Киев. Октябрь 1977 года

Петр Панасейко
               Много в советские времена пришлось поездить по стране. Как по туристическим путёвкам через профсоюз и по командировкам, так и самостоятельно. Особенно среди этих поездок  запомнилась одна, отсутствующая в перечисленном выше списке. Речь идёт о комсомольской поездке в Киев в октябре 1977 года. Приурочена она была, как можно догадаться, к Дню комсомола. Несмотря на то, что в октябре нынешнего 2017 года поездке исполнится сорок лет, забыть её нельзя.

               Она для нас оказалась полностью бесплатной. Мы поехали по путёвке Бюро международного туризма «Спутник» ЦК ВЛКСМ. Кто не знает, существовала тогда с 1958 года такая советская молодёжная туристическая организация. Если профсоюз в то время оплачивал путёвки на отдых своим работниками только частично, то в данном случае  комитет комсомола нашего производства  оплатил её нам полностью. Как поступили комитеты комсомола других производств Волжского автомобильного завода со своими комсомольцами – не знаю. Но мы, я, Саша Новиков и Нина Юртайкина, до сих пор благодарны тогдашнему секретарю комитета комсомола Михаилу Добындо.
 
               Меня отправили в поездку как заместителя командира Оперативно-комсомольского отряда дружинников производства по предложению командира Кивинен Арво Степановича. Это один из немногих моих руководителей (в данном случае, общественных), которые поощряли в первую очередь своих подчиненных, а не вписывали везде, куда можно свои фамилии. Что делает им, безусловно, честь.

               Нину Юртайкину направил сам комитет комсомола, не спрашивая её желания. Иначе бы она из-за скромности отказалась. Дело в том, что за несколько месяцев до того, комсомольцы её планово-экономической службы избрали секретарём организации. Можно догадаться, какую работу она в качестве комсомольского руководителя проделала за это время, что именно ей выпала честь очередной День комсомола встречать в городе-герое Киеве. Кандидатов и кандидаток на поездку среди секретарей комсомольских организаций в производстве было предостаточно.

               Третьим оказался Саша Новиков, слесарь Энерго-ремонтного цеха. Как он  попал - я не выяснял.

               Но рассказ о поездке в Киев начну именно с него. В то время мне исполнился двадцать один год 21, ему – чуть больше. В свободное от экскурсий (одна - до обеда, другая – после обеда) время пошли мы с ним гулять по городу. В Киеве мы  оказались первый раз. Если для него посещение этого города казалось обычным делом, то для меня оно имело немного другое значение: я просто исполнил то, что не мог сделать, обучаясь с первого по седьмой класс в украинской школе. Несколько раз в нашей сельской школе объявлялось соревнование между классами на поездку в столицу Украины. Но, насколько я помню, так никто при мне и не поехал. Киев – это не Бердянск, куда нас дважды возили летом отдыхать на море.

               Сегодня в нашем городе Тольятти трудно сосчитать, сколько уже настроили и ещё построят церквей, но тогда, в 1977 году, она была в городе, если не ошибаюсь, в единственном числе. В Киеве же того времени их было не сосчитать. Под церквами я подразумеваю и Соборы с золотыми куполами. В один из них повёл меня Саша. На то у него имелось основание: он ставил свечку за умершего брата. Я же хочу сказать о другом.

               Когда мы, в расцвете сил, зашли в православный Собор, то старушки от удивления «рты открыли». Зайти туда с комсомольскими значками на груди,  казалось невозможным. Но мы зашли. Он - потому, что потерял брата, а я - просто за компанию. О чём подумали верующие старушки – можно только догадываться. Сегодня, когда я бываю в Соборе в своём городе и вижу много молодёжи со свечками в руках, я, вспоминая тот случай и тех «перепуганных» киевских старушек, только улыбаюсь.

               А вот при посещении группой во главе с экскурсоводом Киево-Печерской лавры на нас уже никто не обращал внимания. Скорее обратил внимание я: в год 50-летия Великого Октября на экраны вышел фильм «Таинственный монах». Мне показалось, что съёмки его проходили на территории лавры. Уж больно всё похожим казалось. Наш  экскурсовод меня разочаровала. С её слов, если бы фильм снимала киностудия имени Александра Довженко, то такое могло случиться, но «монаха» снимал «Мосфильм» на территории России.

              Особо запомнилось  и посещение футбольного матча на знаменитом и легендарном киевском стадионе "Динамо". О нём, вернее о «мачте смерти» во время прошедшей войны, до сих пор не утихают споры. Тогда нам объясняли, что собрав команду из известных футболистов города, оккупационные немецкие власти устроили матч между ними и  своими футболистами. Негласно требовали проиграть, доказывая в очередной раз превосходство арийской расы. Победа же досталась советским футболистам. За это их, якобы, впоследствии, арестовали и расстреляли. Начиная с  Перестройки о том матче и его последствиях стали говорить немного другое. Я же думаю, что бы не говорили, но это не должно умалять подвиг тех, кто вышел тогда на поле с одной целью «Победить». Их спортивная победа носила глубокий смысл: победили на поле, победим и на фронте. Так оно в конечном итоге и случилось.

                Я не любитель ни оперы, ни балета, люблю оперетту, но за компанию пошёл в Киевский театр оперы и балета. И не пожалел, одно дело смотреть балет "Спартак" по телевизору, совсем другое - в театре.

               Теперь, пожалуй, о главном. Группе повезло: двадцать девятого октября она находилось  в Киеве. Отмечали День комсомола в гостинице на улице Червоноармейской. К сожалению, название гостиницы не помню. Но это, надо полагать, нынче и не требуется. После принятия украинскими нынешними властями соответствующего закона о «декоммунизации» вряд ли и сама улица сохранила своё название.

                Праздник получился «на славу»: если незнакомые за редким исключением «туристы-комсомольцы» въезжали в Киев, то покидали его «как родственники». Киев сдружил всех. На время, разумеется. Про возвращении домой, всё стало на свои места. После мне много раз приходилось летать и ездить по стране, но встретить в качестве попутчиков хотя бы одного из тех «комсомольцев» не пришлось. Хотя они, как я догадываюсь, на месте не сидели тоже.

               К примеру, смотрю я сейчас в «Одноклассниках» на фото Нины Юртайкиной с туристами, за спинами которых один из известных памятников города-героя Севастополя и думаю: « А ведь я вполне мог оказаться рядом». Но... в Севастополе  побывал в апреле 1979 года. Фото же Нины, судя по всему, значительно позже появилось.

               В наши дни экономическая и политическая ситуация на Украине желает быть лучше.

               В украинской прессе и Интернете можно прочитать, что Украина в советское время жила хуже чем Россия. Однако доказательств не приводится. Доказательство же обратного у меня имеется. Оно оттуда, из октября 1977 года.

               Хорошо помню, как тогда в нашем городе «мужики» по воскресеньям бегали с трёхлитровыми банками по городу с надеждой купить разливного пива. Бутылочное пиво было ещё в большем дефиците. И что же мы увидели в Киеве в первый день приезда? Увидели около гостиницы автоматы. Нет, не с газированной водой, а с настоящим пивом. Название только вылетело из головы за давностью лет. И никаких очередей. Подходишь, берёшь стакан в автомате, моешь его, кидаешь десять копеек и … наслаждайся пивом сколько захочешь. По логике где-то рядом или вдали от автоматов должны  лежать пьяные граждане. Но не тут то было. Ни на Чевоноармейской улице, ни на самом Крещатике, который мы исходили вдоль и поперёк, ни одного пьяного человека увидеть не пришлось.

              Зашли мы как-то в первый попавшийся гастроном. От многообразия видов колбас «глаза разбегались». Смотрим, к  прилавку подходить одна «бабуся»:
              - Внучка, будь ласка, отрежь мне сто грамм вон той колбаски, сто – той  и двести – этой.
            
              На прилавках киевских магазинов я встречал растворимый кофе, сгущённое молоко, шоколадки и так далее российского производства. В то время, как в магазинах нашего города их было «днём с огнём не сыскать».
         
              Но ещё больше нас, россиян, удивило наличие в городе в магазинах промышленных товаров и изделий. Причём весьма отличного качества. Как вспоминает Нина Юртайкина, купленный ею тогда в Киеве чайный сервиз "служит" до сих пор. А ведь минуло с тех пор четыре десятилетия! Долго "служила" ей и "киевская" куртка на меху, которой купить у себя в городе она никак не могла. На фото у гостиницы Нина в ней одета. Как-никак конец октября на дворе стоял. Однако, думаю, в Киеве из-за тёплой погоды она её просто примеряла, но когда мы прилетели в аэропорт Курумоч  (к себе домой), то тут уж было не до примерок. Да и я, как мне не хотелось распечатывать магазинную упаковку, одел меховую шапку, явно не украинского происхождения. Купить в Тольятти её  не мог.
         
             Когда  вернулся в Тольятти и стал рассказывать друзьям и знакомым об увиденном в Киеве, то мне просто не поверили. Ответили шуткой: «Придётся брать путёвку и срочно ехать в столицу советской Украины пиво пить».
         
             Вот я и спрашиваю: «Так, кто кого тогда кормил?!».

03.06.2017