Правда о лжи

Михаил Предзимний
На заставке картина Сальватора Роза «Аллегория Лжи»



                Слава вам, боги, находящиеся в зале
                обоюдной правды, в которых нет лжи…
                Я живу правдой, питаюсь правдивостью сердца.
                «Книга мертвых»

                «Большая часть человеческих взаимоотношений
                основана на обманах и уловках, иногда
                веселых и забавных, иногда низких и злобных.
                Лишь немногие счастливцы, такие, как матери
                и младенцы, истинные друзья и любящие,
                совершенно искренни друг с другом».
                Эрик Берн


Никак не выкраивается время, начать объемную работу выводящую ложь на чистую воду, а скопилось очень много эмпирического (в первую очередь) материала.  Надо находить время освещать это явление, хоть  в небольших эссе. Может кто-то да увидит маячок – пойдет выбираться на свет?..

Нас – людей идущих на свет, от тех кто всё пытается забиться в уголок потемнее, затащить других: отличает, в первую очередь, не то, что мы всегда говорим (получается говорить) правду (бывает что так же и лжем, но, -- это лишь тактические поражения, в глобальной стратегии войны), а стремление ее говорить и, нежелание искажать -- желание мучительной жажды -- ее поиска; стремление, выстраивающее каждой лжи препон совести. Пусть он и крохотный, малюсенький и перешагивается порой даже и деликатностью, но он есть и есть  осознание того что ложь – зло абсолютное, а не субъективное. Важно, ясно осознавать тот ключевой момент мотивации не лгать – что делать этого не стоит не потому, что возможное разоблачение лжи, несет в себе потенции каких-либо неблагоприятных последствий (я однажды разговаривал с человеком который никогда не лжет (с его слов), потому что, как он считал, это рано-поздно всё равно разоблачится), или открываясь,  человек надеется на проявление милости к себе в связи с этим (трактуемое как раскаяние), или же он планирует приобрести этим какое-либо иное благо (цена вопроса). Отказ от соблазна лжи должен быть объективен. Ложь не зависит от контекста ситуации: времени и места (она -- ложь -- ложь всегда!), а лишь от наших личных волевых качеств. И еще, то, что -- пусть даже потом ( но непременно!) приходит санкция в виде чувства вины. Накопление этого психологического негатива дискомфорта, хотя бы уж в будущем поставит глобальные препоны, такому омерзительному явлении как ложь.

Борьба с ложью (не стоит забывать что это лишь один из пороков)-- борьба которую человеку придется вести всю свою жизнь: "Я украдкой поглядывал на Макмерфи. Он сидел в своем углу — минутный отдых перед следующим раундом, а раундов еще предстояло много. То, с чем он дрался, нельзя победить раз и навсегда. Ты можешь только побеждать раз за разом, пока держат ноги, а потом твое место займет кто-то другой".(Кен Кизи « Над кукушкиным гнездом»). Это борьба тяжелая, не блицкриг. Война с самим собой! И пусть даже ложь побеждает тебя по всем фронтам, но, для тебя главное -- не сдаваться. Она выдохнется или ты окрепнешь и... тогда, хоть раз почувствовав вкус победы, почувствовав что ,ты, павший человеком, приподнялся -- Человеком! Уже во век свой не уйдешь с этого отвоеванного плацдарма, -- только вперед! И, может Обожение и наступит тогда, когда эта война будет выиграна?! Когда в тебе останется не человеческое, но, Божие!

 Препона лжи – уход нашего изначально кристально чистого родника бытия, от стремления влиться по широкому руслу в затхлое болото. Течение его по чистому песчано-золотому руслу жизни к – жизни. Да -- пробивая себе путь в граните скал, каплями моря усердия, своего пота и крови. Пробивая, даже не зная наверняка, а лишь веря, что там должно быть вечно сияющее в золоте солнца ласковое теплое море - море жизни.

Ложь - намеренное искажение истины, неправда, обман
(Ложь`Толковый словарь Ожегова)

Ложь -- неправда, намеренное искажение истины; обман.
(Ложь`Малый академический словарь)

Ложь — высказывание, заведомо не соответствующее истине и высказанное в таком виде сознательно.
В повседневной жизни ложью называют умышленную передачу фактической и эмоциональной информации (вербально или невербально) с целью создания или поддержания в другом человеке убеждения, которое сам передающий считает не соответствующим истине.
(характеристика лжи из Википедии)

Очень меня смущает,  что практически во всех определениях лжи, кроме разве уж совсем широких, отсылочных (как, например, в Православном энциклопедическом словаре: Ложь  неправда, вранье: грех. (Православный энциклопедический словарь. — Москва. священник Ярослав Шипов, Compiled by EdwART 1998)), ложь определяется – прямым умыслом. Чем это грозит?!

Дело в том, что в нашем реальном мире тотальной все пронизывающей лжи. Такие вот определения,  дают лжецам довольно просторную лазейку ухода от ответственности, как минимум в виде субъективно определяемого морально-нравственного статуса лжеца. Для того чтобы это объяснить, представлю понравившееся мне определение лжи, услышанное в лекции историка религиоведа А. Б. Зубова: ложь – это выдавание несущего за сущее. Определение широкое, но зато не просто полное, а глубинно-философское. Для меня, в контексте этого определения, явно вырисовываются два мира – мир Божий – реальный, и мир людской – иллюзия, бред, мираж… И в связи с этим, сразу видится критерий отбора Страшного суда: что может быть справедливей, если после этапа этой жизни, каждый ее прошедший останется в той реальности к которой всегда и стремился – одни в мире сущем – Божьем, а другие в не сущем, в мире НИЧТО. Попросту не существующем, который они всю свою жизнь с фанатичным упорством, твердо и неуклонно (всегда!) и создавали. Мне кажется, они и вполне заслужили такое «счастье»? Так что думаю, будет для них же и потенциальное благо – эту лазейку соблазна прям сейчас, и сузить.
 
Ну так вот,  детская ложь: специфический возрастной вид лжи, заключающийся в выдавании детьми своих фантазий за действительность. Это не возрастной вид лжи, а обычная «взрослая», зрелая изощреннейшая ложь. Которая может быть даже греховней чем ложь бесстыдная, прямая. Дело в том, что в данном случае, человек хотя и верит в то что его ложь «соответствует» истинному положению вещей. Но для того чтобы пришла к нему эта «вера» он в течение всей своей предыдущей жизни приложил немало усилий, для создания определенных посылок (мнений, суждений, условий, примеров…) на которые он смог бы в своем сознании опираться. Наиболее наглядно это видно на общих моментах, не тогда когда человек лжет пытаясь избежать каких-либо неблагоприятных для себя последствий или несправедливо получить какое-либо (как правило материальное) благо. А для придания этому миру определенных искусственных черт в целом, произвольно определяя свои или чужие: морально нравственные, интеллектуальные, эстетические статусы (я справедливый – он нет, я щедрый – он жадный, я сильный, красивый, умный - он нет…). Здесь человек не просто отбивается от наседающей на него истины, по ходу надобности, а заблаговременно планирует и рассчитывает это делать, дабы она не застала его врасплох.  Сооружает целую крепость, в которой он и рассчитывает укрываться от правды всю свою жизнь.

Подведем предварительный итог: когда ложь используется в контексте конкретной, оперативно складывающейся ситуации, не всегда у человека есть возможность сосредоточится и войти в портал параллельного мира;  гипнотическое состояние требует затрат энергии, концентрирования, а в случае экстренности отбрасываются все условности и без стеснения (перед собой) принимается (собой) тот мир каков он и есть в реальном сознании лжеца. И иная реальность навязывается уже лишь другому субъекту. Здесь можно сказать что вина – прямая. А вот здесь-то мы и подошли к одной из составляющих определения лжи, которая и поможет сузить этот портал в потустороннею реальность небытия – это вина. Вина -- включаемая  в определение лжи, со всеми соответствующими ей юр. формами. В частности «неосторожная форма вины». И тогда цели написания данного эссе можно считать достигнутыми. Цель  эссе – дать наиболее корректное определение лжи.
 
Неосторожность характеризуется легкомысленным расчётом на предотвращение вредных последствий деяния лица, либо отсутствием предвидения наступления таких последствий.

Неосторожность может быть двух видов:  легкомыслие и небрежность.
При легкомыслии лжец предвидит возможность наступления негативных последствий для сущего мира, не желает их наступления, и без достаточных оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение собой или  кем-либо еще. При этом лицо не расценивает свои действия как «преступление» против Создателя мира сущего, хотя и осознаёт, что они нарушает его законы.

При небрежном искажении истины лжец не предвидит возможность наступления опасных последствий для мира сущего, хотя должен был и мог их предвидеть. Лжец виновен в  пренебрежительным отношениям к истине, большей любви к себе (своим интересам) чем к Создателю мира сущего.  Тем более, мы же не знаем --  будет ли «санкция» учитывать лишь индивидуальную вину, или вина будет «коллективная».  Следовательно, лжец пренебрегает и всем человечеством.

Получается что если при наличии определения лжи, будет учитываться и вина, объем этого понятия будет более конкретизирован, точен и думается справедлив.
 
Конечно, можно сказать что неумышленное (в каком-либо оперативном моменте) искажение действительности – это лишь заблуждение. Но если само заблуждение умышленное – разве это не есть ложь?!

Остается лишь технический момент, вывести из этого эссе заключительный тезис – дать формулу, определение лжи. Ложь – это… ой, у меня и времени уже на это не осталось. Может вы дорогие мои читатели – те кто так же хочет вытиснуться из тесного черного угла к свету, поможете в этом и мне и себе, довершите начатое мной дело, пойдем к свету вместе, крепко держа друг друга за руку чтобы не потеряться – допишем определение лжи вместе, сузим этот портал зла ежесекундно затягивающий в свое небытие этот Божий сущий мир…