Модная полезность

Светлана Пикус
В теплых морях, в окружении цветных водорослей, на серых подводных скалах живет моллюск. Рожденный икринкой, задумчиво плавает, ползает, отыскивает уютное место и маленькой ножкой цепляется, чтобы зацементироваться, построить свой дом и остаться в нем. Продолжать расти, хорошеть, обустраиваться. Творить усадьбу под водой и оседлый образ жизни. Любитель красоты и чистоты. Вальяжно-важно почивает в апартаментах из перламутра, узорами и изразцами украшенных. Скульптурно-пластичных. Видимо, много позже наполнивших идеями зодчих, скульпторов Древней Греции и Древнего Рима.

Самые упорные моллюски выращивают невероятной красоты жемчужины. Сверкающие, переливчатые, они разными оттенками освещают их двустворчатые раковины-дома.

Питательные воды морей кормят моллюска и омывают. До прозрачности, до блеска, до совершенства. Словно лорда, графа или даже императора.

Может быть, именно это спокойное величие в изящной изразцовой оправе и приглянулось человеку. Судя по найденным горам раковин у берегов Средиземноморья, Дальнего Востока, Японии, человек пробовал эти диковины еще во времена неолита. В древности очень пришелся по вкусу римлянам. Спустя века любители изысканных блюд французы ввели моду на устриц, обозначив их жемчужиной своей кухни. После Петр Первый привез моду в Россию.

Устриц добывали в Крыму, на Черноморском побережье Кавказа. Ловили много, безучетно, безконтрольно. Сейчас в Черном море устриц практически не осталось. Да и в Средиземноморье, и на Сахалине их бережно выращивают. Моллюск стал деликатесом.

Любовь японцев к морепродуктам за их питательность, огромное витаминно-минеральное содержание и низкокалорийность предопределила внимательное отношение к устрицам гораздо раньше. В Японии устриц начали выращивать уже в семнадцатом веке. Здесь моллюск не является таким уж изысканным аристократом. И если в Европе его едят предпочтительно сырым, дабы сохранить всю недешевую полезность, японцы  употребляют и сырым, и запеченным, с пастой, в кляре.

Когда едешь по побережью Внутреннего Японского моря, глаза наблюдают многочисленные устричные фермы на воде. На территории ферм ресторанчики, внутри большие аквариумы с морепродуктами, простые столики с жаровнями посередине и, конечно же, свежайшие устрицы разных форм и размеров. Официанты ходят в высоких резиновых сапогах, непромокаемых фартуках, приносят заказы в больших пластмассовых ведрах, предлагая  посетителям самим разжечь жаровню, положить на решетку закрытую раковину и немного подождать, чтобы она открылась.

Такой красивый ритуал.

В зрачках соленое море. В руках искусное произведение природы. Кисленький лимон, правильное вино и созерцательная неспешность. Это по-европейски. В Японии же к устрицам подают саке.