Свободненские теплоходы

Паршин Владимир Гаврилович
Свободненские теплоходы

      Помимо пароходов, к свободненским речным предприятиям были приписаны и теплоходы различных типов и проектов. Основная масса теплоходов начала поступать в 1950-х годах. Это были как буксирные, так и толкачи. Они занимались проводам плотов и несамоходных барж, методом буксировки, позднее пришли и теплоходы-толкачи. Часть теплоходов была задействована на рейдовых и вспомогательных работах, часть водила несамоходные нефтеналивные суда. В основном все теплоходы работал на реке Зея, а также по ее притоку -  Селемдже. Суда доходили максимально до Бомнака (на Зее) и  до Норска (на Селемдже, ранее и до Стойбы, и даже до Экимчана). По Селемдже, более мелководной, чем Зея,  ходили в основном суда с небольшой осадкой.
      Теплоходы постройки 1950 годов со временем вытесняли теплоходы РТ (речные толкачи) - 300 и 600-сильные. На смену пассажирским теплоходам типа «Москвич» (а также пароходам) со временем пришли суда типа «Заря». Малотоннажные сухогрузные теплоходы (СТ) 60 и 100-тонные, также вытеснили 300-тонные СТ.
     Эта замена речных судов происходила достаточно за короткий срок, в основном в 1950-60-х годах и в начале 1970-х. Уже к середине 1970-х годов теплоходы полностью вытеснили пароходы, а на смену малосильным и малотоннажным теплоходам пришли более мощные теплоходы-толкачи и многотонные теплоходы-сухогрузы.
    Помимо основных речных предприятий города Свободного – речного порта и РЭБ флота (Ремонтно-Эксплуатационной базы флота), свои суда также имели Зейская сплавная контора и объединение (трест) «Амурзолото». Небольшое число теплоходов (ранее пароходов) было и у речных путейцев. (Более подробно  о теплоходах можно прочитать в материале «Ходили суда по Зее», который опубликован на этой Странице)
     Ниже приводится перечень свободненских теплоходов. Дополнения и уточнения к этому Перечню принимаются. Принимаются и фотографии свободненских теплоходов (на электронный почтовый адрес).

          Буксирные (толкачи, плотоводы):

«Буревестник» (1935-1960, апрель)
«Газоход-6» (1941-1959, май)
«Журбан» (1949-1960, апрель)
«Аяк» (1953-1977, апрель)
«Сиян» (1953-1977, апрель)
«Умлекан» (1953-1977, апрель)
«Хумми» (1954-1979, июнь)
«Инжан» (1954-1976, март)
«Слава» (1954-1976, март)
«Эльтон» (1955-1982, ноябрь)
«Ольдой» (1956-1979, июнь)
«Онон» (1956-1979, июнь)
«Амазар» (1956-1977, апрель)
«Хилок» (1956-1977, апрель)
«Айдар» (1971- )
«Гери»
«Ургал»
«Зайсан»

       150-сильные:
«Брянта» (1962, июль - )
«Деп»
«Дудкан»
«Уркан»

      ххх
«Дагмара»
«Норск»
«Норген»

       ххх
«Райчихинск»
«Белогорск»
«Шимановск»

        Речные толкачи – РТ

   300-сильные:
РТ-156
РТ-220
РТ-282
РТ-283
РТ-290
РТ-293
   600-сильные:
РТ-651
РТ-652
РТ-653
РТ-659
РТ-663
РТ-682
РТ-683

        Пассажирские теплоходы типа «Москвич»:
«Алмаз» (8.09.1953)
«Бриллиант» (13.05.1955)
«Изумруд» (10.10.1956)
«Рубин» (29.06.1957)
«Сапфир» (1958)
«Топаз» (21.10.1958)
«Аметист» (12.09.1960)

       Пассажирские теплоходы (Проекта 222)
«Олег Кошевой» (1960- )
«Ульяна Громова» (1960-1976, июнь)
«Сергей Тюленин» (1961- )

      Пассажирские теплоходы, типа «Заря»:
«Заря-6» (1966- )
«Заря-48» (24.10.1969)
«Заря-58» (1970-1988)

      Грузовые катера (ГК):
ГК-1 (1956- )
ГК-2 (1956-)

       Сухогрузные теплоходы (СТ):

  60-тонные:
СТ-2 (1958- )
СТ-62
СТ-64
СТ-65
СТ-67
СТ-79

  100-тонные:
СТ-102 (1962- )
СТ-102

  300-тонные:
СТ-301 (1965-)
СТ-302
СТ-303
СТ-310
СТ-312
СТ-313
СТ-314
СТ-316
СТ-318
СТ-324