Лунные экспедиции

Андрей Чемезов
Интересные места на Луне… Как много, и в то же время как мало их! Это и места посадок древних «Аполлонов», и лунные автоматические станции… время как-будто остановилось там, застыло на месте, словно в музее! Вот и будем относиться к этим местам, как к музейным. Естественные Музеи Лунной Истории (ЕМЛИ), назовём их так; они хоть и будут существовать сами по себе, посещать их (возьмём на себя такое обязательство!) будем аккуратно, ничего манипуляторами в тех местах не трогая, рассматривая оставленные в ХХ веке на Луне вещи как музейные экспонаты, ни в коем случае не меняя их местоположение, словно всё это… воссозданные на историческую тему художественные инсталляции! ЕМЛИ «Аполлон-15»: своими глазами, то есть через видеокамеры лунохода, можно увидеть американский лунный флаг и первый американский луномобиль.
 
Эмблема экспедиции «Аполлон-15»: случайно или нет, выполнена она в цветах российского триколора.
Конечно, большим успехом среди заказчиков будут пользоваться экспедиции по историческим лунным местам – тут и к гадалке не ходи, как говорится, однако помимо этого будут организовываться еще и чисто научные экспедиции, цель которых – поиск льда и полезных ископаемых. Ажиотаж вокруг тех и других экспедиций, можно надеяться, будет на одинаково высоком уровне, поэтому проходить они, вне всякого сомнения, будут регулярно, неизбежно с новыми порциями научных открытий и сенсаций.
В экспедициях запросто смогут принять участие сотни, может быть и тысячи человек… Каким образом? Лунниками, которые будут включены в состав экспедиции, можно будет управлять от 10-15 минут и дольше… Сама экспедиция при этом может продлиться дольше месяца! За месяц участие в ней смогут принять больше 1000 человек!..
Чтобы новички не тормозили движение колонны, следовать они будут во втором её составе. Фирма разработает несколько специальных правил для временных участников экспедиций: категория не ниже «Б», движение след в след за основным составом колонны, соблюдение дистанции, движение без остановки, выполнение рекомендаций инструктора. В основном составе колонны будут двигаться: луноходы-операторы, милиция, грейдеры, походные ретрансляторы, в радиусе действия последних будут работать все лёгкие и средние лунники, а также другая спецтехника. Чтобы не задерживать движение колонны, смена экипажей лёгких лунников будет производиться во время непродолжительных технических остановок (через каждые 10-15 мин). Учёт (аренды лунника), скорее всего, будет осуществляться не по затраченному на поездку времени, а по пройденному экспедицией расстоянию. Вынужденный простой в колонне не должен учитываться!
О характере движения, цели экспедиции и маршруте колонны, а также о том, с какими трудностями придётся столкнуться её участникам в пути, временный участник экспедиции сможет узнать, заглянув на соответствующий сайт и изучив карту, составленную по итогам работы лунохода-разведчика – он пройдёт маршрутом экспедиции за несколько месяцев до того, как колонна стартует.
В авангарде экспедиционной колонны будет двигаться другой разведчик, более незатейливый по содержанию; в буквальном смысле он будет прощупывать дорогу, изучать неровности в основании несуществующего дорожного полотна при помощи специального катка с металлическими шипами, снабжёнными датчиками плотности грунта и передавать данные (о плотности каждой проверенной точки) в автоматическом режиме на идущий следом грейдерный каток, задача которого – сделать неравномерную плотность дороги равномерной… Для этого на катке грейдера будут применяться выдвижные металлические шипы,*  эти шипы будут выдвигаться на соответствующую длину каждый, в зависимости от того, какая плотность (установленная разведчиком дороги) грунта под шипом.
Не исключено, что вместо всего этого пройдёт обычный грейдер типа «К-700» и выровняет путь, очистит дорогу от мелких камней; в труднопроходимых местах бульдозерист будет заниматься подготовкой пути определённое время, в связи с чем будут делаться короткие технические остановки.
Ночью водители лунников будут видеть на изгибах прокладываемого грейдерами далеко вперёд пути красные габаритные огни идущей в авангарде колонны дорожно-строительной техники, габаритные огни всех остальных луноходов...
Походные ретрансляторы обеспечат устойчивую связь с Землёй. Если у них не получится делать это на ходу, то связь с Землёй будет поддерживаться ретрансляторами поочерёдно – пока один движется, другой связывает. Передающая антенна и тарелка ретранслятора имеют инструменты быстрой самонастройки ориентации, при движении ретранслятора по неровной поверхности Луны с умеренной скоростью инструменты самонастройки могут, мгновенно реагируя на неровности дороги, восстанавливать ориентацию на Землю, то есть искомый угол антенны и тарелки для обеспечения устойчивой связи. Оборудование лунохода-ретранслятора в таком случае сможет работать штатно даже на ходу, но при ограниченной скорости движения.
Пока один ретранслятор будет проскакивать низинку или овраг, второй будет притормаживать на высоте – так, поочерёдно, они и будут идти, передавая ретрансляцию друг другу, словно эстафетную палочку, идти и вести вслед за собой (либо перед собой) всю колонну!
Ключевая задача передвижных ретрансляторов – обеспечивать колонну бесперебойной связью с Землей. Для этого ретрансляторов должно быть минимум три: два постоянно работающих и один в резерве, идущий в составе колонны с выключенным передатчиком…
Экспедициям под силу будет решать научно-практические задачи, например такие, как поиск залежей льда, взятие проб и анализ льда на месте его залегания. На основе данных водопоисковых экспедиций будут планироваться работы по добыче и транспортировке льда к искусственным водохранилищам. Помимо этого экспедиции могут прокладывать временные трассы к удалённым, но интересным, интригующим учёных и туристов местам, по проложенным экспедициям трассам смогут передвигаться не только тяжёлые луноходы, но и лёгкие лунники, правда для обеспечения работы последних понадобятся, опять же, передвижные либо стационарные (неподвижные) ретрансляторы, а также ремонтные базы – для подзарядки батарей лунников и другой технической помощи им.
С каждым рейсом космического грузового корабля ремонтных баз на Луне будет становиться всё больше и больше, а сеть лунных дорог будет получаться все шире и разнообразнее!..



      -------------------------------
 *Возможно, две описанные в этом абзаце машины будут объединены в одну.