Ч. 3 Тайна подводной лодки К-129

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2017/06/01/831

После второй мировой войны страны-победительницы постарались захватить документацию и немецких учёных и конструкторов-создателей нового оружия. Не остался в стороне и Советский Союз. Немцы опережали всех своих противников в совершенствовании подводных лодок.

Многие немецкие конструкторские решения легли в основу создания советских подводных лодок многоцелевого назначения, получивших в НАТО обозначение «Foxtrot». Они весьма походили на дизель-электрические немецкие подводные лодки проекта U-XXI.

Этот проект доработали, установив три шахты в центральной части подводной лодки и новую серию назвали проект 629. Советские конструкторы внесли много важных изменений: увеличили ёмкость электрических батарей, уменьшили шумность электродвигателей и дизелей и установили менее шумный пяти лопастный винт, а также ещё множество других изменений.

За всё время эксплуатации этих подводных лодок не было случая их потери в результате конструктивных  недостатков, как в Советском Союзе, так и в тех странах, куда были проданы подводные лодки этой серии, чего не скажешь о новых атомных подводных лодках. Поэтому до конца холодной войны эти подводные лодки несли свою службу.

Подводные лодки 629 проекта имели шесть торпедных аппаратов и могли нести до шестнадцати торпед. Главным вооружением были три баллистических ракеты, головные части которых могли смести с лица земли большие города, или уничтожить целую армаду.

Конструкторы предусмотрели вооружение двумя торпедами с ядерными зарядами, предназначенными для уничтожения американских авианосных соединений или береговых сооружений.

Первые двадцать две  подводные лодки 629 проекта вошли в состав оперативных эскадр в начале 60-х годов. Сначала их строили в Северодвинске, а затем на 199 заводе в Комсомольске-на-Амуре. Для обеспечения секретности города, где строились подводные лодки, сделали закрытыми, а также с этой целью разрабатывались и другие мероприятия.

Однако когда появились спутники, американцы отслеживали с помощью фотографий все этапы строительства подводных лодок и «провожали» их до базы. Каждая подводная лодка заносилась военно-морской разведкой США в каталог, её шумы записывали подводные лодки, занимавшиеся слежкой.

Изучив подводные лодки 629 проекта, к которым они получили доступ, американские специалисты пришли к выводу, что качество сварочных корпусных работ было крайне низким, как и качество металла корпуса. По их мнению, такая работа считалась бы в США преступлением.

В этом отношении я охотно верю американцам, потому что по собственному опыту знаю, что у нас в КБ работали замечательные конструкторы, а на заводе уже квалификацией ниже - технологи и мастера, и, наконец, рабочий класс, считавшийся гегемоном неизвестно по какой причине, поскольку всё решала партийно-советская номенклатура.
 
Среди рабочих была масса недобросовестных, неквалифицированных людей, пьяниц, требовавших постоянного контроля. Им всё сходило с рук, выгонят с этого завода – их охотно примут на другой завод. Причём, избави бог сказать правду. Всякие парткомычи, лицемеры и демагоги, сожрут с потрохами.

Я как-то уже писал, что в советское время у нас не было серийных изделий, каждое изделие, каждая ракета, артиллерийская или зенитная установки, спутники, были уникальными из-за множества отступлений от конструкторской документации, допущенных совместными решениями. Это всё были дефекты, допущенные рабочими. Они вообще не умели работать без брака.

Максимальная глубина погружения подводной лодки К-219 составляла 300 метров, а предельная рабочая глубина – 260 метров. Подводная лодка имела двойной корпус. Промежуток между прочным и лёгким корпусами заполнялся дизельным топливом, питьевой водой и сжатым воздухом.

Часть пространства использовалась для принятия в качестве балласта, морской воды. Двойной корпус и жидкости имели также функцию защиты от холода на глубине океана.

Из-за встроенного ракетного отсека подводная лодка не могла совершать резких маневров и резкого погружения, поскольку прочность корпуса была ослаблена.

Подводная лодка пришла из патрулирования в январе 1968 года, а уже в феврале командира срочно вызвали из отпуска. Ему сказали, что К-129 должна заменить другую подводную лодку, находящуюся на патрулировании в северной части Тихого океана. Выход в море был назначен на 24 февраля с ориентировочной датой возвращения 5 мая.

Обычно в год были два автономных плавания с перерывом шесть месяцев, поэтому командир подводной лодки отпустил одиннадцать человек в отпуска, часть из которых успела вылететь «на материк».

 Если взять годовой период с учётом двух предыдущих автономок, то получалось, что команде К-129 предстояло провести под водой почти восемь месяцев за период чуть больше года.

Мало того, что люди как следует, не восстановили своё здоровье, но и подводная лодка требовала проведения ряда работ. Это, конечно, было издевательством над людьми.

 Командиру подводной лодки для пополнения личного состава прислали четырнадцать моряков с других подводных лодок, на четыре человек даже больше, чем требовалось.

Почему именно эту подводную лодку понадобилось послать для выполнения задачи, великой тайны нет.

В 1999 году по телевидению был показан телефильм "Тайна гибели К-129" с участием бывшего командира дивизии В.А. Дыгало, контр-адмирала В.И. Беца, контр-адмирала В.А. Алексина и бывшего командующего Тихоокеанским флотом адмирала Н.Н. Амелько. Все начальники этот вопрос аккуратно обошли.

Просто лодка, которая должна была идти в плавание, оказалась не готова. Расчёт строился на том, что командиру обещали перевод во Владивосток на контр-адмиральскую должность, а старпому и замполиту - повышение. Каждый понимал, что откажись, и не только забудут обещание, но и начнут мстить.

Личный состав корабля, измученный предыдущим плаванием, напряжённо работал, готовя подводную лодку к плаванию в столь небывало короткий срок. Было ещё одно неприятное обстоятельство:  появление на пирсе, к которому была пришвартована К-129, одиннадцати моряков с письменным приказом включить их в состав экипажа.

 Выяснилось, что это были молодые матросы из подплава, отправленные на практику.

Вместо 83 человек по штату, в экипаже оказалось 98 человек. Как на это реагировал командир подводной лодки, неизвестно. Впрочем, догадаться нетрудно: иметь сверх нормы пятнадцать человек в длительном автономном плавании на подводной лодке, где и без того тесно, радости мало. И об этом адмиралы тоже промолчали.

На подводной лодке имелось только три туалета. Нарушались санитарные нормы, увеличивался расход питьевой воды, которая и так расходовалась из расчёта один литр в день на человека. Возникли проблемы, где люди будут спать.

К-129 покинула Рыбачий в предрассветные часы в тёмное время суток, чтобы нельзя было сфотографировать её выход с американского спутника. Из Авачинской бухты выходили без ходовых огней, на случай, если американская подводная лодка патрулирует берег.
 
Опасность представляли айсберги и большие льдины, пока подводная лодка не достигнет района больших глубин, чтобы погрузиться.
 
По американским сведениям в первые дни выполнения своей миссии К-129 направилась в один из обычных районов патрулирования, находящийся от 650 до 850 миль  к северо-западу от Пёрл-Харбора.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/06/03/971