Есть ли в Греции детские библиотеки? 2008 г

Аркадий Кузнецов 2
    ЕСТЬ ЛИ В ГРЕЦИИ ДЕТСКИЕ БИБЛИОТЕКИ ?
(В Греции всё есть. И даже афиноведение.)

       …Современный Коринф – это не тот Коринф, где появилась коринфская колонна и куда спешил поэт Ивик в балладе Шиллера. Живой город находится в десятке километров от навороченных развалин на горе Акрокоринф.  Прямые улицы, бульвары, площади, галечный пляж – всё это весьма напоминает какие-то причерноморские города СНГ. С той лишь разницей, что у уютного купеческого особняка ХIХ века растут плодоносящие апельсиновые деревья. Впрочем, древность напоминает о себе: в культурном центре читают всем желающим лекцию «Земля и море в истории Коринфа», а местная театральная труппа вечером показывает «Медею» Еврипида. Как жаль, что нельзя посмотреть «Медею» прямо на  месте действия  мифа – иначе не вернёшься к ночи в Афины.
        И вдруг на одной центральной улице – малоэтажное белое здание, на углу которого вход в… детскую библиотеку. Был выходной день, и библиотека не работала, но благодаря оформлению витрин о том, что там делается, можно было кое-что понять. В окнах размещено много детских рисунков, в основном на темы Пасхи – цветные яйца, изображения икон, весенние цветы. Очевидно, эта библиотека работает не только для выдачи детям книг, но и как детский клуб. А вот как непосредственно занимаются в Греции с детьми, удалось увидеть в Афинах.
                ------
       Греки говорят: «Если хочешь полюбить Афины, приезжай туда весной. Если же хочешь возненавидеть Афины, приезжай туда в августе». В августе, как многие помнят, в 2004 году в столице Греции были Олимпийские игры. А я приехал в Афины весной. Чтобы полюбить Афины, достаточно было уже услышать поздно вечером, в сумерках, соловья в парке под Акрополем, причём это прославленное три тысячи лет пение сливалось с игрой бузуки. В сознании три с лишним тысячи лет Афин накладываются на три с лишним десятка лет, на протяжении которых, будучи интересующимся школьником, студентом, историком и членом общества дружбы с Грецией, казалось бы, заочно изучил здесь каждый камень. И тем не менее впечатления очень свежие. Вот, например, скала-кафедра апостола Павла – она совершенно по-особому соотносится с Акрополем. А за ней – Агора и Пникс… Неужели, проведя три ученических праздника древнегреческого театра, ты сидишь на скамье в том самом театре Диониса? А памятник Байрону – насколько он миниатюрен… А вот стоя хорега Лисикрата – Лисикрат, я, по существу, твой коллега! Харчевня «Диоген» - почему-то не в бочке…Дом Шлимана – прекрасно представлял его себе ещё в пятом классе, великолепные коллекции, но немного подобшарпан двор со скульптурами богов, сделанными по заказу открывателя Трои…
       Среди многих афинских музеев есть и Детский музей. Захотелось туда. Легко нашёл – на улочке рядом с площадью Синтагма. И тут увидел детей, занимающихся рисованием. И большую выставку рисунков. Но и только. По литературе прочитал, что несколько лет назад здесь показывалась «комната бабушки» - милое греческое ретро давности в несколько десятилетий. А ещё был вагон подземки, в котором можно было изучить, каким станет метро в Афинах – перед Олимпиадой его построили фактически заново, реконструировав старую линию из Пирея через центр Афин в Кифисью и построив ещё две роскошные линии с отдельными спусками для инвалидов и просторными платформами, по возможности украшенное чеканкой, графикой и – самое главное – археологическими находками в вестибюлях. А на станции «Акрополис» - копии тех самых фризов Парфенона, которые много лет Греция безуспешно пытается вернуть из Британского музея.
        Впрочем, по возвращении в Москву я обнаружил, что есть даже туроператоры, не спускавшиеся никогда в афинское метро.  И много же потеряли люди… Возможно, некоторые читатели этих заметок уже недоумевают: как это мне попались в Греции детская библиотека и детский музей, о которых они, побывав в стране, не имели ни малейшего представления? Дело в том, что у меня уже выработалось правило:приехав в ту или иную страну, как следует изучать её. А для этого мало смотреть вокруг через окно экскурсионного автобуса. Надо сказать, что с экскурсиями у меня не получилось помимо желания – как-то неважно был обставлен весь тур, начиная с гостиницы с меню, как в пионерском лагере, и кончая тем, что трудно было понять, где и как собираются экскурсии. Жалко, конечно, что не съездил в Фессалию и в глубь Пелопоннеса, но в накладе не остался. Ведь разве можно с экскурсией пройти по всему полю Марафонской битвы или посмотреть то место в Саламинском проливе, где происходила другая великая битва Греко-персидских войн? И самый подходящий момент для такой поездки «по местам боевой славы» - 1 мая, если знаешь, какая буза бывает в этот день в Афинах, да ещё бастует метро. Впечатления вполне оправдали ожидания: в Марафоне так же интересно, как в Бородине – то раскопки, то законсервированные надгробия и, наконец, музейная территория с насыпным холмом и памятником Мильтиаду. Место же Саламинского сражения с парома выглядит абсолютно так, как в учебнике по истории древнего мира – и скалы, где расположился Ксеркс, так же высятся справа, как бы напоминая: не дели шкуру неубитого медведя.
       На обратном пути с Саламина поехал из Перамы в центр Афин на такси, и по дороге разговорился с водителем, используя некоторое знание греческого; правда, больше – по-английски.  Оказалось, что отец таксиста родился в Грузии, и сам он знает немного русских слов. Мой собеседник оценил моё внимание к событиям древней истории Эллады и поделился соображениями по поводу только что прошедших российско-греческих переговоров на высшем уровне. Между прочим, примерно так же я поговорил и с сотрудницами Детского музея, уточнив, что и как проводится там с детьми.
                -------
      А есть ли в Греции железные дороги? Конечно, есть. Но очень непохожи они на наши. Мой отель оказался рядом с главным вокзалом Афин, но – какое отличие, например, от площади Трёх вокзалов в Москве! Никакого столпотворения, никаких снующих туда-сюда носильщиков, очень чисто, а сам вокзал новый, красивый, но – весьма небольшой для трёхмиллионного города. Конечно же, я воспользовался соседством и немного поездил по земле Эллады на электричках. И сразу же всё стало ясно: по железной дороге здесь передвигаются в основном жители пристанционных городков и посёлков, а также иностранцы – такие же, как я, туристы, работающие здесь люди, студенты. То же самое, между прочим, обнаружилось и в междугородних автобусах. По существу, вся Греция ездит на автомобиле, причём вокруг Афин приличные автобаны более-менее решают проблему пробок(всё-таки недавно проходили Олимпийские игры!).
      А на рельсах можно ещё и попасть впросак. Берёшь билет до Халкиды на Эвбее, наслаждаешься поездкой. Станция Ахарне – конечно, стоит бюст Аристофана. По уютной узкой колее едешь через рощи на границе Аттики и Беотии, где как будто прячутся сатиры и нимфы…и вдруг на станции Инои поезд трогается назад! Выяснилось, что надо было пересаживаться с тем же билетом на автобус. Ходят ли на Эвбею поезда, осталось для меня непонятным!
                --------
        В Афинах мне не удалось, как хотелось, посетить школу – ближайшая к отелю оказалась закрытой на время занятий уже на входе во дворик. А ведь ранее на Кипре без всякого труда ознакомился и с начальной школой, и со средней(в отдельных зданиях) прямо во время занятий. Классы там вообще имеют открытые двери, выходящие  на школьный двор. И это рядом с демаркационной линией в Никосии, делящей остров на греческую и турецкую части. Афины считаются городом, очень спокойным по части преступности, а школы закрывают почище, чем в Москве… Хорошо, что на Кипре, по существу, я уже получил представление об учебных планах и программах, сходных с Грецией. Но, помимо Детского музея, детей увидел в Афинах ещё несколько раз, и прежде всего – на экскурсиях.
         Это было утром, во время учебного дня. Сразу пять-шесть групп школьников ходили по Стое Аттала на Агоре. То есть такие занятия практикуются вместо уроков. Ребята средних классов выглядели сосредоточенными, дисциплинированными, переходили от экспоната к экспонату в богатом музее древних предметов и скульптур. Сам я так увлёкся в этот день Агорой и Керамиком, а потом археологическим заповедником в Элевсине, что уже не успел попасть в Археологический музей. Впрочем, в Греции что ни музей, то потрясающая коллекция древностей. У меня был ещё и Эпидавр с фантасмагорией античных медицинских принадлежностей.
                -------
        Какие разные районы Афин! Небоскрёбов здесь принципиально не строят. Над городом возвышается только гора Ликавит, с которой (подъём на фуникулёре) греческая столица выглядит как огромный древний каменный театр с проходами-улицами и проспектами. Кстати, неточна наша старая песня: «На афинских бульварах, на пирейских причалах…» Бульваров в Афинах нет, есть скверы, сады и парки. Например, парк у дворца Заппион, где утром бегают трусцой. Я тоже «отметился» там, да ещё обежал вокруг стадиона первых современных Олимпийских игр 1896 года. А стадион Игр 2004 года – на северо-востоке города. Вспомнил Лужники после 1980 года – так же чисто, свежеотделано, только пустовато. Но можно заглянуть и внутрь сооружений – там идут тренировки и какие-то соревнования. Диковинная наклоняющаяся чаша-ножницы Олимпийского огня до сих пор стоит так, как будто огонь погасили вчера…
        Кифисья – район старых вилл немецкой знати, родственников греческой королевской семьи, напомнил мне Киев – пирамидальные тополя, каштаны. Зелено, красиво и…нездешне.  Но вот попадаю в район Академия Платона. Какие историко-философские ассоциации! Но…это трущобы первой половины ушедшего века – трубы заводов, унылые каменные  ограды, складские постройки и ни деревца! Там, где были сады Академа! В каких-то немыслимых закоулках там таится автовокзал.
        Особняком стоят приморские районы – курортные и туристические. Это уже напоминает Сочи или Римини. Туда от самого здания парламента на Синтагме в 2004 г. был запущен современный многовагонный трамвай. Наконец-то уважил меня бог морей – в таверне «Посидон» отведал псаро – особо приготовленную рыбу. А то – каша да яичница в отеле… И увидел по пути у собора многолюдную греческую свадьбу с пением и пляской.
        И приходится написать о неприятном. Последние беспорядки в Афинах не стали для меня неожиданностью, поскольку я зашёл, конечно, на территорию Политехнического института к памятнику погибшим во время выступления 1973 г. против «чёрных полковников». Воспоминания детства: кадры по телевизору, статья в газете «Пауки в танках»…  Вспомнишь и наш 1991 год, Белый дом. Но институт, подходы к нему как-то неприятно врезались в память: мусор, неухоженность – прямо «гадюшник», где могут жить бомжи. Что это за «бомжи», стало понятно в декабре.
                --------
        Тогда, в Стое Аттала, среди продававшихся там книг я увидел учебное пособие «Археа Атина» («Древние Афины») и купил. По нему, значит, занимаются юные афиняне, изучающие свой город. Книга очень хорошо издана, в ней богато представлены реконструкции древних Афин – Акрополя, Агоры, района мастерских Керамика и т.д., много иллюстраций. Кратко сообщается о фактах истории города от Тесея до наших дней. По страницам пособия «путешествуют» мальчик и девочка с совой – символом города богини Афины. Как в любой учебной книге, есть вопросы и задания. Налицо серьёзный подход к афиноведению. Мне интересно было бы, как краеведу Москвы, побывать на таком занятии в школе, но… К тому же назавтра – отъезд в Москву. (А может быть, краеведческие занятия – это в основном и есть экскурсии? )
       И вот – последний вечер на Плаке, настоящий греческий ужин в уличном кафе, последние покупки сувениров и прощание с Афинами, последняя прогулка по городу, заочно знакомому много лет и в то же время иногда такому неожиданному при непосредственном взгляде, как, впрочем, и вся Греция.
                Исход (Эксодес) – читаю я на вывеске метро,
                Акрополь в выси провожаю взглядом.
                Спасибо, Греция, за всё твоё добро,
                Хоть не неделю изучать тебя ведь надо.
                Прощайте, Плака, Пникс, Ареопаг,
                Прощай, народ отзывчивый и бойкий,
                Страна, где по столетьям – каждый шаг,
                И дух витает древней славы стойкий.