Учительница

Рита Аксельруд
   

   Третьего сентября молодая учительница истории Марина Петровна впервые переступила порог 4-Г класса мужской Одесской школы и застыла в нерешительности. Перед ней был не класс, а настоящий бедлам. Тридцать лохматых разновозрастных мальчишек не сидели за партами, а бегали по классу, кричали и кукарекали. Кто-то прыгал вместе с партой, кто-то, размахивая руками, раскачивался на учительском столе, кто-то с интересом выглядывал из-за книжного шкафа.

  В этот момент в дверь заглянул пожилой учитель русского языка.  Он ошибся классом, но, увидев происходящее, тут же захлопнул дверь и побежал по лестнице на третий этаж. В кабинет директора он вбежал со словами:
- Скорее, там, в 4-м Г молодую учительницу сейчас разорвут на части!

   Когда через несколько минут запыхавшийся директор школы влетел в класс с указкой в руках ( указка всегда верно служила ему оружием в борьбе со всеми сорванцами), увиденное его поразило. Все мальчишки чинно сидели на своих местах за партами, а учительница спокойно стояла у стола и в полной тишине что-то им рассказывала.  Директор  только и смог сказать в сердцах:
- Чтоб завтра все пришли подстриженными!

   С того памятного дня прошло много лет, но Марина Петровна помнит всё, как будто это было вчера. Тогда она молча стояла перед четвероклассниками, а в голове билась одна мысль: «Или я сейчас возьму их в руки, или грош мне цена как учителю». Не раздумывая, она решительно шагнула к одному из сорванцов, который был на голову выше её, схватила его за ворот рубашки и вышвырнула за дверь, как шкодливого котёнка. Точно также она поступила и со вторым. Откуда только у хрупкой  молодой женщины  взялась эта решительность и сила?! Но класс понял и сразу притих. А когда она своим звонким, мелодичным голосом начала рассказ о недавней войне, тут уж любопытством засветились глаза ребят.  В тот день Марина Петровна  по-настоящему стала учительницей.

 Быть учительницей она мечтала с детства, с первого класса. Во время войны, в эвакуации в Ташкенте  закончила школу и поступила в педагогический институт. Вернулась в родную Одессу в 46-м и сразу пошла в университет к ректору с просьбой о переводе.  Ректор оказался антисемитом.  Он внимательно посмотрел все документы, обратил внимание на отличные оценки по всем предметам. Почему бы не принять студентку-отличницу? Но фамилия!
- Что это за фамилия Помагрин?  Русская? Еврейская?
- Польская, - не растерялась Марина.
- Тогда хорошо, - сказал ректор, - Приступайте к занятиям.
 
   Теперь университет позади. В руках диплом учителя истории. Но, как оказалось, диплома недостаточно, чтобы быть учителем.  И она справилась! Очень скоро она стала любимой учительницей.
Не обходилось без каверз и приключений. Однажды в пятом классе появился новенький. Это был второгодник Хомяков. Он не хотел учиться, зато обожал подстраивать учителям всяческие пакости. А ребята его побаивались и молча наблюдали.
 
  И Марине Петровне он приготовил неприятность – прикрепил пластилином к сидению стула стальное перо, с ухмылочкой предвкушая реакцию учительницы, когда она сядет на стул. Но вышло всё по-другому. Марина Петровна сразу заметила перо. Подойдя к столу, она раскрыла журнал и вызвала отвечать его, Хомякова.
- Хомяков, выходи, садись вот сюда, за стол, пиши письмо в Древнюю Грецию, в Афины.
   Хомяков от растерянности покраснел и затоптался на месте. А весь класс так и покатился от хохота. Тогда Марину Петровну ещё больше зауважали.   
   
   За сорок лет работы у Марины Петровны было несколько выпусков. Но больше всего она любит своих первых ребят, которых взяла в 4-м классе в первый год работы в школе.  До 8 класса там были одни мальчишки, а когда в Одессе отказались от раздельного обучения, в класс пришли девочки. И до этого класс был довольно дружный. А с приходом девочек коллектив стал ещё дружнее. Девочки были более организованными, более усидчивыми, более старательными. Марина  Петровна  знала о каждом своём воспитаннике всё, у каждого побывала дома, беспокоилась о каждом.

   Однажды в десятом классе один её воспитанник Вадик заболел и три месяца лежал в больнице. По тем временам его могли оставить на второй год. Но Марина Петровна этого допустить не могла. Она посадила Вадика с отличницей Людой:
- Будешь всё Вадику объяснять, и домашние задания будете делать вместе, вы ведь живёте рядом. Так они и сидели за одной партой до последнего звонка. Люда была настолько организованной, что без часов всегда знала точное время. Она не позволяла Вадику отвлекаться, и очень скоро он догнал по учёбе всех своих одноклассников.

  Благодаря Марине Петровне история у всех была любимым предметом. Мало  кто из теперешних школьников помнит, что такое пунические войны. А вот её ученики  могли и через много лет взахлёб о них рассказывать.
  После окончания школы все ребята из этого класса разъехались, кто куда, поступили в вузы и техникумы, но не потеряли связи друг с другом и встречаются каждые пять лет до сих пор. А Марина Петровна живёт теперь в США и общается со своими воспитанниками по скайпу  или по телефону вот уже 60 лет. Кто ещё может похвастаться такой дружбой, таким классным руководителем?!