Пантя. Памяти друга

Юрий Юровский
   Полная версия с иллюстрациями в книге "Я так думаю" samlib.ru›j/jurowskij_jurij…jatakdumaju.shtml
 
           Геннадий Пантюхин. Друзья называют его Пантя. Он выпускник геологического факультета Ленинградского университета. Долгое время работал в Институте минеральных ресурсов (ИМР). Там я с ним и познакомился. Главным увлечением Панти была спелеология. И тут уместно сказать, что существуют среди прочих граждан две группы людей совершенно одержимых одной идеей: альпинисты и спелеологи.  То есть идея одна, а векторы движения противоположные. Альпинисты стремятся залезть как можно выше, а спелеологи забраться как можно глубже в глубину земли.

        Возможно Пантя единственный человек, который отметился в обеих векторных направлениях.  В книге «Эверест 82» он упоминается в юмористическом диалоге. То есть в книге о первом восхождении советских альпинистов на самую высокую вершину нашей планеты. Для этого я дословно процитирую автора книги Ю.М.Роста:

        «Тут я вспомнил, как однажды в Самарканде мы с группой спелеолога Геннадия Пантюхина пошли на базар, чтобы купить для экспедиции фруктов. Бородатый старик сидел подвернув под себя ноги в мягких сапогах. Перед ним стоял мешок с яблоками.
- Почем? Спросил Гена.
Старик ответил. Цена была приемлема.
- Сколько тут у тебя килограммов?
Старик ответил. Пантюхин протянул деньги и взвалил на себя мешок. Но дед вцепился в него:
- Забирай свои деньги! Закричал он. Я тебе сразу все продам, чем целый день на базаре заниматься буду?»

        Книгу «Эверест 82» я купил совершенно случайно в Ленинграде. Мне понравилось великолепное издание с твердым переплетом и мелованной бумагой. Её автор Юрий Михайлович Рост в советской журналистике был фигурой знаковой. Читая книгу, я никак не предполагал, что встречу в тексте фамилию своего коллеги по ИМРу. Тем более в ситуации с восточным базаром. И надо сказать, диалог абсолютно точно передает атмосферу восточного рынка. Это блестящая журналистическая находка Роста. Но Пантя отнесся к моему рассказу об этой находке совершенно равнодушно. И о знакомстве со столь известным журналистом не сказал ни слова. И в разговорах со мной никогда не заикался о своих достижениях в спелеологии. А их надо полагать было не мало. Я видел, каким уважением он пользуется среди спелеологов. Такой вот самобытный человек Геннадий Серафимович Пантюхин.

        Пантя умер 15 скнтября 2015. Хоронить его пришло масса народа Статью -реквием по этому грустному случаю я опубликовал в книге "Я так думаю". Остается добавить:
По старой русской традиции на сороковой день после его смерти друзья и коллеги собрались вместе. Не смотря на туман и дождь, отправились в горы. На нижнем плато Чатырдага у входа в одну из недавно открытых полостей прикрепили памятную табличку. Надпись на ней гласит: «Пещера названа в честь одного из основателей крымской и российской спелеологии Геннадия Серафимовича Пантюхина».
Сентябрь 2015 – февраль 2016г.