10. Потерял веру-потерял все 1919-1920

Тамара Гумбатова 2
10.Потерял веру-потерял все - Mut verlonen  alles  verloren 
   Последние  четыре года  произвели  такое опустошение в сердцах людей, разбили столько надежд  и внесли так много разочарований, что и этот Новый год встречали без радости. Продолжались бои с Красной Армией.  Газеты  обвиняли  Ленина и Троцкого в получении денег на свои революции от Вильгельма и называли их его прислужниками. Шла армяно-грузинская война. Но все-таки, где-то там глубоко у людей теплилась надежда, что новый год принесет долгожданный мир.  И они не теряли смелость и мужество.
   20 февраля 1919 года  в   очередной  жалобе на имя Гянджинского губернатора, поверенный Еленендорфского общества,  член Азербайджанской  Аграрной Комиссии Парламента Л.Я. Кун   просит  принять меры  против  самовольного использования чужих земель и строительстве там жилья.
   7 апреля Азербайджанское  Акционерное общество  сообщило о смерти  в Баку Германа Генриховича Гуммеля.   Отпевали     в  Бакинской   Е-лютеранской церкви Спасителя, похоронили - в Еленендорфе. Соболезнование выразили Немецкий национальный Совет и Совет союза немцев Закавказья.
   11 апреля 1919 года Лоренц Кун,  Теодор  Генрихович Гуммель и Генрих Христофорович Форер от имени Еленендорфского общества  опять  обращаются к Его Высокопревосходительству Господину Министру земледелия Азербайджанской республики с жалобой: « В течение последних 15-16 месяцев ( т.е. с декабря 1917 ) в связи с агитацией  разных   темных сил,  выработано в  темной массе населения  мнение, что теперь настало время,  когда позволено относиться к собственности ближнего, как кому вдумается, без соблюдения законов.
  Деятельность жителей этих селений принуждает  нас бросить на произвол судьбы свои хозяйства, созданные потом столетнего  труда, свою ценную культуру, которая  несомненно исчезнет  вместе с ее создателями,  если не найдется защита от Правительства, и искать себе места , где  могли бы трудиться,  не находясь под гнетом, убивающего всякую энергию и охоту к труду чувства, что другие  придут пожинать и уничтожать то ,что  создали мы.
   Несмотря на Мирской приговор от 2 апреля, все оставлено без ощутимого успеха. Местная администрация не принимает никаких мер против горстки захватчиков. Все остается без наказания. Теперь они решили забрать самый важный участок земли из состава Еленендорфского общественного надела - землю в долине реки Гянджинки,  где  находится голова и верхняя часть (более трех верст ) оросительной канавы для поливки виноградников и садов на  надельной земле Еленендорфа,  мотивируя тем, что этот участок им нужен?!
  С  переходом  участка к ним переходит и вся власть над водяной канавой.  Все благосостояние и все будущее колонистов зиждется на этой воде, отводимой для поливки виноградников. Если бы Правительство пожелало, чтобы еленендорфцы сами ушли из созданного ими столетним трудом оазиса сельскохозяйственных культур,  то оно  не могло бы   для этого придумать более радикального средства, чем передача этого участка земли.
     Посвященному  в положение дел,  известно, что наделы земли в немецких колониях невелики и недостаточны для удовлетворения земельных нужд подрастающего поколения, ибо доходность их зависит не от размера площади надела, а от количества воды для  его  орошения.
    В  Еленендорфе (при наличности 450 семей и 2400 душ   и  наделе в 6695 десятин) на одну душу приходится не более ;  десятины. Если учесть, что за столетнее свое существование  колония Еленендорф отдала выселенным в соседние колонии Анненфельд, Георгиевск, Грюнфельд и др. 120 безземельных семейств и что на сегодняшний день в ней  насчитывается  около 200 семейств, не имеющих общественной земли, то нельзя упрекнуть Еленендорфское сельское общество в том, что у него много надельной земли» .
   Они  очень  просили  не отдавать землю гасанлынцам и надеялись, что вопрос землеустройства будет разрешен в законном порядке, через представителей установленной в  Азербайджане Парламентской власти»(92).  Но обращение было оставлено без внимания.
   В марте 1919 года  Азербайджанское правительство Ф.Хойского  заявило об отставке.   3 апреля в  Гяндже  умер Алекпер-бек Рафибеков, о чем сообщал его сын, министр здравия и призрения  доктор-хирург  Худадад-бек, который после  отставки 30 апреля,   6  мая 1919 года  был назначен генерал-губернатором Гянджи.  С первых дней губернаторства он познал все тяготы, связанные с межнациональными конфликтами и поведением  армян, которые, подогреваемые  дашнаками, отказывались  признавать власть и терроризировали окружающее население.
   7 июня 1919 года в своем виноградном саду был убит колонист Георг Шпет, о чем 11 июня 1919 года колонисты сообщили в новой жалобе члену Азербайджанского Парламента Л.Я.Куну. И опять посылаются жалобы о том, что захватчики с оружием в руках препятствуют уборке хлеба,  отнимают лошадей и другой скот:   « Гасанлынцы захватили за это время 2900 десятин, что составило половину всей земли Еленендорфа. Они с ружьями в руках препятствуют  уборке хлеба,  стреляют, угрожают убийствами. Так, был убит 15 -летний Отто Брейтмейер. Одного разбойника, отстреливаясь, убил колонист. Разбойники отняли 18 лошадей, из которых возвратили только 6,  2 бугая и 2 быка. Дошло до того, что  при плате 100 рублей в день рабочему, одна часть населения должна была охранять другую». Общество колонистов считало, что » поставлена задача  выжить их с места столетней   культурной работы путем отнятия земли».  Временно управляющий Елисаветпольским уездом Новицкий согласился, что земля принадлежит Еленендорфской колонии, но считал, что землю надо отдать жителям Топан-Гасанлы , так как  у них  ее  недостаточно (92). 
    11 августа 1919 года был подписан Указ об азербайджанском гражданстве. Теперь все немцы и их дети, все подданные  б. Российской Империи, которые родились на территории Азербайджана, независимо от вероисповедания,  механически становились гражданами нового государства.
   Подданство Российской Империи они получали  по личному прошению, пройдя много проверок и процедур.  Затем  каждый обязан был произнести в присутствии священнослужителя и представителей власти клятву и присягу на верность подданству: « я, имярек, обещаю и клянусь Всемогущему Богу  и Великому Государю Императору, быть верным, добрым,  послушным и вечно преданным с моей фамилией. Никуда  без соизволения и указа за границу не отъезжать. В чужестранную службу не вступать. С неприятелями Его Императорского Величества вредительной  откровенности не иметь  и т.д. «.  Теперь   все стало  просто,  но радости от этого не было…
   13 августа   указанием Министра Народного просвещения Каплановым  во всех школах  упразднили преподавание русской  истории и русской географии,   « впредь до выработки новых программ по этим предметам«(120). 20 августа также было  упразднено преподавание древней и средней русской литературы и истории до эпохи Карамзина. Во всех учебных заведениях вводились национальные классы, куда мусульмане должны были  приниматься без учета установленного возрастного требования.
    28 июня тот же министр предложил отвести подобающее помещение при каждом учебном заведении для  мусульманского молитвенного дома, где учащиеся могли свободно исполнять молитвы и другие религиозные требы. В классах  должно быть  не более 40 человек, продолжительность урока  -50 минут. Выходным днем  теперь было не воскресенье,  когда  у немцев проходили богослужения, а пятница.  Никаких отклонений  по  этому вопросу не разрешалось. Кроме того, предлагалось  немедленно  поместить на  своих  бланках  общества и школ- полумесяц и восьмигранную звезду(121).
      Теперь учебным заведениям разрешалось  принимать только прошения на замещение свободных вакансий, а само назначение учителей осуществлялось  Министерством. Так, по неизвестным  причинам, не были утверждены министерством учителя  Бертольд Иоганн Штрассер,  Эм.Эм. Бретан  и  преподаватель французского языка К.Ф. Целибеев. 
     С 1 сентября 1919 года Еленендорфское двухклассное училище было преобразовано в 4-х классное начальное и высшее училище,  в котором занималось 320 лютеран и 3 православных. В этом году, празднично  и в присутствии пастора, были вручены свидетельства об окончании училища 8 мальчикам и 10 девочкам.
     5 сентября  возобновились занятия в реальном  училище. 20 сентября г. Министр Народного просвещения распорядился провести сбор пожертвований среди всех учащихся, в том числе и немецких колонистов. Эти суммы были направлены в Казначейство для пополнения фонда, на проценты которого будут обучаться сироты воинов Азербайджанской армии .
    В Закавказье все нарастала  анархия,  экономическая разруха, голод, спекуляция. В такой ситуации  народ был охвачен ненавистью не только к немцам, но и  друг к другу (53). В колониях появляются, в лице немца Кимерли, свои большевики (99). Положение колонистов ухудшается с каждым днем. Кражи, насилие, захват земель, потрава колонистских полей- все это  стало обычным явлением.
    Ежедневные столкновения с солдатами  угрожали колониям, которые  были расположены  вблизи железной дороги. Сады у станции Казах полностью уничтожались, виноградные лозы вырубались, жилые и хозяйственные  помещения  разрушались и поджигались. Все чаще случались разбойные нападения на скот и оборудование.
   Конфликт  с жителями селений Молла-Джалы и Топал-Гасанлы перешел в настоящую войну. Отсутствие сильной государственной власти привело к захвату  соседями большой части  общинной земли. У колонистов отбирали рабочий скот. Работу можно было выполнять только группами и  под соответствующей охраной. Многие, в том числе и  пастор Самуил  Вухрер,  получили оружие для охраны и безопасности. Обращение немцев, теперь уже граждан Азербайджана, к Правительству было безрезультатным. Немцы-колонисты  воспринимали  это,  как желание нового правительства «выжить  их из созданного их трудом оазиса».
   Известно, что в построенных колонистами водопроводах  строго контролировался расход воды, и в случае  обнаружения нелегального  ее потребления, на членов общества налагался штраф в сумме 25 рублей.  Желание жителей  близлежащих мест воспользоваться  водным  каналом,   построенным и охраняемым немцами, послужило поводом для разыгравшейся 13 августа 1919 года трагедии.  Как сообщает 22 августа 1919 года  газета «Азербайджан» два немецких джувара (надсмотрщики каналов) хотели перекрыть незаконно сделанный отвод воды на дороге между Анненфельдом и Ейгенфельдом, но  были убиты.  За трупами из колонии прибыл пастор Вухрер с родственниками убитых. »Засевшие за прикрытием   злоумышленники  » начали их обстреливать, в  результате чего пастор Вухрер, одиннадцать взрослых и один ребенок были убиты. Энергичными административными  мерами, под руководством самого уездного начальника, вся шайка была захвачена, причем двое были уложены на месте!». Так внезапно  и трагично оборвалась жизнь пастора Вухрера. Его жена учительница Анна Владимировна, в 1940 году была арестована «за участие  в антисоветской группе», сослана в Казахстан и в 1960 году  реабилитирована.  Умерла в 1965 году в Целинограде.
   Но жить как-то  было  нужно. Пастор фон Энгельгардт, оставшись с тремя несовершеннолетними детьми,  14.11.1919 года решил  жениться в третий раз. Избранницей  его стала Елена - Катарина (1887 г .), дочь еленендорфского купца Иоганна Рейтенбаха и его жены Вильгельмины   Цайзер.
2 декабря 1919 года пришел циркуляр от начальника средних учебных заведений,где указывалось на несоответствие духа преподавания  требованиям современной жизни.Особенно сейчас, когда сейчас,когда явилась реальная возможность воплотить идею национального самоопределения и на смену русской государственности явилась азербайджанская.Сейчас стоит задача коренным образом изменить образование  в духе новой государственности. Для этого нужно не только изменить язык преподавания ,но и материалы. Русская литература,география ,история-это балласт ,который нужно заменять  тюркской историей и географией.Предлагалась"Программа систематического курса тюркских народов" и рекомендовалась разная литература, в том числе "История ислама" А.Мюллера и " Ислам" И.Гольдциера.
  18 декабря 1919 года состоялся съезд уполномоченных немецких колоний фельд и Эйгенфельд),где был заслушан доклад  представителей колоний о чрезвычайно тяжелом положении в результате ухудшения взаимоотношений с соседями. Постановили обо всех случаях нарушений законных прав колонистов со стороны окружающих соседей доводить до члена Парламента Л.Я.Куна  для  последующего разрешения вопроса в  Правительстве Азербайджанской Республики.
   В 1919 году прошел очередной  Краевой съезд Союза кавказских граждан немецкой национальности, делегатами которого  были избраны два депутата  -пастор фон Энгельгардт и Т.Г.Гуммель.  В этом же году  Еленендорфское реальное училище было национализировано и преобразовано в Единую школу с тремя ступенями. Новое правительство  ввело обязательное изучение тюрского  языка, в связи  с чем,  возникли сложности с  преподавателями , которые  должны  были знать тюркский  и немецкий языки. Вести делопроизводство на немецком языке  было разрешено до декабря 1919 года.
     Надо отметить, что принуждение к  изучению чужого языка, редко достигает   своей цели.  Во все времена и при всех ситуациях,  люди познают  неродной язык,  ровно настолько,  насколько он  необходим в их жизни.
   11 января 1920 года международное сообщество признало  АДР  независимым  государством.  16 иностранных государств открыли свои  миссии,  но  консульство Германии осталось в Грузии. Его возглавлял в это время Ульрих Раушер. В календаре  Азербайджанской республики на 1920 год сообщалось о существовании Немецкого союза кавказских немцев, но не было никаких ссылок на  его состав и место расположения.
   Ситуация оставалась неспокойной. Межпартийные распри вынудили    Правительство,  возглавляемое Н. Юсифбейли,  подать в отставку.
  30 января 1920 года колонисты опять обращаются с жалобой  на насилие и беззакония, которые творит пристав 4-го Гянджинского участка Мурадов. Он  заселял в лучшие комнаты  домов  колонистов  солдат  конного полка, которые  разрушали мебель и обстановку, принуждали домашних хозяек готовить им еду и пр.. Когда  Хр. Гуммель и Ф. Андрис  отказались дать ключи от своих квартир, он избил их в лицо. «Глубоко веря в Ваше  искреннее  стремление к воспитанию в чинах вверенной Вас полиции чувства справедливости и законности, с полной верой обращаемся к Вам с просьбой  рассмотреть жалобу, так как такое поведение лишает доверие к власти»(53,97).
   И опять жалобы на то, что захватчики с оружием в руках препятствуют уборке хлеба, отнимают лошадей и другой скот.  Учитывая, что на то время 200 семей  колонии не имели земли, они просили не отдавать эти участки соседям. Министр земледелия АДР  в своем ответе от  15 марта 1920 сообщает, что « в настоящее время в правительстве находиться на рассмотрении земельный закон,  который должен обеспечить в достаточном размере все земледельческое население республики. По принятии закона все будут наделены по определенной норме,  но никаких захватов насильственным путем чужих земель,  а тем более наделов, допущено не должно быть».
   5 апреля 1920 года пришла телеграмма от уполномоченного Министра народного призрения Гянджинской губернии о срочном выселении 735 айсор -беженцев, но колонисты попросили  оставить их для завершения сенокоса.
   Еленендорфцы 13 апреля 1920 года в очередной раз  обращаются с жалобой к начальнику Гянджинской губернии по поводу разорений их виноградников  и  сообщают  « о своих страданиях и анархии, которые им причиняют  Топал-гасанлынцы» . Они  устали от беззаконий  б. стражников, которые в противовес воинам,  находящихся под командованием Таис-эфенди и поддерживающих порядок, воруют сено и громят лавки.  Демонстративно разъезжая с винтовками в руках, они с насмешками  разоряют и  угрожают  колонистам. Не  лучше ведут себя  и  приставы.  Пример Михайловки перед нашими глазами» (97). К тому времени, многие колонисты  пытаются переехать в другие регионы  б. Империи. Так, в Украинском Государственном  Историческом архиве в  книге Евангелическо-Лютеранской церкви Св. Екатерины за 1920 год  есть запись о  смерти от чахотки  31- летнего еленендорфца , женатого, Вильгельма Андриса.  Он был похоронен в п. Боярка, там, где позже  Николай   Островский строил железную дорогу. 

     Тамара Гумбатова.  Жизнь -немцев колонистов за Кавказом.Баку.2005 год