Продлись, продлись, очарование

Иван Краснов 2
Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье, —
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.
Ф.И. Тютчев

Мне вспоминаются события короткого лета 1950  года.  Даже  порой кажется, что  события   того  лета  мне приснились  во  сне, что  я  их  придумал,  но  нет  эти  события   случились    именно    со  мной,  они   и  сегодня   встают  передо  мной, что  придумать   их  я  никак  не мог. Рассказываю  все  по  порядку,  насколько  мне  не  изменяет  память.

Итак,  в июле  1951   года  я  закончил  девятый  класс   Харьковского   артиллерийского   подготовительного   училища (ХАПУ),  всех  воспитанников   отпустили  на  каникулы  до   сентября. Некоторые  мои  товарищи  из  суворовских и подготовительных училищ поехали  на  каникулы  в  детский  дом, навестить   своих   братьев и  сестер   младших классов,  друзей,  хороших   знакомых.

У  меня  же  в  детском  доме  не  оставалось  никого из  друзей,  и   я  решил поехать  к  своему  родному  дяде,  брату  моей  матери,  который  служил  в  Брянске,  в  надежде,  что  встречу  своих   товарищей  по  техникуму.  К дяде  должна  была приехать на несколько дней и старшая сестра, которая училась  в педагогическом институте  недалеко от Брянска. Одним  словом,  причины  приехать  в  Брянск  на   каникулы  у  меня  были.

Не  скажу,  чтобы  меня ждали  мои  родственники,  но ехать  было  некуда,  и  я приехал в Брянск.На  этот  раз  тетя  приняла  меня  более  гостеприимно,  чем  в прежние годы, когда я приезжал  из  детского  дома. Все-таки  из детского  дома  я  приезжал  в довольно скромном  костюме,  который не радовал  глаз окружающих. Сейчас  же  я  приехал  в   военной  форме,  похожей на офицерскую: хорошо  отутюженные брюки  с красными лампасами, рубашка с галстуком и китель. Только на воспитанниках кадетского  корпуса   мундир  был  зеленого  цвета,   красные  лампасы на брюках были  как у офицеров. Для форса все кадеты в  брюках делали  клинья - вставки, что делало брюки гораздо  шире  ( клеш   матросов-анархистов в годы Гражданской войны ), свои фуражки мы растягивали по специальной технологии,  отработанной  несколькими поколениями  кадетов.

Одним словом, внешний вид кадетов-артиллеристов был довольно приличный.  Нам выдали   небольшую   сумму  денег  за  неиспользованный продовольственный  паек,  других  денег у  нас не  было , так что  с  деньгами у нас в  отпуске  было  не  густо.

Тетя   отвела  мне  небольшую  комнату,  служившую  им   в былые  времена  кладовкой.  Напротив квартиры дяди  жила  семья  подполковника. Их   единственная    дочь  Света  тоже  в  этом  году  закончила  девять  классов и  в  ожидании   отпуска  родителей  была    предоставлена   сама  себе.  Уже  на  второй  день   моего  пребывания в  Брянске  моя  тетя  сообщила   соседке,  что  к  ней  приехал   на каникулы из кадетского   корпуса  её  племянник и  тоже  выпускник девятого  класса, что нас нужно  обязательно познакомить, чтобы  нам  не  было  скучно. Мы  со  Светой   не  возражали  против  знакомства.

Света  была  блондинкой, невысокого  роста, скромной  и  привлекательной  девушкой. В  первые  минуты мы не  знали  о  чем   нам  говорить. По-моему,  нашему знакомству со  Светой были  рады и  её  мама , и моя  тетя. Не нужно было  придумывать, чем занять двух молодых людей одного возраста.

Мы  быстро   подружились,  по характеру  Светлана   была  доброй и  внимательной,  нам нравилось   проводить  время   вдвоем.  Мы  часто  уходили  с  ней  гулять   в  парк   культуры   и  отдыха   Я, как  большой  любитель  литературы,  особенно  поэзии,  рассказывал  ей  о  золотом  веке   русской  поэзии- о  А.С Пушкине,  М.Ю.Лермонтове,  Ф.И.  Тютчеве,  А.К.  Толстом,   Е.А Баратынском.   Света   меня  не  перебивала  и   внимательно  слушала, иногда  что-то  уточняла,  Мне  показалось,  что  литературу  в  женской  школе , в которой  училась  Светлана,   преподавали  не  столь   глубоко,  как  в  нашем  кадетском  корпусе. ( Кстати  в   царской  России   было  тоже раздельное   обучение для  юношей и  девушек - женские и мужские  гимназии )  Многие  эпизоды из  жизни  великих   потов  золотого   века   Светлана  впервые  узнала  от  меня. Я  ей  много   рассказывал   о    печальной  судьбе   Е. А. Баратынского, о жизни  и службе  друга  А.С. Пушкина - Дениса  Давыдова, о  Ф. И.Тютчеве.

Светлана  впервые  только   узнала,  что  за  убийство   А  С. Пушкина  на   дуэли  военный  суд  приговорил  Дантеса  к   смертной  казни, но  Николай I-  заменил  смерть  Дантеса   разжалованием  в  солдаты и  высылкой  во Францию   рядовым  солдатом. Я   много   рассказывал    Светлане   о  творчестве   Ф.И. Тютчева,  потому  что  и  сам  очень  любил  его  поэзию.

Многие  режиссеры  и   поэты  взяли  заголовками   своих  произведений цитаты      Ф.И. Тютчева  для   раскрытия  поэтического   содержания   уже  теперь  своего произведения.  Вот и я  не  удержался,  чтобы  не  начать   свою   повесть  словами  Ф.И. Тютчева: «Продлись,  продлись  очарование». Фёдор  Иванович  Тютчев   любил  красивых  женщин. Любимые  женщины  Тютчева являлись к нему как музы и давали ему вдохновение к написанию поэтических  шедевров.  Последней   любовью   Фёдора  Ивановича  была  подруга   его дочерей   по  институту  Елена Денисьева. За  ответную любовь к  поэту        Елена  заплатила  тем, что  двери  общества для  неё  были  закрыты.  У  поэта  и  Елены  было   трое  детей. Тютчев всех    детей удочерил  и  дал  им  свою  фамилию. Он  как   мог,   поддерживал  Денисьеву.  Она  рано  умерла. Федор  Иванович   десять лет писал  стихи,  посвященные   своей   любимой женщине. так  рано  ушедшей в мир  иной.

Как-то утром я сидел в квартире один, раздался звонок, я вышел, открыл дверь и увидел перед собой цыганку средних лет. Поздоровавшись, она обратилась ко мне: -Давай, тебе погадаю, молодой человек. -Мне гадать не нужно, я не верю в гадание, а вот напротив  живет девушка   моего  возраста.  Вот  она  верит в гадание. - А как её зовут?  - Света,- ответил я. - Ей восемнадцать лет. Она мечтает о большой любви. Только не говорите, что Вы заходили в нашу квартиру. Сказав это, я быстро закрыл дверь.

После  обеда, как  обычно   мы встретились   со  Светланой и  первое,  что  она  мне   рассказала,  был  рассказ   о гаданиях  цыганки. -Ты  знаешь, Ваня,  какая   мне  попалась  сегодня  гадалка-цыганка,  она  мне   все  рассказала  о  моей  судьбе,  она  даже   рассказала,  как  зовут  меня, мою   маму и  папу. Что  я встречаюсь  с  военным  молодым  человеком,  и он  меня  любит.

После  золотого  века  русской  поэзии  мы   переходили  к  поэзии  серебряного  века:  произведениям О.Мандельштама, А.Блока,С. Есенина,  В.Маяковского.  Я  много   читал  наизусть  Сергея   Есенина.  Как  известно, в  советской  школе  по  программе  не  изучали   поэзию  Сергея  Есенина,  считая его кабацким  поэтом.
Интересно, за  очень  короткое  время с  1889  по  1895 год  в  России  родились шесть  великих  поэтов. Это – А. Ахматова, В.Маяковский, Б.Пастернак,  М.Цветаева, С. Есенин  и О.Мандельштам. И  у  всех  шестерых   была трагическая  судьба. Цветаева и Есенин   повесились. Маяковский   застрелился. У  Ахматовой  был  расстрелян  муж - поэт  Гумилев,  Полна  трагическими  событиями  и  жизнь  Осипа Мандельштама.
 - А  хочешь  я  тебе  прочту  предсмертное   стихотворение  Сергея  Есенина, написанное  кровью. - Да, очень  хочу,  я  его  никогда не  слышала.
- До  свиданья,  друг  мой  до  свиданья...
  Милый  мой,  ты  у  меня  в  груди.
 Предназначенное  расставанье,
  Обещает встречу  впереди.
 До  свиданья,  друг мой без руки, без слова
  Не грусти и не пе печаль бровей-
 В этой жизни умирать не ново,
 Но и жить,конечно, не  новей.
 
  А ты  знаешь  многие исследователи  поэзии  Сергея  Есенина  не  знают    кому же  обращены  строки  прощального  стихотворения  поэта.
 Светлана  долго  молчала  после  моего  прочтения  прощального  стихотворения. Потом,  обратившись  ко  мне  спросила
 -Ваня,  а  почему  вам  в  училище  так  много  дают знаний  о   поэзии  серебряного  века, а  у  нас  в  школе  мы    учим  только   поэзию  Владимира  Маяковского.
-Нам  повезло  больше  с преподавателями  литературы,  чем  вам. Но  это  часто  бывает  в жизни,  Один  педагог  увлечен  своей  работой  и  он  старается всегда  что  дать  новое  своим  ученикам,  другие  же ни на  шаг не   отступают  от   программы-ответил  я.
   
  Я  рассказал   ей о  женах  поэта. - А  знаешь,- говорил я,  что  женой   поэта   была  американская  танцовщица  Айседора   Дункан,  что  она на  много  лет  была  его старше   Сергея Есенина.  Поэт  с  американской  танцовщицей  совершили совместную   поездку в США,  они  вместе увлекались  спиртным. Судьба  Айсидоры  Дункан  была  печальной.  Она  ехала  в   открытой  легковой  машине,  на её шее был  длинный   шарф,  который   развевался на  ветру  от  скоростной  поездки. В  какой-то  миг   шарф  замотался на  колесе  едущий   машины. Водитель  этого не  заметил и   шарф  просто  задушил Дункан.

Светлана  с  грустью  выслушала  эту  историю.   Как   показала   наша  беседа,  в женской школе  Брянска  не  так  глубоко  преподавали литературу, как в нашем кадетском  корпусе. В нашем  кадетском  корпусе преподаватели   набирались по  конкурсу.  Следует  заметить,  что  и  другие   дисциплины  преподавали  высоко  эрудированные и  подготовленные   педагоги, о  чем  я  уже  писал в своей повести «Учеба в  ХАПУ –Харьковском  артиллерийском   подготовительном  училище».

В  выходные   в  парке   играл   военный  духовой  оркестр. К  слову сказать, в  советское  время в  больших  городах  была  традиция - в парках   играли  военные  духовые  оркестры.   Так  я  впервые  услышал   вальсы   Штрауса  в  исполнении   военного   духового  оркестра  в  парке  культуры и  отдыха  в    городе   Брянске.  Кстати, это  в  то  время комозитор  Стрельников  написал  песню  «В  городском  саду  играет  духовой  оркстр. На  скамейке,  где   сидим мы, нет  свободных мест».
  этот  эпизод  красочно показан в  фильме  М.Казакова  « Покровские  ворота»,  который   часто  показывают    по ТВ.
Сейчас  в Санкт-Петербурге летом в Летнем  саду  каждое  воскресенье   играет  военный  духовой  оркестр  одной из военных академий,  благо  в  нашем  городе  достаточное  количество  военных академий.Прекрасная   традиция  дореволюционной  поры. Нужно  и  другие  традиции,  которые  зародились  более  ста  лет назад,   возрождать  и  продолжать.  Для  читателей  других  городов, напомню  еще одну  дореволюционную  традицию  Санкт-Петербурга:  полуденный выстрел из  пушки  Петропавловской  крепости. 

Вот так  я  прогуливался  около  парка в надежде  кого-нибудь  встретить  из  своих   немногочисленных  знакомых   в  военной  форме  кадета.  Ко мне  подошел   мужчина  лет шестидесяти  пяти. Его внешний  вид, подтянутость  стройной   фигуры  выдавали  бывшего   военного. Он  со  мной  вежливо  поздоровался  и  спросил:
Из  какого  города, юнкер?   - Из  Харькова – ответил  я. - Я ведь тоже  в свое  время был юнкером, воевал  в  гражданскую. - И на  чьей  же стороне вы  воевали, на стороне  белых или  красных?- смело  спросил  я  бывшего  юнкера. .-Не  будем  об  этом  вспоминать.  Это  дела  давно  минувших  дней,  предания старины  глубокой - глубокомысленно ответил мой собеседник. - Значит,на стороне  белых,- подумал я.  Мы  дружески на этом с ним  расстались.

Я  вошел в  парк  и  стал  прохаживаться   по дорожкам  парка. Брянский  городской  парк  культуры был  знаменит и  своими вырезанными  из отживших  свой  век   лип, старыми  кореньями  погибших  деревьев талантливо  вырезанными   местным    скульптором  по   дереву,  сказочными  героями  русских  народных  сказок. Я любовался   «Ступой  с  бабою  ягой», «Царем Кащеем», «Волком  с  девицей-красавицей на спине»,  другими  талантливо   вырезанными  героями сказок. Глядя на  эти  деревянные  скульптуры,  мне  невольно  думалось  о  художнике,  который  воплотил  свой  талант в  произведения  искусства. Вот  ведь  как  бывает,  человек  приложил  немало   своего  труда  для  создания  музея   деревянного   зодчества   под  открытом  небом,  чтобы   его  труд   приносил  радость  людям.

Сколько раз  я   впоследствии, когда бы я ни  приезжал в  Брянск,  меня  всегда  тянуло   зайти  в парк  культуры,  чтобы  полюбоваться  восхитительными  деревянными   скульптурами,  неизменно   вырастающими из  густой  зелени  деревьев  и   кустов. - И  каждый,- думалось мне,  кто любовался шедеврами творчества  в  душе  благодарил  народного  умельца,  который  оставил  о  себе   что-то  полезное и  нужное   в радость людям. Как было бы на  земле  чудно  жить,  если бы  каждый  человек  оставлял о   себе  память  сделанным что-то  нужное и  полезное  людям. Но  ведь  есть  и  другая  категория  людей,  которая  старается  тоже  оставить  о  себе  память: всем  памятные  вырезанные  ножом   надписи  вроде  «Здесь  был  Вася  в  таком-то  году»  или  надписи  краской  на  стене дома  « Люда, я  тебя   люблю.» И этому  неведомому Васе   люди   в душе посылают  свои  ругательства.

Вот,когда я  находился в  таком  мечтательном состоянии,  ко мне  вдруг  подошел   мой  однокашник   по Харьковскому  кадетскому  корпусу -  мой  одноклассник  из  другой  батареи,  Виктор  Калюжный.  Я  знал его  по  училищу,  знал,  что  его  родители  живут в  Брянске, но  что  я  его  встречу в  отпуске, было для  меня  полной неожиданностью.  Мы оба  обрадовались  нашей  встрече.Меня  удивил  внешний  вид  Виктора, он  был  тоже  в  форме   кадета,  но  его  фуражка был  растянута гораздо шире  обычных  размеров.  Это  все  равно,  что  сегодня  бывших офицеров  Советской  армии  несколько шокируют  головные  уборы  офицеров  Российской  армии   с  неимоверно высокой  тульей, веденные Министром  обороны.  Вдобавок  из-под  кителя Виктора  на  боку висел  морской  кортик. Я улыбнулся, а он  мне смущенно  сказал,  что  кортик он  взял у  своего  отца.

Я спросил Виктора, чем он заполняет дни  отпуска.
-Я редко бываю в городе, - ответил он. -Родители  имеют около реки Десны дачу,вот там я чаще провожу время,  купаюсь,  загораю, иногда   нахожусь в  городе,  общаюсь  со своими  бывшими  одноклассниками.
 -А  знаешь, Ваня  я  здесь  живу недалеко,  пойдем  ко  мне  домой, и ты   посмотришь,  как   я  живу и  чем  занимаюсь. Я  охотно согласился  навестить дома  своего  товарища, тем  более Светланы со  мной не  было, она  куда-то  в  этот  день  уехала с родителями.

Квартира  у  родителей Виктора  была  для  того  времени довольно  большая - трехкомнатная. Виктор решил  меня удивить  своим  угощением. Он достал  бутылку  водки  и  половину  бутылки  вылил  в  свою тарелку, накрошил  туда  хлеба  и  предложил  мне  налить  тоже в  тарелку. Но  я  отказался  от  такой  формы  пития. Зато Виктор  решил мне  показать,  как  он   может  спокойно есть окрошку из водки, но в  другой  форме.Я не добрил «такое питие»,и на  этом  мы  расстались.

Наше  знакомство  со  Светланой   начало  давать   сбой и  причиной  тому  стала  её  близкая   подруга Настя. Раньше  подруги   все  свободное  время   проводили вместе,  теперь  же  Светлана  все  свободно время  была   со  мной.  Победила  в  этой  борьбе  за  Светлану  её  подруга Настя.  Да  и  Светлана   понимала,  что скоро  я  уеду  в  свой   кадетский  корпус  в  Харьков и  увидеться в  скором  времени  у  нас не  будет возможности,  а  близкую  подругу  она потеряет. У нас продолжалась бы  дружба  со  Светланой,  если бы  мой  товарищ  по   училищу  Виктор  встретился  с  её подругой - Настей,  но Виктор  категорически   отказался   знакомиться с  ней. Так закончилась только  что  начавшаяся  дружба  с интересной  девушкой Светланой из Брянска, а  воспоминания  о ней  остались на  всю  жизнь.

Мне  интересно  было  бы  узнать,  как  сложилась её судьба, какой   институт  она  закончила, какую  профессию  получила.  А  вспоминила  она  хотя  бы  раз о  кадете,  который  много  читал  ей  стихотворений   известных  российских   поэтов и рассказывал об их жизни. Тогда она была удивлена, как глубоко  изучается  литература в военном  училище, хотя  готовят там  будущих офицеров-артиллеристов.Мне иногда думается, а вдруг моя знакомая прочтет в сети Internet этот рассказ. Но наш с ней солидный возраст мне подсказывает,что вряд ли мои знакомые юности читают в сети рассказы и повести неизвестных писателей, которых только на портале «Проза.ру» десятки,а то и сотни тысяч, и большинство из этих писателей пишут свои воспоминания о детстве и юности.

Май 2017 г.