Найдено имя автора Слова о полку Игореве

Николай Михайлович Новиков
   О ГРАМОТЕ ДРЕВНИХ СЛОВЕН В ДРЕВНОСТИ

Этрусская цивилизация оставила многочисленные древние артефакты. Это и пирамиды, и статуи, и мавзолеи, и саркофаги, и громадные остатки дворцов, и многочисленные надписи. Начертание букв современной русской словесности и начертание букв этрусской письменности идентичны по начертанию.

Буква А русской словесности напоминает Арку.
Буква Б напоминает бубен или барабан с палочками.
Буква Г напоминает Грабли.
Буква Д напоминает Дом.
Буква Е напоминает Ель.
Буква О напоминает Обруч.

Расцвет Этрурии проходится на 10-5 века до новой эры.

Древний философ Платон писал об атлантах и Этрурии: Атланты владели всей Европой,
вплоть до Этрурии.

Этрурия либо была мощным государством и атланты не смогли её покорить. ЛИбо, что более вероятно, этруски были родственны атлантам.

Когда началось исследование расселения славян в древности и распространение письменности, то  в древних летописях нашлись некоторые указания о владении в 1-м -4 веках новой эры люди пользовались письмом.

В одном из фрагментов древнейшей летописи "Повести времянных лет, откуда есть пошла Русская Земля…»  о расселении славян по землям упоминаются и реки Курского края.

«…Эти словени (славяне) пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались  дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами,  по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота.

Те же славяне, которые сели около озера Ильменя , прозвались  своим  именем - словенами, и построили город , и назвали его Новгород. 

А другие сели по Десне, и по Семи , и по Суле - и прозвались северянами. Так разыйдеся  словенский  язык,  тем же и грамота прозвалась словенской».

Пояснение к этому отрывку:  Десна - ныне река в Смоленской, Брянской и др. областях. Река Семь, после вхождения Курского края в Польско-Литовское королевство  стала называться Сейм. Река Сула впадает в Днепр.
"Так разыйдеся (разошёлся -Н.Н.)  словенский  язык,  тем же и грамота прозвалась словенской» -этот отрывок подтверждает, что ещё до прихода братьев Константина(Кирилла) и Мефодия в 862 году н.э. на земли славян,- славяне были грамотными. Здесь не говорится, что славяне умели говорить по словенски (славянски), а говорится о том, что владели грамотой.

 «Толковый словарь живого русского языка»  Владимира Даля поясняет: «Грамота – умение читать и писать». Согласно этому древнейшему летописному документу пришедшие ещё в древности в Курский край словене (славяне) владели письменностью.

На основании древнейших исторических хроник, где указывается о  владении славянами  грамотой (письменностью) задолго до создания новой азбуки братьями просветителями Кириллом и Мефодием из города Солуни в 855  году, можно сделать вывод, что уровень развития племён славян был высок.

Курским ратникам отводится целое посвящение.Все ратники сражались храбро и все полегли на поле брани. По летописям только пятнадцати  конным удалось вырваться из окружения. Но только курских ратников выделяет автор древней поэмы.
 
Это наводит на мысль о происхождении автора "Слова" из Курского княжества.
 
ИМЯ СОЗДАТЕЛЯ ГЕНИАЛЬНОГО ДРЕВНЕГО СЛОВА
 
Не менее интересен вопрос: как же звали автора гениальной древней поэмы? На этот вопрос попробуем ответить, привлекая созданное через сто девяносто пять лет «Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче…» или «Задонщине».
 
Многими исследователями выдвигаются разнообразные гипотезы о том, кто бы мог быть автором древней поэмы.

Из последних публикаций   интерес вызывает оригинальное и необычное предположение Юрия Сбитнева в книге «Тайны родного слова», изданной в Чернигове в 2010 году, что песнь создала женщина.

Автор считает,  что это могла быть Болеслава, дочь черниговского князя Святослава Всеволодовича, которую тот в 1167 году выдал  за Владимира, сына Ярослава Галицкого. В поэме он упоминается  как Ярослав Осмомысл.
Но это предположение  не выдерживает критики.
 
Во – первых в начале поэмы обращается автор:

 «Не лепо ли нам было начать, братья …». Естественно бы если бы автором была женщина, она бы обратилась в первую очередь к сёстрам.

«Не лепо ли нам было начать сёстры…»
Но обращение в поэме  первую очередь адресовано князьям и дружинникам.
В поэме чувствуется мужская твёрдость рассуждения  и воинские знания автора. Обращение ко всем великим князьям автор обращается и как к братьям и как к равным.

Так мог обращаться мужественный человек, участвовавший с ними во многих походах и многих знавший лично.

Без  уничижения обращается автор к князьям. Не так как в других древних творениях монахов и летописцев.

К примеру,  в «Слове Даниила Заточника, князю Ярославу...» даже есть слова: «Но убоюсь, господине, осуждения твоего…»

Начинается древнейшая поэма словами «Не лепо,  ли нам было начать, братья…».

Даниил Заточник  далее в своём "Слове ..." помогает раскрыт значение слова «не лепо».

Далее он повествует: «Не лгал бы мне Ростислав князь: лепше (лучше) бы мне смерть, нежели Курское княжение. Так и мужественным : лепше (лучше) смерть, нежели продолжение жизни в нищете».

Первая строка приобретает звучание:

«Не лучше ли нам было начать, братья,».
Начать древними словами (начать древним слогом)..."

Основным мотивом поэмы звучит призыв прекращения междоусобных распрей и призыв объединения сил перед угрозой захвата земель и городов кочевниками.

  Забыть старые раздоры и объединиться перед угрозой порабощения княжеств кочевыми племенами.

В раздорах  князья  иногда по коварству и подлости превосходили  кочевников.
Примером алчности может служить факт ограбления городов Рыльска, Римова, Курска, Трубчевска, Новгорода, Путивля, Горналя и других городов княжества Новгород-Северского  полками князя Владимира из города Глебова Переславского княжества.

Подтверждением является поход 1183 года против половцев.

Тогда по приказу великого Киевского князя Святослава князь Владимир из города Глебова Переяславского княжества вместе с Новгород–Северским князем Игорем, курским князем Всеволодом, рыльским князем Святославом (героями «Слова о полку Игореве») в 1183 году совместно выступили в степь против половцев.
 
Об этом сообщают древние Ипатьевская и Лаврентьевская летописи.

Но затем из–за того,  что Игорь как верховный воевода, назначенный великим киевским князем, не разрешил ему единолично выйти  вперёд,  а держать строй, то тот повернул назад и начал грабить беззащитные города Курск, Рыльск, Римов, Рыльск,  Трубчевск, Новгород-Северский и все их посады.
Воины из этих княжеств ушли в Половецкую степь (Дикое Поле)и защищать детей, жён,матерей, стариков было не кому.

Князь Владимир из города Глебова Переяславского княжества знал это. Он ведь вместе с воинами из этих княжеств выступил вначале в поход против половцев.

Вот так князь Владимир Глебовский вместе с дружинами Игоря, великого князя  Новгород – Северского, посланный против половцев, начал грабить своих.

В древней Ипатьевской летописи сказано, что разграбил Владимир Глебовский города северские и звял там богатую добычу.
 
Вернувшись с победой из похода в степь (Дикое Поле) Новгород – Северские  князья и дружинники увидели разорённые и ограбленные свои дома князем Владимиром, сыном Глебовым.

И воины сойдясь на вече, решили пойти отомстить. Поднялись и пошли походом на город Глебов, где княжил  князь Владимир.

И месть последовала незамедлительно. Вотчина князя Владимира,  город Глебов на себе испытал такую участь разорения, что её другим в назидание приводит  Лаврентьевская летопись.
 
Другая Ипатьевская летопись более объективно приводит сведения об ограблении городов Новгород– Северского княжества и мести за это деяние.

Поэтому князь Игорь, княжество которого было пограничным с Диким Полем (со степью),  вынужден искать союзников даже среди кочевников. Он принимает участие в совместном походе с приднепровскими половцами, которых возглавляет хан Кончак.

В «Слове» приводятся такие сведения, которые хорошо знает лишь только воин. Например, соколы в поэме называются «шестикрыльцами». Это можно было увидеть только при соколиной охоте. Действительно  крыло крупных орлов и беркутов распадается  на шесть маховых перьев. И хорошо это видно только при полёте, а особенно при атаке или захвате ими добычи.

А это можно наблюдать было при княжеских охотах.
Это говорит о том, что автором мог быть дружинник или воин связанный с княжеским родом, который мог на равных обратиться к воинам и князьям – «Не лучше ли нам было начать, братья…».

После обретения древнего списка «Слова о полку Игореве» в 1795 году ещё ничего  не было известно о «Слове о походе Дмитрии Ивановича» или «Задонщине».

В настоящее время многими литераторами и историками показано первичность «Слова» и вторичность «Задонщины».

Некоторые фрагменты «Задонщины» целиком взяты из «Слова».

Это хорошо в своей диссертации показал член-кор. А. Н.  Горский.
«Задонщина» или «Слово о князе Дмитрии Ивановиче (Донском) было найдена позже «Слова о полку Игореве» через два года, точнее в 1797 году.
Автор «Задонщины» говорит, что он  будет не как гусляр – баян – сказитель создавать своё произведение.

«Не прорежемся мыслию по над землями, не похвалим вещего Бояна  горазда гудца (гусляра) в Киеве. 

 А он  упоминает своего предшественника Софония Резанца, создателя «Слова».

«Аз же помяну Резанца Софония и восхвалю песнями и гусельными  буйными словами нашего великого князя Дмитрия Ивановича…».

Поход Дмитрия Ивановича (Донского) совершался почти два века позже похода князя Игоря.

Некоторые исследователи летописей  высказывают предположение, что автором более поздней «Задонщины» является Софоний Резанец.
Но это противоречит написанному.

Никакой человек даже в наше( в основном безбожное)время не «поминает» себя.
А тем более в то далёкое набожное время не мог автор поминать себя как умершего.

Находим значение слова «поминать» в «Толковом словаре  живого великорусского языка» Владимира Даля 1882 года издания.
«Поминать,  помянуть» – вспоминать, припоминать, напоминать - храня в памяти прошлое, обращаться мысленно к нему, сказывать минувшее».
«Помины – поминовенье» ср. молитвенное поминанье  усопшего, мольба за него, панихида, упокойный молебен.

«Живы родители, так почитай, а умерли,  так поминай!».
Не может ни по каким церковным канонам Софоний Резанец «поминать» самого себя.

Безвестный автор «Задонщины»  поминает автора «Слова о полку Игореве» Резанца Софония, создавшего свою поэму в 1185 году.
Весомым аргументом о времени создания приводятся аргументы многими исследователями, что Софоний Резанец обращается ко всем живущим в то время князьям.

О ВРЕМЕНИ СОЗДАНИЯ "СЛОВА"

Как к живому обращается АВТОР к великому Галицкому князю Ярославу Осмомыслу, с призывом выступить на защиту, оставшихся без защитников, Новгород-Северские земель.
"Высоко ты сидишь на златокованнном престоле ..."

По свидетельству древних летописей только около двух десятков дружинников спаслось в той страшной сече.

А жив был князь только до 1 октября 1187 года, т.е. "Слово о полку Игореве" было создано до 1 октября 1187 года.

В "Слове" ведь не сказано: Восстань из гроба и сядь на златокованный престол, закрой ворота Руси от кочевников-половцев.

Но ведь там сказано: "Стреляй господин Кончака, поганого Кощея за землю Русскую, за раны Игореве...".

Отомсти за буйного Святславлича обращается автор к здравствующему в этом мире
великому Галицкому князю.
Обращается автор в настоящем времени.

Некоторый истолкователи "Слова о полку Игореве" упорно путают настоящее время и прошлое. 

Сидишь, подпёр, затвори, стреляй - это настоящее время.
Сидел, подпирал, затворял, стрелял - это прошлое время.

Одним из современных истолкователей древней поэмы-песни считается некто Ужанков.
Он также по неизвестной нам причине путается с временами.      

"Словом о полку Игореве" безвестный автор "Задонщины" с благодарностью воспользовался в 1380 году при создании «Слова о великом князе Дмитрии Ивановиче...» или "Задонщине".

И надо отметить, что после обретения «Слова о полку Игореве» иногда появлялись высказывая, что это может быть более поздней подделкой. И только после того как была найдена в 1797 году «Задонщина», в которой многие куски текста целиком были переписаны из «Слова о полку Игореве». После этого споры о поделке практически  поутихли.

ВЫВОД: Автором "Слова о полку Игореве" является дружинник из близкого круга курского князя Всеволода.
И имя его Софоний Резанец. Это имя с благодарностью упоминает автор "Задонщины".
Автор "Задонщины" использовал более древнюю повесть "Слово о полку Игореве" для написания своего произведения.

ДРЕВНИЕ ОСНОВЫ ГЕНИАЛЬНОЙ ПЕСНИ
 
Поэтическая мощь древнего произведения достигает высочайшего уровня.
 
Базовыми литературными произведениями того времени являлись песни гусляров – сказителей, которые создавались по определённым древнейшим канонам.

Но при создании «Слова о полку Игореве» Софоний Резанец сразу поясняет, что он будет создавать своё произведение по иным канонам.

«Начнём песнь эту по былинам этого времени,  а не по замышлению (замыслу) баянью (сказительному Н.Н)».

Интересен вопрос в каком княжестве или городе создаёт свою песнь Резанец?
Ответом на этот вопрос могут служить последние строки.

В конце произведения есть строки:
«Рёк боян и ходы на Святославля песнетворца древнего времени  Ярославля  Олегова коханя (любимца) жалея)… ».

Здесь вероятно Ярославлем назван Ярослав Мудрый, правившей Киевской Русью до 1054 года. Упоминается  князь Олег, изгнанный в Тьмутаракань Владимиром Мономахом. Дед князя Новгород– Северского Игоря, князь Черниговский и Тьмутараканский  позднее сумел вернуть отобранное у него.

О СМЫСЛОВЫХ СТРУКТУРАХ ДРЕВНИХ СЛОВ
 
А вот слово «коганя» переписано из первоисточника ошибочно при первом напечатании. Здесь первые  толкователи найденного произведения в древнем источнике вместо «коханя» увидели предводителя «Кагана».
Значение этого слова помогает найти "Словарь великорусского языка" Вл. Даля.
"Каганец" - светильник, плошка. В переносном смысле "каган" -светоч.
Известно,  что «Каган» был титул владык хазарских. Но хазары в данном походе участие не принимали, и поэтому их предводителя упоминать нет нужды.

Сохранилась древняя летопись «Повесть времянных лет, откуду есть  пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Русская земля стала есть».

В 965 году н.э. князь Святослав, внук древнего князя  Рюрика, сын князя  Игоря  выступил против хазар, которые захватив земли вятичей брали с тех дань.

« В год 6473 (965 год н.э.) пошёл Святослав на хозар (козар). Услышав же, хозары вышли навстречу во главе со своим князем Каганом и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хозар и столицу их Белую Вежу взял…».

В словаре Даля имеется похожее слово «каганец». «Каганец –м. юж. и запд. плошка, жирник, лампадка, ночник.

Общее значение – светильник.

Здесь Каган как "Светоч" народный. Недаром в более позднее время правнуков императора называли "ваше сиятельство", а некоторых князей и графов "ваша светлость".

Но следует отметить в первом издании слово написано не «каган», а  «коганя».
Но такое редактирование возникло, вероятно, из-за стёртости буквы "х". И она была первыми редакторами прочтена как "г". В первом издании песни слово "коганя", точне «коханя» написано через букву «о».

Если проанализировать внимательнее этот отрывок, то приходим  к выводу: Не мог Олегов внук князь Игорь быть «каганцом»  в данном походе.
А упомянут он как  «коханя» – любимец деда Олега, князя Черниговского и Тьмутараканского.

Работая в лесах среди потомков староверов в брянских лесам мне самому часто  встречалась фамилия Коханов.
От слова «кохана» – любимая или любимый.

В «Словаре русских фамилий» имеется упоминание об этом…. «В курской народной песне поётся: «Выйди дивчина, выйди кохана, поговорим с тобою…».
Тоже значение в орловско–курских и украинских говорах «кохана» – «любимая».
Тогда строки древнего произведения приобретают иной смысл и становятся ясными.

«Говорил (бы) баян –сказитель идя до Святославля песнетворца древнего времени Ярослава (Мудрого) Олегова любимца жалея:
Тяжко тебе голова без плеч, плохо тебе тело без головы».

Князь Игорь приходился внуком (видимо любимым) деду Олегу, который тридцать девять лет до этого правил Тьмутараканским княжеством.
Подтверждением того, что автор «Слова» связан с Курским княжеством являются строки, которые отдают предпочтение курским воинам из всех полков участвующих в битве.

В первом издании 1800 года "Слова о полку Игореве" имеются строки " Седлай, брат,своих резвых боевых коней, а мои то готовы, осёдланы у Курска впереди. А мои то куряне сведомы (обучены)к мете (к намеченному). И написано следует заметить в два слова - "к мети", и написано раздельно. По неизвестной причине поздние "толкователи" произведения начали ошибочно писать их вместе.Но это исказило смысл  "к мете» или «намете",а точнее "к намеченному".

«А мои то куряне сведомы  к намеченному,
под трубами повиты, под шлемами взлелеяны,
с конца копья вскормлены, пути им ведомы,
яруги (овраги) им знаемы, луки у них натянуты,
колчаны у них отворены, сабли изострены.
Сами скачут как серые волки в поле,
ища себе  чести, а князю славы».

Следует заметить, что в первоисточнике 1800 года, слова «к мети» пишется раздельно, в два слова.

С большой долей истины слово это скорее всего употреблялось как «к мете», – к намеченному.

Только курским ратникам курским  посвящены такие строки, хотя все новгород – северские полки сражались храбро.

Многие древние слова, использованные в «Слове о полку Игореве», ещё и ныне встречаются в брянских, орловских и курских говорах.
В поэме имеются не совсем ясные строки: «Див кличет вверху деревьев, велит послушать землям незнаемым…».

«Див» толкуется многими литераторами как божество восточных народов.
Но в народных говорах до сих пор можно услышать:
"Ты меня удивил!" или "Ты меня поразил!"
Диво олицетворяет Поражение. И по смыслу это одно и тоже "поражение" и "диво".
Ещё одно тёмное слово получило своё освещение и смысл.
Див или Диво -это Поражение.

И дальше мы покажем какие земли и какие войска принимают участие в битве против войск князя Игоря.
Ранее в летописях сообщается, что « хан Кончак реку Сулу вычерпал».
Это означает он завоевал земли по реке Суле и ныне кочует там со своими стадами и  войском.

СКОЛЬКО ВОЙСК ПРОТИВОСТОЯЛО НОВГОРОД-СЕВЕРСКИМ КНЯЗЬЯМ

И вот «Диво -Поражение» обращается к «Посулию», предводителю приднепровских половцев,–  к хану Кончаку.

Второе обращение к предводителю приволжских половцев хану Гзаку,  «к Волге» – Приволжью.
 
Третье обращение к Приморью. А в устье Дона и по берегам Чёрного моря издревле жили сарматы. Они находились в это время под властью половцев и обязаны были выставить полки для битвы, против идущего к устью Дона князя Игоря.

Четвёртое обращение к Сурожу, который тоже в то время был завоёван половцами. Войска покорённого половцами Сурожа обязаны были по требованию половцев принимать участие в битвах.
До сих пор сохранились остатки крепости древнего Сурожа в Крыму.
На высокой скале около города Судака возвышаются мощные стены крепости.
Город Сурож – ныне в Крыму это город Судак, в то время являлся важным торговым центром.

Пятое обращение к Корсуни.
Корсунь –это древняя греческая колония в Крыму, располагалась недалеко от нынешнего города Севастополя. Корсунь также была покорена половцами и её войска тоже должны были выступать в битве на их стороне.
Корсунь как известно была взята в 988 году князем Владимиром . И первое крещение он сам и дружина приняли в этом городе.

Шестое обращение « …и тебе Тьмутараканский болван». Академик Д.С. Лихачев по этому поводу поясняет: « Тьмуторокань находилась в районе нынешней Тамани, на северном берегу чёрного моря. … «Болван» – по–видимому, идол, столп, статуя. Около Тамани вплоть до XVIII столетия стояли две огромные статуи божеств Санерга и Астарты, воздвигнутые в III веке до нашей эры. Возможно речь идёт об одной из статуй.»

Известно, что во второй половине XI века Тьмутараканское княжество было захвачено половцами и должно было выставлять своих воинов вместе с половцами по их требованию.
Диво скликает шесть земель, войска которых и нанесут поражение полкам князя Игоря.
Воины любого великого княжества не смогли бы противостоять такой мощной коалиции, войскам шести земель.

Диво - (Поражение) -  скликало -собирало шесть полков от шести земель:

1)войско приднепровских половцев (хан Кончак)- орда стоящая на реке Суле.
2)войско приволжских половцев (хан Гзак)- орда, кочующая в Поволжье.
3)войско живущих около моря, в устье Дона сармат и сармат Приморья.
4)войско генуэзского Сурожа, покорённого половцами, ныне Судака.
5)войско греческой Корсуни, покорённой половцами, находящегося около нынешнего Севастополя.
6) к войску от Тьмутаракани, покорённой половцами звучит призыв... «и тебе тьмутараканский болван» -столб-истукан.

 Против шести земель одно Новгород-Северское княжество не смогло выстоять.
И тому подтверждением слова руководителя похода князя Игоря, после того как только поздно ночью вернулся рыльский князь Святослав и допросив пленных князь Игорь предлагал вернуться назад, уходить от собранных от всех земель войск.

Силы были явно не равны.

Но по просьбе племянника Святослава (князя Рыльского) и поддержавшего его курского князя Всеволода, полки остались на ночлег.
Тягостно было на душе у князя Игоря на ночном совещании. Как опытный воевода он понимал, что такую собранную со всей Степи армаду не победить. По словам лазутчиков объединились приднепровские и поволжские половцы. Жившие в низовьях дона сарматы вынуждены тоже были поставить свой воинский контингент из конных и пеших. Конными у них были ратницы, а пешими ратники.

 И слова князя Игоря на военном совете приводит Лаврентьевская летопись:
"Всё обдумав придётся нам и смерть принять!".

 Князь, как опытный воевода,понимал, что против шести земель не устоять в предстоящем бою.

 Возвращаясь по вопросу об авторстве поэмы можно утверждать, что автор «Задонщины» в 1380 году никак не мог «поминать» себя сам, а поминать мог только автора описания похода 1185 года Софония Резанца, уже почившего.

Автор "Задонщины", созданной почти два века спустя, частично использовал некоторые образы и фрагменты текста более древнего "Слово о полку Игореве" Софония Резанца.

Но автор "Слова о Дмитрии Ивановиче..."  упоминает  «поминает», т.е. вспоминает автора  «Слова о полку Игореве» Софония Резанца, чьим трудом он воспользовался при создании своего произведения.

Автором "Слова о полку Игореве", вероятней всего,  являлся курский дружинник  Софоний Резанец, которого упоминает безвестный автор "Задонщины".

И понятен мотив "Слова о полку Игореве", почему он среди всех отчаянно сражавшихся в окружении, выделяет только курских ратников.
Основываясь на летописных источниках, считаем, что  удалось отыскать и автора древней поэмы «Слова о полку Игореве» из Курского княжества и определить его имя - Софоний Резанец.

А само произведение вошло в золотой фонд мировой литературы и как звон древнего колокола гудит и звенит сквозь толщу столетий, призывая к единству и защите рубежей Отчизны.

Литература:

1) «Изборник» под ред. Д.С. Лихачева М.1969 г.С.225
2) «Сказания о начале славянской письменности» Наука  М 1981 г
3) «Храбрые русичи» Московский рабочий 1986 год
4) В.Н. Татищев «Избранные произведения» 1978