Подарок

Мария Хохлова
  Алена никак не могла понять, что разбудило ее. За две недели жизни в деревне она уже привыкла и к пронзительному  пению петуха, и к громкому гоготанию гусей, и к зычному мычанию коров. Разбудить ее мог только аромат  бабушкиных пирогов, но сегодня это был другой запах: терпкий и тревожный. Алена приподнялась на локтях и принюхалась. Пахло гарью. Алена вскочила и подбежала к одному окну, к другому. Из кухонного окна она увидела, как на взгорье, что лежит сразу за рекой, бушует огонь. Алена привстала на носочки и разглядела разместившиеся у склона пожарные машины, вокруг которых суетились люди.
  Склон, ведущий к реке, был крут. Алена однажды с дедушкой поднималась по нему на самую вершину. Она помнила, как скользили по чуть видной тропе  ноги, приходилось хвататься руками за выгоревшую от солнца траву, которая врезалась в ладони и оставляла на них красные царапины. Но вид, открывавшийся с вершины холма, стоил этих трудов: река как пояс окружала холм почти со всех сторон, а потом  исчезала среди бесконечных полей.
  Сейчас пожарные тянули от машины рукава вверх по склону, а огонь охватывал своим жаром все новые и новые деревья. Алена понимала, что стоит огню подобраться к соснам, стоящим на самой вершине холма, как остановить пожар будет невозможно: смолистые, прогретые горячим летним солнцем сосны вспыхнут как спички, а ветер, дующий на вершине постоянно, моментально разнесет огонь. К счастью, пожарным удалось сдержать огонь и не допустить его к соснам. Но склон представлял теперь печальное зрелище: мертвые обугленные деревья стояли    укором  человеческой беспечности.
  Бабушка узнала о пожаре лишь, когда вернулась с работы. Она как обычно  поставила на табурет пакеты, и только хотела спросить, как прошел без нее день, увидела на холме безобразно-черное пятно, от которого все еще поднимался легкий дымок. Вместо вопроса она только охнула и приникла к окну. Алена заметила, что весь вечер бабушка была сама не своя: он то и дело подходила к окну и хмуро смотрела на выгоревший косогор.
  На следующий день Алена с дедом отправилась купаться на ставок, который  находилась как раз под холмом.  Дед разместился под тенистыми ивами, а  Аленка бултыхалась в реке. Она позвала деда, но тот, казалось, даже не услышал ее. Аленка выбежала на берег и плюхнулась на полотенце рядом с дедом.
- Деда, ну что ты не пошел купаться, я хотела понырять с тобой, - недовольно протянула Алена и хотела потормошить деда. Но тот никак не отреагировал на жалобы внучки. – Дед, а дед, вы после этого пожара с бабушкой сами не свои. Жаль лес, но он потом сам вырастет.

  Перед сном  Алена как обычно пробежалась по страницам соцсетей. Новые фотографии друзей, философские статусы. Даже фотографии с недавнего пожара на холме. Среди  последних  фотографий особо привлек старый снимок. Алена внимательно рассматривала лица ребят, стоящих с лопатами на том самом холме, что виден из ее дома. Среди подростков она узнала бабушку. Непроизвольно она написала: «Ой, а тут моя бабушка! Я, оказывается, очень на нее похожа!»
Алена откинулась на подушку. Так вот почему бабушка так переживает из-за сгоревших деревьев. 
  Через минуту в ответ на  запись посыпались сообщения. Ее ровесники узнавали среди снявшихся на фото подростков своих дедушек и бабушек, было несколько ответов от взрослых, которые отмечали на снимке своих родителей. Один ответ был от участника посадки деревьев. Алена пригляделась к фотографии, вскочила с кровати и выбежала на улицу. 
- Дед, ты что тут делаешь?  - воскликнула она, увидев собственного деда сидящего на крыльце с ноутбуком на коленях.
- С друзьями общаюсь,  - невозмутимо ответил дед.
Алена не знала чему больше удивляться, то ли тому, что ее дедушка и бабушка когда-то сажали деревья на безумно крутом склоне, то ли тому, что дед спокойно общается в соцсетях.
 -Деда, расскажи, как вы деревья сажали.
- Рассказывать больно-то и нечего. В ту весну прошел сильнейший ливень, со склона сошел оползень, даже часть реки перекрыл. Потом течением частью сошедшую землю унесло, что-то экскаватором убрали, берег выше стал. А  с холмом  беда была.  Как самый маленький дождик пойдет, так и размывает склон. Надо было укреплять. Вот старшеклассники и пошли осенью деревья сажать.
-Там же не то что сажать, стоять невозможно, - удивилась Алена.
-Тогда там травы не было, мы в землю проваливались, саженцы поднимали на верх стоя вереницей.  А вот воду доставлять пришлось помпой. Насос такой, - пояснил дедушка, заметив непонимающий взгляд внучки.
  До конца каникул Аленка больше не тревожила ни дедушку, ни бабушку расспросами, но часто замечала, как бабушка нет-нет да и вздохнет, глядя на чернеющее пятно склона.

  Мама торопилась порадовать Алену известием, что через неделю   едут к бабушке на юбилей дней на пять, и уже приготовилась утихомиривать восторги дочери по поводу  возможности отдохнуть от школы. Алена сказала, что очень рада этому, но большого восхищения не высказала. Было похоже, что дочь к новости отнеслась как к чему-то обыденному, и это сначала огорчило маму, но Алена подскочила к ней, чмокнула в щеку:
- Мамуля, мне дед уже рассказал. мы с ним бабушке такой подарок готовим – закачаешься.
  Аленка приезжала в деревню обычно только на летних каникулах и лишь изредка зимой. Из-за занятий в школе ни весной, ни осенью ей не приходилось бывать в деревне.  Голые деревья, пустые поля, низкое серое небо, сырой ветер.  Казалось, что все стремилось испортить девочке настроение.  Алена сразу подбежала к кухонному окну, из которого открывался вид на сгоревший склон. Теперь черное пятно пожарища не так явно выделялось среди уже оголившихся деревьев и пожухлой травы, но смотреть на него было больно, как на раненого котенка.
День рождения у бабушки выпадал как раз на субботу, чему та была несказанно рада, можно будет  заниматься готовкой с утра и не отпрашиваться с работы. Но казалось, что о юбилее беспокоится только она одна.
  Бабушка ворчала на Алену, что та не отрывается от своего телефона.
- Лучше бы на улицу сходила, вон дни какие чудесные стоят, как по-заказу, после вашего приезда стало тихо и солнечно.
- Пойду-пойду, но попозже, - не отрываясь от экрана, махала рукой Алена.
- Дед с отцом целыми днями пропадает где-то, мать на телефоне висит - не оторвешь,- продолжала ворчать бабушка. – Надо дома прогенералить,  подумать, что на стол накрывать, людей-то много будет.
 - Ой, бабуля, какая разница гостям генералила ты или нет, они же под кровати не будут заглядывать.
- Сама говоришь, что на улице тепло как летом, так давай и устроим праздник во дворе, - предложил подошедший дедушка, - тогда и убирать в доме не надо будет. Устроим пикник.
 - Что мы, дети какие,  - возмутилась бабушка, - это они любят всякие шашлыки-машлыки.
- Бабушка,  и в самом деле, давай на улице отмечать, тогда точно все поместятся, - поддержала Алена, и тут же примолкла, заметив укоризненный взгляд  деда.
- Кто это «все»? Вот чую, что-то вы неладное затеваете!
- Ладное, ладное! – Рассмеялась Алена и выбежала за дверь.
  Субботний день выдался на редкость теплым, чему бабушка, была несказанно рада, потому что поддалась на уговоры семьи отмечать день рождения  во дворе. Гости должны были собраться к трем часам дня, но уже в двенадцать часов  около ворот раздался громкий сигнал машины. Бабушка выглянула в окно.
- Не пойму, ошиблись двором что ли? Грузовик с деревьями подъехал, - удивилась она и заспешила на улицу, но в комнату уже вбежала Аленка.
- Бабулечка, одевайся скорей, пойдем я тебе подарок покажу.
 - И где же подарок?  - удивилась бабушка, выходя следом за внучкой на крыльцо.
 - Он не здесь, пошли, - тянула Алена бабушку за ворота.
 Но и за воротами ничего не было.
  Алена вела бабушку переулками к окраине села. Вот последний поворот и открылся вид на холм и реку опоясывающую его. У подножья суетились люди. Бабушка прибавила ход, и теперь Алена еле поспевала за ней.
  Когда они подошли к холму, на его склоне уже выстроилась цепочка людей, по которой передавались вверх лопаты, саженцы, ведра.. Не успела она с Аленой подойти, как  раздалось громогласное:
- По-здрав-ля-ем!
  Поздравление летело и со склона холма, и от реки, где устанавливали насос,  и от подножья косогора. Каково же было удивление бабушки, узнавшей среди суетившихся у машины людей своих бывших одноклассников.
- Как же вы здесь все собрались? – удивлялась бабушка, обнимаясь и целуясь со своими одноклассниками.
- Это внуки нас сюда вытащили. Спасибо твоей Аленке, она каким-то образом всех нашла.
  А на склоне уже кипела работа.