Гори, гори, моя звезда. Борис Штоколов

Любовь Кирсанова
Даю ссылку на романс "Гори, гори, моя звезда" в исполнении Бориса Штоколова:
https://www.youtube.com/watch?v=5BtE4yvKCEg

Я уже рассказывала, что впервые прослушав романс "Гори, гори, моя звезда" в исполнении Бориса Штоколова, была потрясена. Потом я много раз слушала этот романс в его исполнении и не переставала удивляться и радоваться.

Борис Тимофеевич Штоколов - советский оперный певец, Народный артист СССР (1966-ой год), Лауреат Государственной премии СССР (1981-ый год) родился 19-го марта 1930-го года. Уже став известным певцом, он рассказывал:

"Наша семья жила в Свердловске. В сорок втором пришла похоронка с фронта: погиб отец. А нас у матери осталось мал мала меньше… У нас на Урале прошел набор в Соловецкую школу, и решил я поехать на Север, думал, матери чуть полегче будет... Помню, с каким нетерпением мы ждали практику на боевых кораблях. В сражениях нам участвовать уже не привелось... С Балтики я вернулся домой, поступил в спецшколу ВВС. Маршал Жуков командовал тогда Уральским военным округом. Он пришел к нам на выпускной вечер курсантов. Среди номеров художественной самодеятельности значилось и мое выступление. Пел «Дороги» А. Новикова и «Матросские ночи» В. Соловьева-Седого. После концерта Жуков сказал мне: «Авиация без тебя не пропадет. Петь тебе надо». Так и приказал: направить Штоколова в консерваторию. Вот и попал я в Свердловскую консерваторию. По знакомству, так сказать…"

Учебу в консерватории Борису пришлось совмещать с вечерней работой электриком в драмтеатре. После окончания консерватории в 1954-ом году он стал одним из ведущих солистов Свердловского оперного театра.

В 1959-ом году Штоколов стал лауреатом Международного конкурса в рамках VII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Вене. Была выпущена дебютная пластинка, в которую вошли романсы А. Рубинштейна и Ф. Шуберта в его исполнении. В том же году он был приглашён в Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова, в котором работал до 1990-го года.

А ещё Штоколов пел в оперных театрах США, Испании, Швеции, Италии, Франции, Швейцарии, Германии, Венгрии, Австралии, Кубы, Англии, Канады... Зарубежная пресса высоко оценивала певца, как продолжателя великих традиций русской оперной школы.

Кроме театра Борис Штоколов уделял большое внимание концертным выступлениям.
Певец рассказывал:
«На концертной эстраде труднее, чем в опере. Здесь нет костюма, декораций, актерской игры, и артист должен раскрыть суть и характер образов произведения только вокальными средствами, один, без помощи партнеров».

Гастрольные маршруты Бориса Тимофеевича пролегли по всей стране. Лично мне было интересно прочитать, что написала одна из многочисленных газет об исполнении Борисом Штоколовым романса «Гори, гори, моя звезда…»:

«... если бы певец исполнил в концерте только один этот романс, воспоминаний хватило бы на всю жизнь. Вы прикованы к этому голосу — и мужественному, и нежному, к этим словам — «гори», «заветная», «волшебная»… Как он их выговаривает — будто дарит, как драгоценности».

С интересом прочитала, что говорил сам Борис Штоколов:
«Я заметил, что мои чувства и внутреннее видение, то, что я сам себе представляю и вижу в воображении, передается в зал. Это усиливает чувство творческой, художнической и человеческой ответственности: ведь народ, слушающий меня в зале, обмануть нельзя... ».

Всю жизнь Борис Штоколов посвятил изучению тайны искусства пения, искусству дыхания, сам дошел до многих профессиональных секретов. В 1995-ом году он опубликовал книгу, которую назвал, как самый знаменитый романс из своего репертуара - "Гори, гори, моя звезда".

Сейчас в моей жизни трудные дни. Я потеряла близкого человека. Пишу эти строки, слушаю романс "Гори, гори, моя звезда", по коже бегут мурашки, на глазах слёзы, а в душе тепло.


P.S. В мои планы не входит просветительская деятельность. Уверена, что на сайте "Проза.ру" есть те, кто знает о Борисе Штоколеве и о его творчестве намного больше, чем я. Просто хотелось рассказать о своих личных впечатлениях.
Конечно, мне будет очень приятно, если читатели найдут для себя в моём рассказе что-то новое и интересное.