Каргаполов Василий Антонович

Петр Панасейко
      
      

         Василий Антонович Каргаполов на нашем предприятии работал первым руководителем кадров. Тогда ещё, когда на месте будущего завода генераторов и стартёров работали экскаваторы и другая строительная техника. Строителей-то надо на работу принимать.

       Внимательно рассматриваю фото 1972 года. Глубокая осень. "Они были первыми", - сразу же приходит на ум. И это на самом деле так. Среди них первый директор и его кадровик Каргаполов.

       С ним я познакомился до своей работы в кадрах, в 1983 году. Тогда, в январе месяце, я готовился к поездке на очередную сессию в университет. Шесть лет я туда ездил, но эту забыть никогда не смогу. За несколько дней до начала сессии военкомат прислал мне повестку на сборы. Мой вызов на сессию в этом учреждении во внимание не приняли, отобрав паспорт и военный билет. Это грозило мне потерей учебного года, так как в мае должна начинаться следующая сессия. А  без сдачи этой меня бы к той не допустили.

       Пришлось обратиться в кадры предприятия.Объяснив причину посещения столь уважаемого заведения, я с нетерпением ждал ответа от его начальника, не надеясь на помощь.
       - Что ты из-за пустяка расстроился, Петр Алексеевич, - успокоил меня Василий Антонович, - у тебя уважительная причина для переноса сборов. Я сейчас позвоню, объясню им, что они поступают не очень хорошо. А ты прямо сейчас езжай в военкомат, передавай привет от меня, забирай свои документы и езжай сдавай сессию. "Ни пуха ни пера". Но от следующих сборов не отказывайся. После получения диплома.

       Сидевший  в кабинете до этого грустный, я заулыбался:
       - Василий Антонович, до диплома ещё три с половиной года.
       - Не переживай, я им объясню. Подождут.

        Обрадовавшись, я не поехал, а "полетел" в военкомат. Однако перед его входом остановился, задумался:
       - А если не послушают его, тогда что мне делать?

        К счастью, как я потом в своей жизни не раз убеждался, есть люди, которые своих обещаний "на ветер не бросают". Сказал - сделал. К ним принадлежал и Каргаполов. Я тоже свое слово сдержал: после получения высшего образования посещал военные сборы, когда надо. И сейчас, когда я открываю военный билет офицера запаса, смотрю на дату снятия с учёта по возрасту (это произошло в 55 лет), то непременно вспоминаю того, кто помог "получить" мне диплом своевременно со своим курсом и группой.

       Василий Антонович родился в 1924 году и, понятно, что война не могла обойти его стороной, как и его сверстников. На фронт попал он в "Смерш". Помню, в детстве я путал этот "Смерш" со "Смерчем"- природным явлением. Оказалось, к природе оно не имеет никакого отношения. "Смерш" - смерть шпионам!

       По этому поводу он часто грустил, как фронтовик, выслушивая в свой адрес неприятные слова. А всё дело в том, что многие путают "Смерш" с "заградительными отрядами". Это не одно и тоже. Успокаивая его, я приводил фильм "В августе 44-го".

       В 1983 году у нас сменился директор. А в следующем году Каргаполова "ушли" на пенсию. Новому директору понадобился свой кадровик.

       Начиная с 1988-го года и до самой смерти, узнав, что я перешёл работать в кадры,  Василий Антонович интересовался предприятием. Редкая неделя проходила, чтобы он мне не позвонил.

       Особенно звонки его ко мне участились, когда он похоронил свою жену, оставшись в квартире один (близких родственников не оказалось). К счастью, его не оставили в беде соседи по площадке.

       Вспоминая Каргаполова добрым словом, я сейчас думаю, а как бы он среагировал, что завод, который он строил "с колышка", в 2016 году "приказал долго жить"? По чьей-то злой воле. Ответа от него мы уже не получим. Никогда!

31.05.2017 г.