Винникотт о способности жить творческой жизнью

Гадаев Алексей Вениаминович
 Д,В.Винникотт, как психоаналитик и педиатр, внес огромный вклад в понимание развития ребенка с помощью феномена перехода и переходного объекта - привязанности к мягкой или твердой игрушке по принципу взаимоотношений.
Дональд Вудс Винникотт ( англ. Donald Winnicott , 17 апреля 1896, Плимут — 28 января 1971, Лондон) — британский педиатр ита  детский психоаналитик. Один из важнейших представителей теории объектных отношений. Автор арт-терапевтической техники «Игра в каракули»(«Каракули Д. Винникотта»).

Винникотт разработал концепцию переходного (промежуточного) объекта, то есть выхода ребенка из нарциссического типа объектных отношений в независимый тип "потенциального пространства" которое заполняется игрой связанной с культурными переживаниями. Он описал феномен перехода и переходные объекты как зоны непосредственного опыта сепарирования внутренней и внешней реальностей, которые взаимосвязаны. Для возникновения способности у ребенка определять объект как "не-Я", его матери необходимо осознавать, что существует промежуточное состояние между беспомощностью ребенка и ростом его способности понимать и принимать реальность, а не его иллюзионный опыт удовлетворения его любых потребностей (еда и выделение и прочее). Заметить когда появляется способность ребенка создать, выдумать, изобрести, произвести, дать начало новому объекту и установить возникновение связи с объектом по принципу взаимоотношений - это главное в призвании его матери вовремя сепарировать его от себя самой. Винникотт пишет: "Когда индивид достигает состояния некоторого единичного элемента, характеризующегося ограничительной мембраной, отделяющей мир наружный от мира внутреннего, можно говорить о внутренней реальности индивида, и этот внутренний мир может быть насыщенным или обедненным, спокойным или конфликтным" (с.11).
 Наличие у человека зоны внутренней и  зоны внешней реальности (внутри-снаружи) прямо ведет к промежуточной зоне непосредственного опыта для тестирования реальности (перцепции и апперцепции). Переходный объект является объектом "не-Я"  и начинается от 4-6; 6-8; 8-12 месяцев. Переходный объект может быть куклой или немягкой игрушкой.. "Переходный объект имеет " Специальные качества отношений:
1. Младенец присваивает права на объект, и мы соглашаемся с этим.
2. Объект вдохновенно любим.
3. Объект не должен подвергаться никаким изменениям, если это не делает сам ребенок.
4. Он должен сохранятся при появлении инстинктивной любви, ненависти или, в случае, если это характерно, прямой агрессии.
5. В это время ребенку должно казаться, что от объекта может исходить тепло или может перемещаться, иметь структуру или делать что-то, доказывающее, что он действительно существует (иллюзия).
6. С нашей точки зрения, объект появляется извне, но с точки зрения ребенка это не так. Точно также он не возникает изнутри, это не галлюцинация.
7. Его предназначение - постепенно становится всё менее ярким, чтобы с течением лет быть не столько забытым, сколько отложенным в архив" (с.16). Переходный объект необходим для перехода от (магического) неограниченного контроля к манипулятивному контролю. Переходный объект может превратиться в фетиш, а следовательно, сохраниться как характеристика сексуальной жизни взрослого человека.
Винникот утверждает, что переходный объект является первым опытом игры: " ...когда мы наблюдаем, как ребенок управляется с переходным объектом, первым объектом "не-Я", которым он обладает, мы одновременно становимся свидетелями первого использования ребенком символа и первым опытом игры" (1,с.148). И далее:" объект является символом единства младенца и матери (или какой-то её части)" <..>Применение объекта символизирует единство двух сущностей, которые теперь стали разделенными, а именно  матери и ребенка, в той пространственно-временной точке, где впервые возникло состояние их разделённости (сепарированности) (1,с.148-149).
В разделе 3. Игра Винникотт пишет: «Психотерапия – это когда два человека играют вместе. Следовательно, там. Где игра невозможна, работа терапевта направлена на то, чтобы перевести пациента из состояния, когда он не может играть, в состояние когда он может это сделать»(1,с.62) И далее он пишет: «…игра – универсальна и это признак здоровья; игра облегчает взросление, а следовательно и здоровье; игра вовлекает в групповые взаимоотношения; игра может стать формой коммуникации с самим собой и другими»(!,с.67).

"Культурный опыт локализуется в потенциальном пространстве между индивидом и социальным окружением (исходно это объект). Культурный опыт возникает там, где в жизни есть творчество, которое проявляется в игре" - утверждает Винникотт.
Литература:
1. Винникот Д.В. Игра и реальность. М., Институт Общегуманитарных Исследований, 2008.


Арт-терапевтическая методика «Каракули Д.Винникотта» Д. Винникотт и «Игра в закорючки» Впервые техника «каракулей» была разработана и описана детским психиатром и психоаналитиком Д. Винникоттом.
В своих терапевтических консультациях Д.Винникотт эффективно использовал способ рисования, который назвал «игрой закорючек». В нее играют психотерапевт и ребенок.
Каждый по очереди рисует закорючку на бумаге, другой участник при этом пририсовывает к ней другую закорючку и говорит, на что это похоже. Постепенно, когда закорючки становятся более интересными и значимыми, они начинают выражать тайный конфликт, провоцирующий клинические симптомы. Возможно, то, что начинается с множества закорючек, постепенно превратится в животное или человека. Такая игра сочетает элементы свободной игры и ассоциативной деятельности.
Как описывает Д.Винникотт, техника способствует установлению связи с ребенком, нейтрализации его защитных механизмов, и тогда первый сеанс, который имеет решающее значение, проходит в сотрудничестве психотерапевта и ребенка. Психотерапевты используют эту игру, чтобы побудить ребенка к разговору, который затем интерпретируется с психоаналитической точкой зрения. Рисование каракулей - это мощная регрессия в тот период времени, когда любая деятельность ребенка, и марания и каракули вызывали восторг и умиление со стороны родителей. Зачастую этот метод вызывает радость у детей и взрослых и ощущение принятия и безопасности.
В настоящее время эта методика имеет различные модификации и широко применяется в арт-терапии.
 Различные модификации описаны Л.Лоуи, Р.Френкель, М.Бетенски, А Копытин, Л. Лебедева: Х. Кэдьюсон, Ч. Шефер «Практикум по игровой психотерапии»; М. Бетенски, книга «Что ты видишь?»; А. Копытин «Практикум по Арт-терапии»; Л. Лебедева «Практика Арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий». Общее описание методики «Каракули»: Возрастные рамки применения: работе с людьми любого возраста; возможно с 3-4 лет. Формы применения:- индивидуальная: клиент создает рисунок «каракулей» самостоятельно или совместно с терапевтом; - групповая (в группе; в семейной психотерапии): рисунок каракулей создается совместно всеми участниками группы на одном общем для всех листе бумаги; так же рисунки могут создаваться парой участников или группа разбивается на малые подгруппы (5-7 чел.); - совмещенная: работа идет в группе, при этом каждый участник группы создает самостоятельно свой рисунок «каракулей» и работает со своим рисунком. Цели и задачи применения: 1. «Порогопонижающая» направленность: способствует ослаблению осознанного контроля, регрессу, нейтрализации защитных механизмов; снятию мышечных, эмоциональных напряжений, раскрепощению и расслаблению. В групповой работе: способствует созданию условий для совместной творческой работы членов семьи или группы. 2. Диагностическая направленность: исследование собственных чувств и переживаний. В групповой работе: отслеживание групповой динамики; исследование собственных стратегий взаимодействия и коммуникации. 3. Развивающая направленность: активизация воображения, раскрытие творческого потенциала, и тем самым способствует личностному росту человека, повышению уверенности в собственных возможностях; у детей так же способствует развитию способности к концентрации внимания. В групповой работе: способствует оптимизации межличностного и внутригруппового общения, развитию коммуникативных навыков; располагает к проявлению взаимной эмоциональной поддержки и групповой сплоченности; формированию у детей навыков уважительного отношения к проявлениям инициативы со стороны других людей. Время работы: индивидуально - от 15 до 30 минут; в группе – в зависимости от количества участников. Материалы: бумага различных форматов (в зависимости от формы работы: для группы -А1, бумага в рулоне; индивидуально - А3, А4); цветные карандаши, мелки, фломастеры. Различные модификации методики: краски; глина, пластилин. Варианты методики «Каракули»: 1. Методика «Каракули и метаморфозы» (А. Копытин) («Практикум по Арт-терапии» под ред.А.Копытина) А. Копытин предложил сочетание рисунка каракулей с созданием образа (свободными ассоциациями).Вариант 1: Форма работы: совмещенная (в группе, но каждый работает со своим рисунком); возможна также индивидуальная работа. Возрастные рамки применения: дети от 4-5 лет и взрослые. Цели применения: 4. «Порогопонижающая» направленность: способствует ослаблению осознанного контроля, регрессу, нейтрализации защитных механизмов; снятию мышечных, эмоциональных напряжений, раскрепощению и расслаблению. 5. Диагностическая направленность: исследование собственных чувств и переживаний. 6. Развивающая направленность: активизация воображения, раскрытие творческого потенциала, и тем самым способствует личностному росту человека, повышению уверенности в собственных возможностях; у детей так же способствует развитию способности к концентрации внимания. Время работы: индивидуально - от 15 до 30 минут; в группе – в зависимости от количества участников. Материалы: бумага А4 или А3; цветные карандаши, мелки, фломастеры. Алгоритм: 1. Участникам предлагается выбрать карандаш любого цвета. 1. Рисование «каракулей» на листе бумаги в результате которого получается сложный «клубок» линий. 3. Затем в этом «клубке» линий следует увидеть какой-либо образ (или несколько образов) и развить их. 4. Затем участникам могут быть предложены следующие творческие задания: - выразить в словах свои чувства и ассоциации, появляющиеся при создании разных каракулей; - на основе созданных каракулей создать определенные образы (свободные ассоциации к каракулям); - на основе созданных образов сочинить рассказ; - ведение «дневника каракулей»: фиксирование изменений за определенный промежуток времени поможет проследить динамику процесса и сделать выводы. 5. Обсуждение проделанной работы. Участникам предлагается ответить на следующие вопросы:- Что чувствовали или ощущали во время рисования каракулей? - Что чувствуете, глядя на свой рисунок каракулей? - Глядя на ваш рисунок, какие образы вам приходят в голову? - Расскажите про возникшие образы. - О чем это для Вас? Примечание: Психолог на свое усмотрение может дать задание: рисовать одной ведущей рукой; одной не ведущей рукой; двумя руками одновременно (тогда нужно выбрать два карандаша различного цвета). Рисование не ведущей рукой и рисование двумя руками одновременно (тогда нужно выбрать два карандаша различного цвета). Рисование не ведущей рукой и рисование двумя руками одновременно способствует ослаблению осознанного контроля. Вариант 2: Цели, форма работы, возраст применения, материалы, время: как в варианте 1. Как вариант методики предлагается добавить предварительный этап разогрева. Алгоритм: 1. Участникам предлагается выбрать 2 карандаша любого цвета. 2. Закрыть глаза и, держа в каждой руке по карандашу (фломастеру), начать рисовать в воздухе каракули одновременно двумя руками. Рисование каракулей в воздухе продолжается минут 5-10, до чувства насыщенности движением. Можно сказать участникам: «Рисуйте до тех пор, когда почувствуете, что вам хватит». 3. Открыть глаза и продолжить рисовать на бумаге каракули, начатые в воздухе, одновременно двумя руками. Рисование каракулей продолжается до тех пор, пока каждый не решит, что ему больше нечего рисовать. 4. Дальше работа продолжается также как в варианте 1 с пункта 3.
Литература:
 Х. Кэдьюсон, Ч. Шефер «Практикум по игровой психотерапии
М. Бетенски, книга «Что ты видишь?»; А. Копытин «Практикум по Арт-терапии».