Хрустальный мальчик

Ника Лавинина
   Мама! С тех пор, как Саша себя помнил, это слово вызывало в нём волну противоречивых чувств. Огромную любовь, отчаянную боль, страх, жалость – и бессилие. Мама пила – что называется, беспробудно. Сначала с отцом, после развода – с какими-то чужими дядьками. Мальчик замирал в своей кроватке и думал: только бы пронесло!

   Иногда собутыльники били маму – и Саша плакал, потому что не мог её защитить. Его тело было хрупким, при любом неловком движении кости ломались. Поэтому Саша часто лежал в больнице. Иногда мама ходила с ним в церковь. Сердобольные люди щедро подавали милостыню. На радостях мама покупала Саше мороженое, а себе – очередную бутылку водки. Но именно тогда родилась в сердце мальчика искренняя вера. Ему казалось, Бог любит его – ведь мама становилась такой доброй и ласковой!

   Порой Саше хотелось выпрыгнуть из жалкого тела и бежать во двор играть с ребятами – но слабые ноги не слушались и ломались, как спички. И так горько становилось на душе! Вокруг кипела жизнь, а мальчик только и мог наблюдать за ней в окошко.

   А потом маму лишили родительских прав – и устроили Сашу в интернат для детей-инвалидов. Отзывчивый паренёк быстро нашёл друзей, к нему хорошо относились и досыта кормили. Но по ночам, когда его новые товарищи засыпали, Саша вспоминал прошлое.
– Мама! Когда же ты придёшь за мной? Я жду! Каждую ночь я зову тебя по имени. Только вернись! Забери меня домой! Я соскучился. Знаешь, как хорошо мы с тобой заживём! Я буду собирать милостыню, а ты – покупать мне мороженое. Как в детстве – помнишь?

   Но мама всё не приходила. Дни бежали один за другим – и складывались в годы. Саша вступил в подростковый возраст, но тело его оставалось всё таким же маленьким и хрупким. Это было проклятием, насмешкой над человеческой природой.

   Иногда подросток мысленно разговаривал с Богом. Знакомый священник научил Сашу молитвам, и мальчик соорудил в одной из комнат интерната нечто вроде алтаря. Собирал там всех желающих и рассказывал им о Боге. Ребята приходили, но вели себя неловко.
   Саша подбадривал детей, задавал им вопросы – и сам же на них отвечал. Но в глазах собравшихся не было искры интереса или живого чувства. Саша никого не осуждал – ведь он и сам порой задумывался о своей участи. И мысли эти не вселяли оптимизма. Но парнишка не отчаивался и продолжал свои проповеди. Ребята стали называть его «Сашка-бог».

   Однажды в интернат приехали какие-то люди, чтобы снять кино о необычном подростке. Так Саша впервые выступил в роли местной легенды. Фильм о «хрустальном мальчике» показали на всю страну, и паренёк проснулся знаменитым. Его оптимизм, искренность и открытость покорили тысячи сердец и помогли найти новую семью.
   Увидев обаятельного мальчугана, Валентина сразу решила его усыновить – и преодолела все бюрократические препоны, чтобы забрать Сашу домой. Так для него началась новая жизнь. Но прошлое не отступало.

   «Как там моя настоящая мама? – думал Саша. – Неужели всё так же сильно пьёт? Может, она несчастна, болеет и совсем махнула на себя рукой? Ужасно хочется ей помочь!»
– Сынок, ты почему такой грустный? – спрашивала приёмная мама Валентина. – О чём задумался?
– О маме!
– Скажи, чего тебе не хватает? Я забочусь о тебе, люблю, как родного. Всё делаю, чтобы ты ни в чём не нуждался. А та женщина пила, била тебя, бросила… Разве она – мать?
– Прости меня, мама Валя! Но я никак не могу забыть мою маму Свету! Мне кажется, ей очень тяжело.
– Даже, если так! Эта женщина сама виновата в своих несчастьях. Плохо обращалась с тобой. Её лишили родительских прав. И это справедливо!
– Мама Валя, пожалуйста, не сердись! Но я не могу забыть мою настоящую маму.

   Валентина чуть не плакала. Она так любила Сашу, готова была на всё ради него. Настроила мужа и детей, победила чиновников! А мальчик буквально боготворил отказавшуюся от него женщину!
   Саша понимал чувства приёмной матери, но не мог заставить себя не думать о родной. Что тут скажешь? Он и сам не знал, как поступить…
– Я очень благодарен тебе, мама Валя! – воскликнул Саша. – Но я буду предателем, если отрекусь от родной мамы. Я не могу, не имею права её осуждать. Ведь она родила меня вопреки прогнозам врачей и собственным страхам. Для этого нужны силы. Их просто не хватило. Пойми! Ведь ты тоже прошла через многое.
– Но я-то тебя не предавала! – заметила Валентина и вышла, чтобы не растравлять ревнивую боль.

   Через несколько лет Саша попросил своих друзей-телевизионщиков разыскать родную мать и убедить её лечиться от алкоголизма. Он даже пришёл на передачу «Пусть говорят», чтобы лично встретиться с мамой.
– Прости меня, Саша, я так виновата перед тобой! – умоляла несчастная женщина.
– Я уже давно простил тебя, мама. А сейчас хочу, чтобы ты лечилась и устроилась на работу. Я верю в тебя!

   Саша спит и видит, как ему навстречу идёт мама Света – здоровая, радостная – и смеётся. А он протягивает к ней руки и плачет.
– Почему ты плачешь? – спрашивает приёмная мама Валя. – Ведь я обожаю тебя. Ты должен быть счастлив!
   Саша улыбается сквозь слёзы и ничего не говорит, чтобы не ранить добрую женщину. Он понимает, что её хрустальный мальчик вырос. Не телом – оно осталось детским, но душой. Саша отказался быть богом, но стал ещё человечнее…