслителем  Василием  Васильевичем  Розановым. «Всё  чувствуют  уже  давно  в  Европе  странную  безжизненность  возрастающих  поколений. Они  безжизненны  не  в  одном  каком-то  отношении, они  лишены  не  которых-нибудь  даров, будучи  богато  оделены  другими. Именно  ядра  в  них  нет, из которого  растёт  всякий  дар, всякий  порыв. <…> Почему  не  Вергилий, не  Тацит  и  даже  не  какая-нибудь  из  новых  хороших  книг  влечёт  и  убеждает  их, но  плохой  газетный  листок  и  самая  обыкновенная  страница  журнала? То, о  чём, по  плану,  они  должны  были  и  понятия  не  иметь, с  чем  не  должны  были  иметь  ничего  родственного, странным  образом  оказывается  им  близко  и  совершенно  родственно. Например, к  тому  лучшему  в  современном, к  оригинальному  и  умному, что  чем  бы ни  было  окружено, именно  тем  внутренним  своим, абстрактным  достоинством  должно  было  бы  привлечь  их  абстрактно  же  к  лучшему  воспитанный  ум, не  только  не  привлекает  его, но  и  остаётся  совершенно  для  него  непонятным».   Розанов указывает на  тенденцию  обезличивания  в  образовании, на  нивелировку, с  одной  стороны, учебного  материала – он  весь  унифицируется, на  самые  различные  области  познания  отводится  одинаковое  количество  времени – с  другой  стороны, на  нивелировку  психики, разума  тех, кто  воспринимает  этот  материал. Таким  образом, воспитывается  масса, которую  влечёт  мало  что  благородное, а  влечёт  примитивное, потому  что  это  легче  усваивается  массовым  сознанием.

Согласно  Розанову, человек  ещё  не  имеет  культуры, пока  он  воспринимает  все  элементы  окружающего  мира  одинаково – либо  одинаково  восторженно (в  данном  случае  восторг, так  сказать, тупой), либо  одинаково  безразлично. И  только  когда  человеческое  существо  находит  в  окружающем  мире  то, что  ему  нужнее  и  важнее, чем  всё  остальное, когда  возникает «культ» чего-то, тогда  у  него и  появляется  ценностная  система  координат, иерархия  ценностей, одним  словом – культура. Именно  таким  образом  Розанов  показал  связь  понятий «культ» и «культура». Культура – это  внесённый  человеком  в  мир  собственный  порядок, поверх  того, который  установлен  природой  и  основан  этот  человеческий  порядок  на  иерархии  ценностей. Этот  порядок  имеет  своим  принципом  не  то, что  из  чего  произошло, что  причина, а  что  следствие, что  субстанция, а  что  акциденция, а  через  что  можно  чего  достичь, что  цель, а  что  средство, что  абсолютная  ценность, а  что  относительная.

И  тем  людям, занимающимся  образованием,  которые  по-настоящему  мыслящие  и  гуманные, никогда  не  будет  навязано  в  качестве  абсолютной  цели  потребление  и  служение  экономической  системе.

И  вновь  о  прозорливости  Василия  Васильевича  Розанова. В  своё  время  ему  рано  было  говорить  о  засилии  капитала  в  образовании, но  он  говорил  о  засилии  государства. В  случае  нашей  страны  особой  разницы  нет, ведь  изначальный, дореволюционный  капитализм  у  нас  имел  происхождение «сверху».  «Как  институт  исключительно  правовой, государство  не  имеет  непременной  связи  с  какой-либо  религией, с  определёнными  формами  быта, ни  вообще  с  чем-либо  завещанным  из  истории, что  развивалось  с  ним  бок  о  бок  в  жизни  народной, остававшимся, однако, для  него  внешним. Не  в  этом  всём, но  в  особых  правовых  целях  лежит  центр  его  интереса. Непременные  и  ненарушимые  нормы  деятельности, и  ко  всему  прочему, раз  оно  так  же  становится  предметом  его  деятельности,  оно  не  может  иметь  отношения  внутреннего, субъективного. Цель  в  воспитании, тот  мыслимый  образ «человека  и  гражданина», какой  оно  стремится  осуществить, может  стать  субъективной целью в государстве; но средства  образовывать  его, но  то, с  помощью  чего  этот  образ  из  мыслимого  мог  бы  стать  действительным, как  бы  настойчиво  они  ни  были  применяемы  им, всегда  и  неизменно  будут  применяться  лишь  внешним  образом. Вне  отношения  к  достигаемой  цели, в  самих  себе  они  не  имеют  никакой  особой  цены  для  государства; то, что  для  них  есть  непременное  и  внутреннее, для  него есть  лишь  случайное  и  побочное. Отсюда – начала  выбора, анализа  и эклектизма, применяемые  всюду  к  этим  средствам, отсюда  же  механизм  в  самом  способе  употребления» .

Розанов  отметил  также  тенденцию  к  устранению  из  процесса  обучения  учителя как  опять  же  составную  часть  обезличивания. «Нужно  воскресить  учителя  в  школе, вот  альфа  воскресения  самой  школы. Без  этого  долго  ещё  мы  будем  устраивать  и  перестраивать «порядки» и  глубокомысленно, но  бесполезно  обдумывать «системы»» .

Остаётся  только  отметить, как  современно  звучат  эти  слова.