Ахматулле Сидыкову, наставнику и поэту

Раиля Иксанова
Ахматулле  Сидикову , наставнику и поэту.
Она училась в шестом «Б» классе. Как-то классная руководительница попросила девчонок задержаться после уроков, чтобы выпустить стенгазету-молнию,  отчет по дежурству в школе.
Газета носила сатирический характер и называлась «Колючка»,  которая должна была осветить все отрицательные стороны поведения учащихся  и таким образом вела воспитательную работу. Критику в адрес отъявленных хулиганов решили преподать в стихотворной форме.
По приходу из школы Наиля решила сама рифмовать. Конечно, у нее не так хорошо получалось, как у  любимой учительницы, но ей вдруг так понравилось заниматься сочинительством, что не проходило ни одного дня, чтоб  она не марала бумагу своими каракулями. Тематика была самая разная:  и про любовь, и про природу, и про животных.
Уже в старших классах пыталась  излагать  содержание любимых индийских фильмов, которых просматривала всегда по два раза.  Когда в клубе крутили в первый день эти фильмы, она ходила туда с подругами. Обычно туда стекался весь аул. И женатые, и холостые, старые и молодые  любили окунуться в мир сказочной любви. Чего стоили эти зажигательные танцы и песни! А  яркие красивые сари каждая женщина мечтала, наверно, прикинуть на себя.  Почти каждый фильм вызывал слезы на глазах. Когда после  окончания сеанса народ шел к выходу, то старались прятать глаза от окружающих: было почему-то стыдно проявлять свои чувства при посторонних.
На второй день Наиля шла в кино одна, почему-то подруги не любили повторно смотреть  эти фильмы.  И вот как-то она купила  пять толстых  общих тетрадей и села  излагать их  содержание. Фильм «Бобби» пыталась даже описать в стихах. Названия описанных фильмов были таковы: « Преданность», «Торговец», «Чувство», «Зита и Гита», «Бобби» и др.
У одной одноклассницы мама была чересчур строгой и не отпускала свою дочь в кино. Она довольствовалась тем, что прочитывала тетради своей подруги. Ей очень нравилось читать и казалось, что воочию видит  кинокартину. К сожалению, ни одна из этих тетрадей не сохранилась, просто не вернули ей нерадивые читатели. 
У них в деревне школа была восьмилетка, поэтому среднюю школу приходилось всем желающим  заканчивать в райцентре. В девятом классе Наиля осмелилась  пойти в редакцию газеты «Восход» и принесла   свои первые стихи  в отдел культуры, где заседал местный поэт, Ахматулла   Сидиков.
Это был мужчина приятной наружности, среднего телосложения, с умными проницательными карими глазами. На макушке головы выделялась  лысина,  волосы  были с проседью. Лысина являлась признаком темпераментности мужчин. Это даже,  ей,   откуда- то было известно. При первой встрече он начал читать стихи Рубцова, Рыленкова,  Есенина,  которых он обожал.  Хотя его кабинет был  небольшой,  он ходил и декламировал стихи наизусть.  И тут она обратила внимание, что тот прихрамывает на одну ногу. Но это нисколько его не портило. Он  не был лишен мужского обаяния.  Он, прочитав ее стихи, сделал замечания и   некоторые правки  и дал первые советы  в стихотворчестве.  Пару стихов оставил для печати, которые появились на страницах газеты  через некоторое время.  Для занятий с ней он назначил время после обеда,  потому что Наиля училась во вторую смену.  И вот начались для нее испытания. Занятия в школе начинались в два часа дня. Автобус обеденный ходил до райцентра в двенадцать часов дня, а чаще и не ходил. Тогда Наиле пришлось волей-неволей топать до райцентра пешком  одной. Благо,  всего лишь шесть километров. Ей, с детства привыкшей ходить пешком туда и обратно, раз плюнуть. Тем более возвращаться могла со всеми вместе на школьном автобусе.  Конечно, жутковато было  одной шагать пешком, особенно, когда  в начале поселка  встречались  мальчишки.  Но,   слава богу, все благополучно заканчивалось, без всяких приключений.  На дворе стояли теплые сентябрьские деньки,  и она буквально за сорок минут проходила путь до редакции. А школа, где она училась, располагалась в  пяти минутах ходьбы.
Наиля сочиняла и на своем родном башкирском языке стихи. Ахматулла лла  воспитывался в детдоме,  поэтому не знал родного языка, но у него был друг, который  преподавал в школе башкирский язык и сам немного пописывал. В один из дней  договорились сходить к нему в гости.  У этого учителя фамилия была  Жиянбаев.  Был он среднего роста,  немного  грузноват, с густыми черными бровями.  Носил очки с толстой оправой и толстыми линзами. Лицо было доброе, немного обрюзгшее,  нос  имел широкую форму  и  средние чуть синеватые губы. Тут же прочитал несколько ее стихов  и сделал красной ручкой поправки. Времени было в обрез, поэтому тетрадь пришлось оставить  пока  у этого дяди.
Наиля в этот день как обычно явилась в редакцию и ничего плохого не предчувствовала. Работники редакции на обед уходили   в столовую, что находилась рядом. А те, кто проживал недалеко, бегали домой.  Когда все разошлись на обед, Сидиков закрыл на крючок двери, чтоб посторонние не попали  в помещение. Наиля обратила внимание, что старший товарищ как-то  необычно возбужден.  Когда она уселась и приготовилась слушать своего старшего товарища о поэзии и поэтах, удивилась поведению  Ахматуллы  , который мерил крупными шагами свой кабинет  туда и обратно и был как-то странно взволнован. Внезапно остановившись, вдруг тихо заговорил: « Наиля, можно поцеловать тебя? Я в  тебя влюбился как мальчишка, я полюбил тебя как девушку. Давай будем  встречаться  в другом месте. Я  буду  помогать     печатать   твои стихи,   и буду делиться своим опытом». В ответ она что-то пролепетала, у нее еще не было опыта общения с мальчишками, не говоря о мужчинах. И все-таки, не удержавшись, он поцеловал ее в лоб  по - отечески. И на этом закончилось объяснение в любви. Больше ничего  он себе не позволил  по отношению  к  несовершеннолетней  ученице.  После беседы он проводил ее до дверей,  как будто со свидания.  Эта  встреча была последней для них. 
Наиля для себя решила, что не позволит себе,  чтоб отношения  между ними далеко зашли.
Но когда она принесла в редакцию другие свои стихи, выяснилось, что товарищ Сидиков уехал в Москву учиться  в Литературном институте, он после выпуска пары  книжек, стал членом Союза писателей.
Когда Наиля  училась в пединституте и проходила практику в соседнем селе, на остановке столкнулась  с Ахматуллой  Сидиковым. Он уже закончил учебу в столице  и работал как прежде в редакции.  Он приезжал на встречу  со школьниками, где  читал свои стихи и рассказывал о себе и о   своем творчестве. После  армии он поднимал целину в Казахстане и работал трактористом.
Наилю так и подмывало заговорить с ним, но так и не решилась, не осмелилась открыться ему. А он и не  узнал  в молодой женщине  бывшую школьницу, которой он когда- то давно объяснился  в любви.  Он рассказывал другой женщине, что приезжал в школу   и ждет автобус,  чтоб поехать на работу. Он сильно сдал, постарел, по его обрюзгшему лицу видно было, что любит  часто заглядывать в бутылку.
Наиля  благодарна  своему  наставнику по перу за те советы, которые вовремя получила от него  и  которые, конечно,  пригодились ей в будущем.  У нее хранится одна из его книг, откуда узнала  более подробно о его судьбе.
Она знает, что его давно уже нет в живых, тем более между ними разница была почти в тридцать лет, а его родная дочь была моложе ее на два года;  они учились в одной школе,  поэтому эти факты из его семейной жизни были известны еще тогда.