Замок в Олесье. Публицистика

Юрий Юровский
Галичина, галичане, Олесский замок…
(немного истории, впечатления, размышления)

        Первый раз я увидел эту скульптурную композицию, возвращаясь из Венгрии. Размеры её вблизи просто поражали. Копыта передней лошади нависали над шоссе и каждое было сравнимо с габаритами моего «Москвича». У подножья этой необычной скульптуры было оборудована асфальтированная площадка для стоянки автомобилей и экскурсионных автобусов. Сейчас, в конце октября, она была пуста и легко припарковался. Проехать мимо такого грандиозного сооружения и не остановиться было невозможно.

      Выйдя из машины, я несколько раз обошел композицию и прочел на табличке: год создания скульптуры 1975, скульптор и архитектор такие-то. Разглядывая этот колосс, невольно вспомнил роман Исаака Бабеля «Первая конная». Подумал, интересно, как бы отреагировал Бабель на этот монумент. Сам то он будучи бойцом Первой конной, не слишком положительно отзывался о подвигах соратников. Обозленный Семен Буденный отозвался на роман статьей «Бабель и бабелевщина». Писать правду о героях конармейцах в те времена было опасно. Вот Бабель в конце концов и поплатился – его согласно нравам того времени расстреляли.
 
        Окидывая прощальным взглядом с высоты холма окрестности памятника, я обратил внимание на виднеющееся вдали красивое здание необычной формы. Спустившись к машине, спросил у водителя припарковавшегося рядом грузовика: Вы местный? Да, а что Вас интересует? А, вон то белое здание на холмике. Ну, это наша местная достопримечательность – старинный польский замок. Называется Олесский. Если есть время, советую подъехать и посмотреть. До него недалеко и дорога хорошая. Интересное место.

        Времени у меня не было. После долгой заграничной поездки я торопился домой в Ленинград. Крутя баранку, несколько раз оглядывался на необычное сооружение. Сочетание памятника Первой конной и польского замка как-то настораживало. Потом подумал: Да все правильно: «Помнят псы атаманы, помнят польские паны, конармейские наши клинки…». Для большевиков нормальное сочетание – вот панская вотчина, и тут же вздыбленные лошади конармейцев.

        Прошло десять или двенадцать лет. У меня наметилась десятидневная командировка во Львов. Ехать в этот город мне не хотелось – я уже дважды побывал в нем и каждый раз были большие трудности с гостиницами. Неожиданно составить мне компанию вызвалась моя знакомая, соблазнив тем, что кураторство над поездкой возьмет на себя её знакомый – генерал-лейтенант КГБ. Он много лет работал во Львове и обещал, что примут нас там его бывшие сослуживцы по первому разряду.

        Приняли нас действительно очень хорошо. После выдворения из забронированных для нас одноместных номеров вездесущих «лиц кавказской национальности», в одном из них устроили военный совет. От предложенной нам автомашины с водителем мы сразу отказались. По городу лучше побродить пешком, а подробную диспозицию нам составил лично генерал. Отметив в ней все мало-мальски заслуживающие внимания эксурсионные объекты. У нас была одна просьба – организовать машину для осмотра Олесского замка, поскольку до него было около восьмидесяти километров от города.
        Хозяев столь скромные просьбы вполне устроили. И в один из дней к подъезду гостиницы подкатила черная волга. Сопровождать нас вызвались две весьма объемные дамы, жены местного начальства.

       До Олесского замка машина с приметными номерами домчала нас с ветерком. Местная администрация, предупрежденная по телефону, сходу предложила нам экскурсию с персональным гидом. Однако, мы и здесь повели себя скромно, присоединившись к небольшой группе туристов. Все что мы хотели увидеть - нам и так показали.

       Из рассказа экскурсовода выяснилось, что замок считается памятником архитектуры XIV –XVII веков. Из дарственной 1390 года явствовало, что замком владела католическая церковь. И назывался он Zamek w Olesku (польский язык).
С той поры замок сменил множество владельцев, причем многие из них были из самых знатных польских родов. Достаточно сказать, что 17 августа 1629 года в его стенах родился будущий король Речи Посполитой Ян III Собесский. Вплоть до 1519 года замок и его окрестности многократно повергались набегам и разграблению татарами. Но каждый раз он возрождался, отстраивался и перестраивался. Уж больно выгодное положение он занимал на перекрестке оживленных торговых путей.


        В XVII веке замок окончательно перестроили, и он приобрел вид жилого сооружения с яркими чертами итальянского ренессанса. По-видимому, это была общая тенденция, ибо похожую перестройку пережил старинный Вавель в Кракове (первой столице Польши). И то же с участием итальянских архитекторов. Логичная эволюция замковой архитектуры, ибо с развитием артиллерии даже очень укрепленные крепости, удачно вписанные в естественные препятствия (горы, реки, другие формы рельефа) фактически теряли свое военное значение, не зависимо от толщины стен, количества башен (донжонов) и других фортификационных сооружений. Феодалы всей Европы предпочитали жертвовать малоэффективными оборонительными сооружениями в угоду комфортного проживания.

       В 1882 году Олесский замок у частного владельца был выкуплен властями Австро-Венгерского королевства Галиции и Лодомерии. Но это не спасло его от почти полного разрушения и обветшания.
С 1965 года здание стали реставрировать и обустраивать сотрудники Львовского художественного музея и картинной галереи. Затем они разместили в помещениях часть своей экспозиции. Возможно, частично подлатать сооружение помогли съемки ряда художественных фильмов, в том числе отдельные сцены из фильма «Овод», «Дикая охота короля Стаха», польских фильмов «Огнем и мечом», «Потоп». Но этих скудных средств едва хватило на косметические работы. Памятник истории и архитектуры в начале 80-х находился в плачевном состоянии.

        Внутренняя экспозиция замка поразила меня своим убожеством. Но что могут сделать нищие музейщики. Музеи всегда финансировались мягко говоря неважно. Чиновникам на них наплевать, никаких ни денежных ни политических дивидентов. А тут еще реставрация целого замка. Оформление помещений. Работы по составлению новой композиции: «Где деньги, Зин?»
 

        Не смотря на жалкую экспозицию, экскурсия мне понравилась. Сам замок был красив и оригинален. Наши чекистские спутницы тоже были довольны. Похоже, они выбрались сюда впервые. Прогулка по замку и свежий воздух нагуляли аппетит. Сев в машину обе клуши стали доставать кульки с бутербродами и бутылки с лимонадом. Но тут совершенно невозмутимый водитель страшно на них зарычал. Видимо он был в немалых чинах или особой приближенной к главному начальнику. Как, кормить гостей генерала (а похоже он знал его лично) бутербродами? Не позволю! Через несколько километров он свернул к неприметному кафе, где его оказывается все отлично знали. Нам мгновенно накрыли отличный стол и подали прекрасное вино. Платить нам он не позволил. Так закончилась поездка в Олесский замок.

       Уже в самолете, улетая из Львова, я пытался осмыслить свои впечатления об этой поездке. Красота замка w Olesku – бесспорна. Но это не наша красота, не русская и не украинская. Это польская красота. А мне милее наш Изборск или Соловецкая крепость. Красота Львова – польская красота, начиная с центральной средневековой площади Рынок, иезуитского костела, Каплицы Боймов и кончая прекрасным архитектурным ансамблем собора Святого Юра, отданного униатам.

         Вся архитектура города, там, где она не изуродована хрущевскими пятиэтажками, напоминает улицы Кракова или Вроцлава. Словом это не наш город и «…зачем нам поручик чужая земля?». Мне представляется, что похожую мысль высказал чуть позже в своей работе «Как нам обустроить Россию» Александр Исаевич Солженицин.

       То, что Украина не Галичина, утверждал и средь бела дня зверси убитый националистами Олесь Бузина. Дословно это звучит так:
       - И Галичина, и Украина оказались в составе одного государства не по любви или взаимной симпатии, а «из доктрины» – прежде всего, благодаря Иосифу Сталину – коммунистическому диктатору, парадоксальным образом воплотившему в жизнь националистические идеи Соборной Украины. Традиционная националистическая схема украинской истории изображает Галичину как «украинский Пьемонт» – землю обетованную, где будто бы и зародилась идея украинской независимости. Однако это грубая подтасовка, не имеющая ничего общего с реальностью.

        Еще хуже обстоит дело с населением. Несколько веков поляки вытравливали из галичан все украинское. Даже религию им придумали униатскую. Вроде и не католическая, но уже не православная. И если в крупных городах люди свободно говорят на русском языке, то уже в 10 км от них селяне изъясняются на дикой смеси украинского и польского, да еще с примесью местных диалектов. Известную ложку дегтя (будем справедливы) в языковый вопрос внесла и Российская Империя. В период, когда Галиция входила в её состав, император Павел I вернул имения польским помещикам и поощрял открытие польских гимназий. Секретным приказом министра внутренних дел Валуева в 1863г, а затем указом Александра II в 1867 г, было существенно ограничено преподавание украинского языка.

        И нет ничего удивительного, что галичане по-другому одеваются и строят дома, не похожие на украинские хаты. Потом еще сотню лет украинскую и польскую культуру искореняли австрийцы, т.е. те же немцы (с 1773 года), одновременно насаждая русофобию. До сих пор один из крупнейших парков Львова называется Кайзервальд. Во время войны дивизию SS они назвали «Галичина». Вот и получается, что людей, которых пол тысячелетия ломали через колено, переделывали, зомбировали уже нельзя назвать украинцами. При этом ни поляки, ни австрийцы ни в коем случае не хотели допустить их ассимиляции, считая людьми второго сорта.

         Это была хорошо продуманная политика европейского неоколониализма. Такое население удобно использовать как рабочую силу, искоренив интеллигенцию, но вынужденно оставив некоторую самобытность, играя на национальных струнах. Таким образом, образовалась специфическая субкультура, лишь частично сохранившая элементы древнего украинского этноса, которые вытравить захватчикам так и не удалось. У них другой менталитет, другой язык, быт.

         Именно эта субкультура характерна многомиллионным диаспорам в Канаде и Южной Америке. Люди бежали туда не только из-за беспросветной нищеты, но и бесчеловечной политики властей.

        Ремарка. Гали;ция (также Галичина; ) (укр. Галичина, польск. Galicja, нем. Galizien) — историческая область в Восточной Европе, расположенная на территории современных Ивано-Франковской, Львовской, Тернопольской областей.
Они - галичане, хотя называют себя украинцами, фактически ими не являются, и с этим ничего не поделаешь. Они просто другие и вовсе не виноваты в этом. Они и думают иначе, чем полтавчане, харьковчане и тем более, совсем по-другому, чем жители Новороссии и левобережной Украины. Не удивительно, что галичанам чужда жестко навязываемая русская культура. За столетия выработалось стойкое неприятие всего чуждого им, выходящего за рамки местечкового патриотизма. А поскольку маленькие народы всегда более сплоченные и организованные, то они начинают навязывать уже свой менталитет, идеи и привычки всему лоскутному одеялу, каким является современная Украина.

         Очень четко это подметил Михаил Булгаков в романе «Белая гвардия». Может быть, пока дело не дошло до большой драки изолировать Галицию в виде автономии (в рамках не федерации, а конфедерации) или даже отдельного государства? И пусть они живут там, как хотят, строят хоть воздушные, хоть Олесские замки. Лишь бы другим не мешали жить и не навязывали свою «идентичность». Для меня сегодня это другое государство. И слава богу, что так. Но вот разгул национализма, аналогичный Германии Третьего рейха, галичанам непременно припомнят.

Февраль 2016 г.