Коллекция радостей мальчика никиты

Рончковская Алла
Это произведение участвует в конкурсе «Детство» – http://www.proza.ru/avtor/paksha
               
               
               

                Нужны ли людям радости?
 
Нужны ли людям радости ?  Да, конечно нужны. Это интуитивно чувствует каждый. Но радость надо отличать от удовольствия. В соответствии с толковым словарём  русского языка, радость – это весёлое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения. Удовольствие – это забава, развлечение.
Удовольствие тоже содержит приятные ощущения, но является кратковременным, быстро исчезающим. Радость же – это  длительное состояние, оно обладает удивительной способностью  расширяться, увеличиваться. Часто мы не замечаем, что настоящая радость является следствием хорошего поступка, совершённого  ради какого-то человека. Такая радость является наградой за хороший поступок. Эта радость является показателем счастья. Таким образом, между понятием радость и счастье можно поставить знак равенства. Именно поэтому надо стремиться к  получению радости, а не удовольствия.

                Для  чего нам нужна радость?

Естественно, что быть в состоянии радости  - это  очень приятно.  Но для чего это нужно  не всегда понятно. Надо знать, что радость делает человека энергичным, успешным, благополучным, счастливым  и здоровым.

Многие люди занимаются коллекционированием: одни коллекционируют денежные знаки (нумизматы), другие - предметы старины  и произведения искусства (антиквары), третьи – книги и ещё много всего. Но на такое коллекционирование  надо  тратить деньги  порой немалые. А
 можно коллекционировать  радости  и это ничего не стоит  в материальном выражении, 

                Коллекция радостей

                Предисловие
   
Общение с внуками всегда радует. Они ещё не накопили опыта житейских отношений, который мешает взрослым людям искренне воспринимать окружающий  мир. У них нет ещё ошибочных принципов, на основе которых строят свою жизнь взрослые. Им не мешают ни воспоминания о прошлом, которого у них  ещё  нет, ни страха перед будущим, которое им кажется взрослой сказкой. Они живут настоящим,  и потому им ничего  не мешает искренне радоваться жизни. 
А ещё они видят всё впервые и потому открывать мир перед ними  очень благодарное занятие – таким искренним восторгом  они встречают всё, что их окружает. Находиться рядом с ними  в момент, когда они открывают для себя  мир – громадное удовольствие  сопереживания, которое возвращает нас в счастливую пору детства.
Всем нам хочется находиться в хорошем радостном настроении  и избегать плохого настроения. Жизнь порой нам предлагает  удивительно радостные  впечатления, но проходит какое-то время и эта радость забывается. Воспоминания об этом  иногда




всплывают в памяти  неожиданно, независимо от нашего желания.   Это – неуправляемые воспоминания. А как сделать их управляемыми? Как вернуть ощущение радости, пережитое раньше, в тот момент, когда человек находится в плохом настроении? В этом есть большая необходимость, потому что бывают моменты такого плохого настроения, такой глубокой печали, от которой,  кажется, нет спасения.

Но, как  назло, именно в это время ничего радостного и не вспоминается. И  вот  тогда-то мне и пришла на ум спасительная мысль о  том, что каждый человек должен создать свою собственную коллекцию радостей. Я её  сделала для себя и  поняла, как она  действенна. И тогда я решила сделать  такую же коллекцию радостей для  моего внука Никиты -  записать все  те моменты его жизни, когда он был по-настоящему радостен, свидетелями, которых  мы были с Евгением  Николаевичем (дедушкой Никиты),
Я взялась за это сама, потому что Никите  это  тогда было  не под силу, так как он  ещё не  умел  писать. Пройдёт время, Никита научится не только радоваться жизни, но и размышлять и записывать свои радостные впечатления. И тогда он сам сможет продолжить  эту коллекцию -  спасительный круг  в минуты грусти, печали, плохого настроения, даже отчаяния. Стоит открыть эту книгу, и сразу всплывут  приятные воспоминания и вытеснят печаль.

Как же создать коллекцию радостей?  - Надо научиться радоваться,  не просто радоваться, а радоваться малому. Оказывается радость разлита  вокруг нас и не стоит ничего,  надо только  отвлечься от наших мрачных мыслей, забот, многочисленных желаний и осмотреться вокруг…
Радость – это показатель счастья. Если  вы хотите быть счастливыми – радуйтесь, учитесь радоваться, учитесь отличать настоящую переполняющую радость от мимолётного  удовольствия. И тогда афоризм Козьмы Пруткова « хочешь быть счастливым – будь им» становится понятным и вполне реализуемым.

Итак, открываем  коллекцию радостей Никиты

Незабываемым  было первое посещение  цирка, после которого Никита захотел быть клоуном.
Сильное впечатление произвело на него первое посещение кукольного театра. После  чего он буквально стал театралом.  Даже на новогоднюю ёлку он был приглашён  в кукольный театр. Но наиболее сильное впечатление на него произвёл спектакль кукольного театра «Снежная  королева» по одноимённой сказке датского писателя Христиана Андерсена . Этот спектакль – большой подарок  каждому из зрителей, и маленькому и взрослому. Надо только хорошенько вдуматься, понять и принять содержащуюся в нём мудрость и следовать этой мудрости всю оставшуюся жизнь. О чём он?  - Он об очень важных понятиях, без которых  невозможно строить  хорошие отношения с окружающими  людьми. Этот  умный спектакль рассказывает о добре и зле, о любви и ненависти.
Приходилось ли вам замечать, что одни люди, с которыми вы встречаетесь, - весёлые, умеют радоваться жизни, с ними легко общаться и не хочется расставаться. А другие люди мрачны, всем недовольны,  ничего их не радует. Рядом с ними становится скучно  и хочется поскорее уйти  от них. Чем отличаются эти люди? Они и сами этого не знают. А сказочники  Оле Лукойе    знают.
Чтобы зрителям было понятно содержание спектакля  «Снежная  королева»   они  рассказали зрителям легенду о злом тролле, который изготовил   зеркало, которое искажало окружающий мир, делало его уродливым,  безобразным, безрадостным. Глядя на  такое зеркало человек не мог радоваться жизни. Чтобы спасти человечество от  этого страшного зеркала, ученики тролля разбили зеркало, и оно рассыпалось на множество


мельчайших кусочков. Но случилось непредвиденное. Эти кусочки разлетелись по всей земле и часть из них проникла в людей. Те из людей, в кого  проникли осколки  этого  страшного зеркала, стали видеть мир в искажённом виде,  потеряли способность  радоваться жизни и стали несчастными.
Но что делать таким людям? Есть ли способ их спасти? Оказывается, такой способ есть. Этих несчастных людей может спасти горячее сердце друга, способное любить.

Теперь можно более понятно сказать , о чем спектакль.  Он о том, чем отличаются счастливые люди от несчастных. Спектакль рассказывает о людях с разными сердцами- добрыми , горячими, любящими и холодными, жестокими,  не умеющими любить. Люди с горячими сердцами способны любить, совершают добрые дела и умеют быть счастливыми. Люди с холодными ледяными сердцами, не  умеющими любить,  не способны совершать добрые дела и потому  не умеют быть счастливыми, им скучно жить, они не умеют радоваться жизни, потому что видят окружающий мир в искажённом виде. Это нужно знать, чтобы научиться узнавать добрых людей и отличать их от злых. А если научиться  этому, значит научиться быть счастливым и радостным.
 Будь счастлив, дорогой Никита. Мудрость этого спектакля поможет тебе быть счастливым и радостным. Спектакль этот настолько  известен, что  рассказывать его содержание не имеет смысла. Главное сделать из него правильные выводы и научиться отличать  настоящую жизнь от искажений.



Шли годы. Никита пошёл в школу. Мы посещали вместе с ним концерты симфонического оркестра Крымской  филармонии, выставки  известных художников  в художественном музее г. Симферополя и Доме художников.
В декабре 2009 года Никита сам  стал участником  конкурса чтецов школ города Симферополя. Конкурс произвёл хорошее впечатление  не только способностью свободно чувствовать себя перед  зрителями и строгими судьями, но и способностью к перевоплощению - умению глубоко прочувствовать и  искренне передать состояние и настроение, заключённое в тексте.

                День жизни  артиста

Особенно сильное впечатление произвёл  ученик, который  читал отрывок о жизни одного известного артиста, у которого врачи обнаружили тяжёлую болезнь сердца. Артист попросил врача честно сказать, сколько ему осталось жить. И врач сказал, что при соблюдении режима покоя  он может прожить не более пяти месяцев. И артист распорядился своей жизнью так, как ему подсказала его душа. Он вышел на сцену и снова, как и прежде, вызвал восхищение   зрителей. Они видели  на сцене молодого и сильного человека, полного энергии и здоровья. И по залу пополз шёпот, что врачи  обманули , когда сказали, что у него больное сердце. А на рассвете его не стало. Пять месяцев жизни в состоянии покоя он променял на один вечер  настоящей жизни    Чтец не читал, но жил, переживал чужую жизнь, как свою собственную каждой клеточкой своего существа 
               
           В чём состоит волшебная сила искусства

У чтецов и зрителей была хорошая возможность задуматься над тем, в чём состоит волшебная сила искусства. Присутствие  на конкурсе подводит к выводу о том, что сила  искусства  состоит в том, что оно (искусство) дарит людям светлые идеалы добра и справедливости. И на естественно возникающий вопрос о том, как осуществляется воздействие искусства на человека, появляется ответ. Внимательное наблюдение за исполнителями позволило понять,  что воздействие искусства на человека состоит  в

отождествлении  себя с прекрасными образами, в следовании светлым идеалам в  своей жизни,  в своём повседневном поведении. Конкурс прошёл, как большая интересная концертная программа.  И это  приятно,  но важно не только это.

              Есть талант артиста и  талант слушателя

Важно не только уметь читать выразительно, чтобы зрителям вдруг стало понятно то, на что раньше они не обращали внимания.  Не менее важно уметь слушать, воспринимать. Есть  талант артистов, но есть и талантливые слушатели. Это ради них артисты вкладывают душу в каждое своё слово, интонацию,  жест. И  заряжённые  энтузиазмом артиста зрители,  возвращают полученный заряд энергии бурными аплодисментами. Будьте не только хорошими чтецами, но и талантливыми слушателями