Васильевский остров. Тайные знаки

Владимир Митюк
Васильевский остров. Тайные знаки.

Вы не замечали, что  иногда одно событие, встреча, фраза могут вызвать….  Да мало ли что!

Мы беседуем с Татьяной Карпенко, руководителем литературной студии  и редактором альманаха «Остров». Как всегда, интересно. Планы по выпуску журналов, альманахов. И тут она говорит:  «Я собираюсь выпустить книгу о Васильевском острове…»  И, через некоторое время, меня буквально переклинило…. Я тоже обязан написать! Конечно, не книгу, здесь нужен особый подход, детальные исследования, компетентность и многое другое. Без этого книга не будет книгой.

Но почему я не написал ничего? Среди моих репортажей и книг практически ни слова. А ведь именно Васильевский остров сыграл решающую роль в моей судьбе.  Но я об этом как-то не задумывался. Нет, это не будут мемуары, я не буду приводить ни имен, ни фамилий, а обращусь к тем знакам, событиям. Порой даже мистическим….

Я не испытываю ностальгии, однако иногда все же надо вспомнить. О том, что определило судьбу.

Как ни странно, в школьные годы я практически не бывал на Васильевском острове. Знакомство с ним заканчивалось стрелкой, военно-морским музеем, кунсткамерой да прогулками по набережной. Все. И это странно – ведь я учился в самом центре города, на Невском.  Казалось бы, всего пять минут на троллейбусе, и вот он, Васильевский остров. Кстати, сейчас многие называют его Васькой, проявляя непонятное панибратство. Вроде – да, подумаешь, я такой….  Это коробит….

Но вот школа заканчивается, надо делать выбор. Для меня он был однозначным – ну не мог я после провала на городской олимпиаде не попытаться поступить на мат-мех! 

Иду в приемную комиссию, там вполне резонный вопрос  - у Вас четверка по математике, а дипломы по другим предметам…. Ответить честно я не мог.  Хотя путь к мат-меху лежал мимо химфака, располагавшегося в то время на Среднем проспекте…  Я должен, и все тут.

В то время конкурс был маленький – чуть более двух человек на место, а после письменной математики отсеивалось более половины. Так что оставалось успешно сдать устную математику, письменную физику и написать сочинение.

И вот – письменная физика. Сказать, что в то время я был самонадеянным охламоном,  значит, ничего не сказать.  Короче, на экзамен по письменной физике я опоздал на час! Уж не знаю, что нашло на приемную комиссию, но меня допустили на экзамен!  Мол, пиши, если успеешь, никаких поблажек. Может, к тому времени конкурентов не осталось? Но свою четверку я заработал заслуженно.

А что было бы, если не допустили? Жизнь пошла бы по иному пути.  И несколько лет я исправно входил в здание на 10-й линии, дом 33, где раньше располагались Бестужевские курсы.  Высшее учебное заведение для девушек… девиц благородных.

Соответственно, расширился и диапазон. Ведь не только учеба!  На Железноводской, возле проспекта КИМа, жил наш товарищ, впоследствии ставший доктором наук и профессором. (Проспект КИМа и до сих пор, хотя что такое коммунистический интернационал молодежи, мало кто знает).  Микрорайон назывался Голодай, и не был застроен. А мы вели себя, как обычные, не очень успешные и примерные студенты. 

И  знаковым местом стал и ДК имени Кирова, на Среднем проспекте.  В просторечии его называли «камень». По вечерам там играл оркестр, и устаивались танцы. И мы, студенты, не могли пройти мимо этого ДК!  Там можно было познакомиться с девушками (будто своих на факультете не хватало!),  со всеми вытекающими последствиями. И двое моих друзей, действительно…. Потом женились. 

А потом – второй курс, и появляется новая девушка…. Я не могу отвести глаз. «Фрегат» на Большом проспекте, квас «Петровский»….  Кинотеатр «Балтика» на 7-й линии…. Кстати, ответственно говорю - на мат-мехе девушки гораздо красивее, нежели на гуманитарных факультетах. Здесь нужно не зубрить, а думать, и это... Ну, банальности, конечно.

Поженились на четвертом курсе. Уже сменив место учебы, но не университет.  В  ЛГУ имени А.А. Жданова организовали новый факультет – прикладной математики - процессов управления, и мы перешли туда.  Факультет переехал к Смольному.  Однако в то время на Большом проспекте в «Союзмаркштресте» работал мой отец.  Но вскоре и он стал работать в Купчине.

Казалось, связь с ВО оборвалась. И вовсе не было повода, кроме прогулок, посещать его. Как и у большинства горожан, хотя к тому времени уже открылось метро «Василеостровская».

Но Васильевский остров, как заколдованный, притянул к себе! После окончания университета местом нашей работы стало КБ, находящееся на том самом проспекте КИМа! И снова – метро «Василеостровская», Уральская и Железноводская улицы. Пешком – полчаса, или переполненный трамвай или автобус – опаздывать нельзя ни на минуту.   

Но - опять. Наше предприятие переехало, друзья – тоже.  Но Васильевский притягивал!  На Косой линии находится Балтийский завод (как верно, что его не успели никуда перенести), и там строился крейсер «Киров».  И мне довелось принять участие в работах на крейсере. (О крейсерах проекта 1144 распространяться не буду, написано достаточно)…. А на углу Косой и Большого – фабрика кухня, в которой делали бесподобный зефир!  Настоящий зефир, не с идентичными натуральным ингредиентами, а с  агар-агаром!  Покупали и везли домой через весь город.

Крейсера ушли, работа осталась.  Вроде и повода не было возвращаться, а, поди ж ты!  Именно на Васильевском мы получили почетные знаки «Изобретатель СССР», и отметили это событие. В то время на углу восьмой линии и Среднего проспекта находилась столовая, где также подавали портвешок. И называли ее почему-то «Лондон». И портвейн «777» и «33» был высокого качества.

Ползем дальше по линии времени, вперед, к победе нового общественно строя. На ВО переезжают родственники.  Открывается станция «Приморская». «Ленэкспо».  И тайные знаки вроде заканчиваются.  Были и еще знаки и события, но не обо всем можно написать.

Однако…. Неистребимое желание писать и издаваться. Уже есть книги и рассказы. И тут получаю очередной знак! В газете – маленькое объявление – мол, желающие издать книгу совершенно бесплатно и получить авторский экземпляр – только принесите файл!  На книжную ярмаруку, в именно в «Ленэкспо»! Такую акцию устроило издательство «Любавич»… Осталось два дня!  Успеваю…. Так появился сборник «Спасение ефрейтора Районова». Он до сих пор лежит на прозе,  хотя некоторые произведения переписаны, я не удаляю его . Не люблю сантиментов, но дорог как память….

Настоящая мистика Васильевского острова. И встречи ЛИТО «Огни Гавани», беседа с Татьяной Карпенко…  Новый знак? И я с нетерпением буду ждать выхода ее книги, и надеяться, что….
 
На фото – мемориальная доска на 10-й линии,  здесь был легендарный «Лондон», а здесь – табачная фабрика имени Урицкого и – новый фонтан на ставших пешеходными   6-7 линиях.