О Зазеркалье

Василий Макарчук
                «Вестник предгорий»  25 мая 1995г.
               О «ЗАЗЕРКАЛЬЕ…», СТИХАХ И О ВРЕМЕНИ,
                В КОТОРОМ МЫ ЖИВЁМ.

 
  Богат творческими людьми наш район. Сколько замечательных художников и композиторов, актёров и музыкантов, самобытных поэтов живёт среди нас! Нелегко им сейчас самоутвердиться, заявить о себе в полный голос. По мере возможности наша газета помогает им в этом, предоставляя свои страницы для новых стихов, песен, рассказывая об увлечённых людях.
   Полгода назад мы даже позволили  себе, может быть, непозволительную для районной газеты роскошь - начали печатать повесть местного автора «Прыжок в Зазеркалье». Кстати, рисунки к главам сделал он сам. Отклики на публикацию поступают самые разнообразные, даже есть просьбы издать повесть отдельной книгой. Но это, конечно же, нереально. А вот познакомить вас поближе с автором повести, с его духовной лабораторией и отношением к жизни - вполне нам по силам. Итак, наш собеседник - Василий Афанасьевич Макарчук
  - Почти 20 лет назад Вы, ещё совсем молодой конструктор Хадыженского машзавода, стали привозить в редакцию нашей газеты ( тогда она называлась «Апшеронский рабочий» свои первые стихи,-  скажем  прямо не совсем удачные. Но возглавлявший литгруппу бывший редактор Владимир Петрович Кукса ( ныне покойный ) что- то в них разглядел, заметил свежинку и дал добро, опубликовав лучшие из них. Итак, всё началось со стихов, с поэтического видения окружающей жизни. Что послужило толчком стихотворству?
  - Наверное, ностальгия. В 1967г. наша семья переехала из города Хадыженска, где я родился и вырос, на Украину, где закончил среднюю школу. И такая тоска по родным местам, по друзьям детства и по красотам наших Кавказских предгорий обрушилась на меня, 15- летнего паренька, что потянуло к стихам. Так всё началось…
 - И не закончилось после возвращения семьи в Хадыженск, после возмужания, окончания нефтяного института и даже женитьбы. Вот уж недаром говорят, что если человек «заболел» поэзией по-настоящему, то это надолго, может быть навсегда. Это - судьба. У человека творческого душа находится в постоянной работе. Это, наверно, мешает жить спокойно, размеренно, как все?

  - Иногда мешает, особенно в семейных делах, в быту, который, как известно, заедает всех. А иногда, наоборот, спасает, не даёт опуститься, даёт ощущение полноты жизни. Никогда не забуду те чувства гордости, приподнятости и собственной нужности, которые я испытал после выступления на Южно- Сахалинском телевидении.
Это было в 1980г. 15 минут я читал свои стихи в прямом эфире. Отклик на них получил, вернувшись в общежитие учкомбината, где учился на курсах бурильщиков. Здесь жил с ребятами, съехавшимися на учёбу с Камчатки, Магадана, Курильских островов, даже с Якутии. И вот эти далёкие от сентиментальности парни горячо благодарили меня за то, что я нашёл такие поэтические строчки о буровиках, которые не оставили их равнодушными. Правда,  они выразили свои чувства, как всегда, в грубовато-сдержанной форме, по- другому, увы, просто не умеют. Но для меня их слова были высшей оценкой. А закончил я тогда своё телевизионное выступление такими строчками:

Мы, к морозам и вьюгам привычные,
Ты, далёкая мне, посмотри,
Как мы с другом летим в Пограничное
Сквозь холодное пламя зари.
                ( 1978г. о. Сахалин)

Маленькая справка: Пограничное - это затерянный в тайге посёлок нефтяников-буровиков и пограничников, куда мы добирались на работу вертолётами. Он расположен на восточном берегу Охотского моря.

 - Да, я знаю, что жизнь Вас, что называется, помотала и по стране, и по разным профессиям, что Вам приходилось общаться с разными людьми, в том числе и с отпетыми, как говорится… А душа у вас осталась незамутнённой. И в стихах много света, небесной синевы.

- Видимо, это от того, что я родился под созвездием Близнецов, которое относят к стихии воздуха. Поэтому и рождаются такие,  к примеру, строки: «…на нас любовь сошла невольно, как эта неба синева», «Для тебя это было потехой - лучик солнца смахнуть мне с руки», «А надо мной воздушных рек неслось незримое теченье…»

  - Поэзия - это, конечно, замечательно. Но пора переходить к прозе, к вашей повести «Прыжок в Зазеркалье». Вы раньше что-нибудь писали в этом жанре?

  - Пробовал писать маленькие рассказы, новеллы. Некоторые из них печатались в нашей местной газете. В какой- то период времени стало тесно в узких рамках стихов, захотелось свои житейские впечатления выразить на бумаге более масштабнее. Всё-таки художественная проза даёт больший простор для самовыражения, не ограничивает свободу маневра в отличии от стихов.

 - Поэтому Вы оставили поэзию и «сбежали» в прозу жизни?

  - Ни для кого не секрет, что поэтический бум 60- х годов давно ушёл в небытиё. Людям в лихие 90-е, обременённым заботами о хлебе насущном, трудно сейчас воспринимать такие поэтические атрибуты, как «росистые травы», «трели соловья» и т.д. Не этого хотели бы услышать от поэтов поставленные на грань нищеты люди, получающие прожиточный минимум, который зачастую не покрывает их расходы на коммунальные услуги. Возможно, я ошибаюсь. Но вы посмотрите, что сейчас продаётся на книжном рынке? Буквально всё, но только не поэзия. Этот процесс можно осмыслить и объяснить, но невозможно остановить.

  - И что вы предлагаете? Всем, кто занимается поэзией, бросить её и «кинуться в прозу»?

 - Ну что вы. Кто писал стихи, пусть их продолжает писать, если видит в этом своё призвание. Только хочу сказать: по большому счёту  художественная литература во всём своём многообразии жанров никогда не являлась инструментом преобразования общества, разрешения назревающих внутри него социальных конфликтов. Ведь человек, внезапно остановившийся на миг в суете жизни своей, смотрит на себя в зеркало, спохватываясь, с грустью обнаруживает в себе следы надвигающейся старости: морщины на лице и седину в висках. Он прекрасно понимает, что зеркало помогает ему взглянуть на себя со стороны, но ни в коем разе не приостанавливает происходящий в нём процесс старения. Так и литература. Она только помогает всем нам осмыслить себя и время, в котором мы живём.

  -Что же Вас больше всего волнует?

- Волнует и больно затрагивает, как и всех только одно: куда нас ведут, правильно ли мы идём? Тем ли верным маршрутом нас пытаются вывести опытные лоцманы в заветную гавань рыночной экономики? Ведь вы посмотрите, что с нами со всеми сделали. При фатальном падении производства страну столкнули в навозную жижу люмпен-ларькового капитализма, выставляя всё это как панацею успеха по пути оздоровления и дальнейшего подъёма экономики. Если поколение Демидовых, начиная с эпохи Петра 1, закладывали основы отечественной промышленности в России, развивали её из века в век, то «новым русским» нет никаких дел до вех нас. Они вывозят национальные ресурсы за границу, оттуда, наращивая свой капитал, переправляют дорогую продукцию. Тем самым нашего товаропроизводителя они обрекают на безработицу и одновременно создают рабочие места в США и других капстранах. Складывается впечатление, что выполняется чей-то  социальный заказ по окончательному развалу России и низведению её на уровень какой-нибудь 3- сортной африканской страны.
   А что происходит с нашей русской культурой? Это то же самое, если бы к вам пришли попроситься переночевать. А на следующее утро вы себя обнаружили бы выкинутой из своего же собственного дома   на птичий двор, извиняюсь, нюхать куриный помёт. Все мы наглотались заграничных помоев выше головы.
  Идёт целенаправленная атака на умы людей, особенно на молодёжь. Выпуск отечественных фильмов сведён до минимума. На телеэкраны и в кинотеатры выплеснулась импортная вакханалия секса и насилия, которая исподволь романтизирует культ денег, нажитых далеко неправедным путём. Будь это торговля наркотиками или женским телом. Всё это не способствует снижению преступности в стране. Напротив, провоцирует её рост.

  - Как протест против всего этого и появилась Ваша повесть «Прыжок в Зазеркалье»? Как следует понимать её название?

- Да, вы правы. Свой «Прыжок…» я расцениваю, как попытку в прозе сделать слепок с нашей действительности. Насколько мне это удалось, судить моему читателю.
  Что предопределило название повести? Всё это с нами происходит сейчас на пути от «товарищей к обнищавшим господам» в эпоху смутного периода не менее смутных реформ. Когда произошёл распад «Союза нерушимого...» и под флагом рыночной демократии стали развязываться межнациональные конфликты по пересмотру старых границ, где прежние духовные ценности, прославляющие человека труда, рассыпаются в прах, - всё это в целом я воспринимаю как скатывание, как затяжной прыжок в иной мир, который я назвал Зазеркальем. В нём начисто отсутствуют нормы человеческой морали, а властвует законы волчьей стаи в российской наркомафии. Рядом идёт легализованный бизнес, который, задерживая выплату зарплаты, прокручивая её в ожидании вожделенных процентов, паразитируют, поедая результаты труда травоядных - многочисленной армии российских тружеников. И этот новоявленный класс «ловких людей» торопится к дележу собственности, преступным путём наращивают свой первоначальный капитал.

- Итак, главные герои вашей повести совершают своего рода прыжок в это «Зазеркалье»?

  - Да, именно так. Ведь они бывшие десантники.

  - Василий Афанасьевич, читая вашу повесть, не могу отделаться от ощущения: или вы непосредственно участвовали во всех этих событиях, или находились где- то рядом?

- И не то и не другое. Хочу заверить, что всё происходящее с моими героями - это сплошной художественный вымысел. Игра воображения. Хотя стараюсь писать так, как это могло бы произойти в жизни.

  - А сами герои вашей повести - реально существующие люди или тоже игра воображения?

 - От начала до конца их характеры и судьбы придуманы мной. Правда, шесть лет тому назад у меня была встреча на буровой под Астраханью с помбуром- парнем, отслужившим в десантных войсках и продолжавшим заниматься парашютным спортом. В аэроклубе он познакомился с девушкой, которая стала ему женой. Во время тренировочных прыжков у неё не раскрылся парашют. Она погибла, оставив моего знакомого с трёхлетним сыном. Его рассказ о своей жизни, о том, как он овдовел, но продолжал, несмотря ни на что, прыгать с парашютом и воспитывать сына, взволновал меня, запал в память. Всё это и послужило  толчком к написанию повести, к созданию образов Дениса Лихачёва и Жени Милахина.

  - Василий Афанасьевич, Вам не кажется, что, изображая нашу действительность, так сказать, «по горячим следам», Вы собъётесь на фальшивую ноту. Что-то исказите, поймёте не совсем верно, ведь, как сказал поэт: «…большое видится на расстоянии».

  - Осмысливать наше время будут и 20, и 50 лет спустя. И, конечно, увидят в нём что- то такое, чего не увидим мы сейчас. Но я и не претендую на роль мэтра литературы. Писать для меня - это потребность души. Мы, местные поэты, прозаики, композиторы, объединённые в настоящее время в Апшеронском Интеллект-центре, тоже делаем своё дело. Каждый в меру отпущенного ему таланта стремится отобразить жизнь, своё отношение к ней, А все вместе мы сливаемся в мощный оркестр. У нас есть свой слушатель и читатель, пусть не такой многочисленный, как у известных всем поэтов и писателей, но преданный нам, благодарный за наше творчество. Хорошо, что местные поэты, художники, артисты в большинстве своём люди неравнодушные, они стремятся сохранить нерастраченные духовные ценности, донести до читателей и зрителей свою любовь к родному краю, доброту и тепло души.  Всё это даёт нам право надеяться на положительный отклик тех, кто знаком с нашим творчеством. Когда- то я написал стихотворение, посвящённое литгрупповцам. Уместно будет его здесь привести:

       ПО ЗОВУ ПЕРВОМУ ДУШИ
литгрупповцам «Дубравушки» 70-х посвящается

В борьбе с собою в мире этом
Живём не так, как мы хотим.
…Случись, придёт он к нам поэтом,
Средь нас рождённым быть таким.

Случись, придёт он запоздалым
К тебе, читатель дорогой,
Ещё не путником усталым,
Но всё ж испытанный судьбой.

Такой, как многим неизвестным
Поэтам, выросшим в глуши,
Досталось петь им свои песни
По зову первому души.

…Пролилось солнце на ресницы.
Он вдруг увидел над собой,
Как с горных круч взлетали птицы
Под купол неба голубой.
К ним, вслед летящим в бликах света,
По гребням солнечных лучей
Он шёл и слушал песни лета
В зелёном шуме средь ветвей.
Заря легла на горы снова –
И вместе с ней алел кизил.
Поэт, забыв о муках слова,
Над миром с лёгкостью парил.

И радость жизни, а не горе,
Вбирал в себя он на ветру.
Он слышал зов родных предгорий -
Собратьев верных по перу.

Они в годах не всем известны,
Но чувства их ещё свежи…
Поёт им юность свои песни
По зову первому души!

               1977г.


  - Позвольте мне пожелать Вам творческих удач, чтоб Ваша «скрипка души» радовала наших читателей.


                Беседовала Л. Орлова