Ч. 1 Тайна подводной лодки К-129

Владимир Врубель
Впервые я узнал об этой подлодке во время испытаний на полигоне, от Миши Ш., гражданского младшего научного сотрудника (сокращённо мнс) военно-морского НИИ, который вёл научную сторону разработки ракетного комплекса.

 Его начальник, капитан 2 ранга Х., когда закуска была уже съедена, и мы занимались военно-морской «травлей», вспоминая разные смешные случаи из службы, «подначил» Мишу: «Мишель, расскажи Володе, как ты особистов просвещал».

Бен, так кратко мы называли капитана 2 ранга, говорил мне, что всё время ругает Мишку за то, что тот не хочет писать диссертацию. Миша, когда мы как-то были вдвоём, сказал мне: «Володя, ну ты понимаешь, на кой хрен нужна эта диссертация, если мне никогда не выйти из мэнеээсов!».

Миша каким-то чудом со своей 5-й графой попал в этот секретный НИИ, и давно махнул рукой на свою карьеру. Он был толковым умным парнем, всё прекрасно понимал, мы с ним подружились на почве общей любви к книгам. Он мне подарил первое советское издание «Фрегата «Паллада».
 
Правда, я знал одного парня из сибирского города, Игоря, который стал начальником отдела в КБ. Мне он сказал: «Володя, меня назначили, только потому, что когда кадровики открывают моё личное дело, то впадают в ступор – отец еврей, а мать крымская татарка, думают, что за мной кто-то могущественный стоит».

У Миши жила во Франции какая-то родня, кажется, двоюродная тётка. Она прислал ему журнал с историей этой подводной лодки. Потрясённый Мишель принёс из самых благих побуждений журнал в отдел, и все с интересом разглядывали снимки, французский, понятно, никто не знал.

Ещё через пол часа Миша сидел в особом отделе и писал объяснительные записки, кто, зачем, когда, почему, что ещё и прочее. Особисты не хуже военпредов умеют задавать вопросы.

Злополучный журнал у него отобрали, похоже, что и военные сыщики тоже раньше ничего о подлодке не знали. Выслушав напоследок несколько страшилок, что с ним будет, если он… и т.п.,  Миша ушёл продолжать трудиться в отделе.

Сейчас он живёт на берегу океана в стране, против которой помогал ковать оружие, и не о чём не грустит. Выслушав эту историю, я промолчал о том, что теперь мне стало понятно, почему вдруг из Москвы устно, по ВЧ, потребовали ещё раз проверить все материалы по пожаровзрывобезопасности уже отработанного и принятого на вооружение комплекса.

Шестидесятые годы, благодаря руководству США и СССР, вступивших в соревнование за то, чтобы править миром, были наиболее опасными в 20-м веке. Американцы вели войну во Вьетнаме, Советский Союз в ней участвовал, помогая вооружением, специалистами и многим другим Северному Вьетнаму.

Холодная война могла очень даже просто превратиться в ядерный Армагеддон. У власти находился неуравновешенный импульсивный Никита Сергеевич Хрущёв, который умудрился перессориться со многими соседями, а самое главное, с Китаем. Дело дошло до военных столкновений на нашей много тысячекилометровой границе.

У американцев дела обстояли не лучше. 23 января 1968 года северокорейские военные корабли обстреляли и захватили разведывательное судно ВМФ США «Пуэбло».

 Во Вьетнаме американцы потерпели поражение. Президент Джонсон, взявший на себя за это вину, объявил, что не будет переизбираться. Через четыре дня в Мемфисе застрелили Мартина Лютера Кинга.

24 мая 1968 года американская атомная подводная лодка «Скорпион» пропала в районе Азорских островов. Погибли 99 американских моряков, офицеров и матросов. Лодка имела задание тайно выяснить необычную активность советских военных кораблей в восточной Атлантике. Американцы, естественно, заподозрили, что она была потоплена советским флотом.

Тайна гибели американской подводной лодки так и осталась нераскрытой, хотя американцы обнаружили её обломки на глубине 3047 метров. Они сумели сфотографировать подводную лодку с помощью глубоководной аппаратуры на судне «Мизар». Позже это место обследовали батискафом «Триест-2». Предполагается, что она погибла от взрыва торпеды с активным самонаведением Mark-35.

 Из других событий тех лет нельзя пройти мимо смещения Хрущёва и убийства президента Джона Кеннеди. В Нью-Йорке прошла двухсоттысячная демонстрация против войны во Вьетнаме. Советские войска подавили «Пражскую весну».

Хорошо помню, что в первые годы правления Брежнева нам, офицерскому составу, говорили, что взят курс на противостояние США в любой точке земного шара. У многих из нас тогда появился вопрос, а зачем нам это надо?

 Но если в США заставили правительство прекратить войну во Вьетнаме, то в нашей стране со времён, описанных Александром Сергеевичем Пушкиным в трагедии «Борис Годунов», народ, как известно, безмолвствует и по сию пору.

Потому и лезли во все конфликты. По воспоминаниям командира подводной лодки К-172 капитана 1 ранга Николая Александровича Шашкова он был готов по получении приказа обстрелять ракетами с ядерными боеголовками Израиль и уничтожить эту крошечную страну со всем населением, повторить то, что сделали американцы в Хиросиме и Нагасаки.

Разница лишь в том, что Израиль никогда не угрожал Советскому Союзу.
Убивать легко, когда ты этого не видишь. Знаю по своей службе в ракетных войсках стратегического назначения во время Карибского кризиса, но тогда существовала прямая угроза нападения на страну другой мощной державы, и все наши действия, я имею в виду ракетчиков, были оправданы, но не в данном случае.

Другое дело, что к последней черте нас подвело руководство страны со своими непомерными амбициями.

В стране были пустые полки продовольственных магазинов, шили уродливую обувь и одежду, нельзя было купить приличную мебель, люди маялись в бараках и коммунальных квартирах,  но зато СССР старался обогнать США по вооружению.

24 февраля 1968 года из пункта базирования в Рыбачьем на Камчатке вышла на внеплановое боевое патрулирование дизель-электрическая подводная лодка К-129 проекта 629А с бортовым номером 574.

В 1965 году подводную лодку дооборудовали на Дальзаводе под комплекс Д-4 с ракетами Р-21 (4К-55).  Теперь появилась возможность производства подводного старта на скорости 4 – 5 узлов.

Все три ракеты имели ядерные головные части большой мощности (до 1 мегатонны). Кроме того, на лодку погрузили две торпеды с ядерными боезарядами. Командовал подводным крейсером капитан 1 ранга Владимир Иванович Кобзарь.

По отзыву командира дивизии ракетных подводных лодок стратегического назначения, в состав которой входила К-129, контр-адмирала Виктора Ананьевича Дыгало, это был тогда один из наиболее опытных подводников.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/06/01/831

На фотографии: АПЛ "Скорпион" на дне