203-ей больше нет

Гордеев Роберт Алексеевич
                http://www.proza.ru/2010/01/01/754    

        Тогда, в конце сорок пятого, не сразу мне стало известно, ч то наш «именной» является автором какого-то «Горе от ума» (раньше, якобы, название было – для мальчишки - ещё более странным!: «Горе уму»). Позже, когда мне и самому пришлось осиливать это самое «Горе», содержание его тоже не впечатляло: уроков и книг разных на нас наваливалось с каждым днём всё больше. Тем не менее, постепенно в пределы моего, нашего понимания – но, не затеняя мальчишеских интересов! – уже исподволь в нас входил чуть тяжеловатый ямб грибоедовских стихов, а позже мы восприняли и его вальс, так смущающий юношеские чувства. И только потом, потом, когда вослед тыняновскому «Кюхле» настигла меня «Смерть Вазир-Мухтара», меня по-настоящему потрясло «Горе от ума» - тем более. в постановке Товстоногова. Я, наконец-то, понял, о чём и для кого более ста лет тому великим писателем написано великое произведение: о нас оно написано, о нашем времени и для меня лично!…
       Мы, ученики школы имени А.С.Грибоедова всегда гордились тем, что учились в ней и помнили своих учителей. Учиться в ней считалось не просто престижным – от школы веяло каким-то благородством, искренностью, и каждый её выпуск почти  целиком поступал в лучшие вузы Ленинграда. Не так уж много выдающихся людей училось в ней - на слуху имена только Виктора Корчного (он – выпускник на два года раньше меня) и Иосифа Бродского (этот вообще проучился в школе пару лет, не закончил её), - но судьбы не только тех, кто закончил вместе с нами. но и выпусков на год раньше и позже нас   были нам всегда интересны.   
       Сегодня нашей 203-ей имени А.С.Грибоедова школы не существует. По обе стороны от бывшей лютеранской кирхи св. Анны (бывшего же кинотеатра «Спартак») уже несколько лет в зданиях бывших нашей и 189-ой школ почему-то размещена - и успешно функционирует! - элитная «сто-какая-то» гимнизия «с углублённым изучением»…
       Что за странная игра с номерами школ, и какая разница – элитная, неэлитная? Ведь ты обворован, выпускник 203-ей! Из твоего прошлого, из твоей судьбы, жизни кто-то тихонько вытащил не просто что-то очень важное, а нечто, определявшее долгое время жизнь и память многих: историю поколений и судеб наших прекрасных преподавателей! Пусть никого из них - педагогов, учителей, преподавателей - давно нет никого на свете, но поколения помнящих всегда на свои встречи собирались в нашей школе, в нашем доме. О них – и о нас! - даже книги написаны (мои заметки не первые): в 2004-ом вышла книжка, посвящённая столетию школы (автор Архангельский), и оно широко отмечалось в концертном зале «Октябрьский».
       Теперь нет нашего дома: встречаемся в кафушках, недавно был – нелепый «макдональдс» в Старой Деревне. И было нам, собравшимся на встречу выпускникам 203-ей имени Александра Сергеевича Грибоедова школы, горько! Действительно, горько…