Знамение для неверующих

Рыжов Александр Геннадьевич
Есть разные объяснения дара языков, полученного апостолами в день Пятидесятницы. Например, говорят, что этот дар способствовал проповеди Евангелия людям, пришедшим на поклонение в Иерусалим и не понимавшим еврейского языка. Есть и другие напрашивающиеся сходу объяснения. Не опровергая этих мыслей, хочу добавить к ним один штрих, который обычно остается без внимания.

В 1Кор.14:21-22 Павел пишет: «В законе написано: иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь. Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих». Это важный момент: языки – знамение для неверующих. В каком смысле? Чтобы понять это, надо обратиться к ветхозаветному тексту, который Павел достаточно вольно цитирует.

Вот он: «За то лепечущими устами и на чужом языке будут говорить к этому народу» (Ис.28:11, см. также контекст). Исайя в 28-й главе предсказывает своему народу наказание через ассирийцев, которые говорят на незнакомом евреям языке.

Исайя проповедовал своим современникам на их родном языке, а они не слушали его. За это в их землю придут ассирийцы, победят их, захватят их землю, и тогда евреям придется слушать язык, который они не понимают. Даже после этого евреи во времена Исайи не обратились и были уведены в плен.

Не захотели слушать пророчество на понятном языке, вот вам незнакомый язык. «Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих» (1Кор.14:22).

В книге Исайи об этом есть еще: «Не увидишь более народа свирепого, народа с глухою, невнятною речью, с языком странным, непонятным» (Ис.33:19). Есть об этом и у Иеремии: «Вот, Я приведу на вас, дом Израилев, народ издалека, говорит Господь, народ сильный, народ древний, народ, которого языка ты не знаешь, и не будешь понимать, что он говорит» (Иер.5:15).

Пророчество Исайи исполнилось дважды – первый раз в период Ветхого Завета, второй – в период Нового Завета. В день праздника евреи слышат незнакомые языки в центре Иерусалима. Да, пришедшие паломники понимали апостолов, слыша свои языки, но для основной массы евреев это была невнятная речь, чужие языки.

Обратим внимание на проповедь Петра (Дн.2:20): солнце превратится во тьму, луна в кровь, прежде чем наступит день Господень, великий и славный (а у Иоиля, если не ошибаюсь, «великий и страшный»). Речь у Иоиля (и в других пророческих книгах, где есть сходные формулировки) о суде и наказании.

Все соединяется в одну цепочку. Петр цитирует места, предупреждающие о суде. При этом рядом звучат незнакомые языки, которые суть знамение для неверующих. Где здесь неверующие? Апостолов окружают глубоко религиозные евреи. В каком смысле они неверующие? Они не поверили, что Иисус – это Мессия, и об этом проповедует Петр.

Эти языки для современников Петра были знамением, т.е. предупреждением. Что случилось с теми, кто услышали в период Ветхого Завета чужие языки и не покаялись? Они ушли в плен. Бог очень громко обращается к поколению Дн.2: «Это же может произойти и с вами».

В массе своей они верующими не стали, и через 40 лет – в пределах жизни одного поколения – с ними стало то, что стало и с теми. Их в прямом смысле увели в плен, а Иерусалим разрушили. Но Бог предупредил их и дал им время покаяться.

Это объяснение, кстати, помогает понять логику одного из аргументов Павла в разговоре с коринфянами о языках – он показывает им, что знамение языков свою роль уже выполнило и нечего кичиться даром языков как какими-то духовными мускулами.

02.06.2017