Рецензия на лекцию Быкова о Горьком

Николай Москвитин
  В данной лекции Дмитрия Львовича образ Горького получился таким же реалистичным, как проза Горького. Как раз таким образом, какой не смог бы создать Горький. Это ещё раз подтверждает, что со стороны твой характер виднее.
  Горький, однако именно в пьесе "На дне", больше отличается от своих героев, чем в многих других своих произведениях. Вероятно, это потому, что данное произведение одно из лучших у этого писателя. Быков, указывая на это, не подчёркивает мастерство Горького в этом отношении. Таково уж изобилие тем у Дмитрия Львовича, что многое упускается.
  Но надо отдать должное Быкову, что он не заставляет никого лезть ни на дно ни, в описание дна. Описание описания дна--это как бы пятое измерение для мира Горького. Что-что притягивающее нас к героям Горького. И Быков справился с этим притягиванием. Как именно?
  Он акцентировал внимание слушателей на вопросе о Правде, а этот вопрос очень насущный для общества. Выяснилось, что человеку нужна Правда активной борьбы, а не правда примирения. И следует сказать, что это тоже не совсем соответствует Второму Завету.
  Мы можем видеть, что все три описанных писателя не жили по Новому Завету. Для Андреева--блаженны плачущие, яко тии страдают. Для Горького--блаженны плачущие, яко тии борются. Для Мережковского--блаженны разумные, яко тех есть Царство Небесное. Как видим, Горький ближе всех трёх к Евангелию. Это действительно стихийный христианин.
  Какова стихия "На дне"? Стихия голоса Правды, несомненно. Быков очень точно сказал, что на дне--бывшие люди. Но ведь будущее всё равно всегда есть--даже в прошлом. Так что в них сохранился опыт пути к лучшему. И вот стихия этого общества--приобщение к Разноголосию Правды, как Разноголосию Языков Святого Духа. Слушайте Быкова--и Вы пройдёте сквозь огонь русской литературы.