Управление водными путями Амурского бассейна

Паршин Владимир Гаврилович
Управление водными путями Амурского бассейна

                Историческая справка:
      С 1 января 1898 г. «Временное управление работ по улучшению судоходных условий рек Шилки, Амура и Уссури» преобразовано в постоянное учреждение (округ) для заведывания реками Амурского бассейна в техническом отношении и судоходного на них надзора под именем «Управления водными путями Амурского бассейна».
Узаконение об образовании Управления было издано позднее, в 1900 г.
      Ведению этого Управления были подчинены реки:
Шилка, от Митрофаново до устья,
Аргунь — от Абалайтуя до устья,
Амур — от Покровки до Николаевска и
Уссури — от Имана до устья.
      В 1915 г. в заведывание Управления водными путями Амурского бассейна были приняты грунтовые дороги:
Благовещенск — Алексеевск,
Благовещенск — Екатеринославка,
Джалинда (Рейново) — Васильевский прииск,
Черняево — Тыгда,
Амурская колесная дорога от Благовещенска до Хабаровска
и железнодорожные времянки:
Игнашино - Ерофей Павлович,
Нововоскресенск — Ульмин вдоль Амурской ж.д.
      Местом пребывания Управления назначался Благовещенск.
      Управлению присваивались права и обязанности начальников округов путей сообщения. Управление существовало до Октябрьской революции 1917 г. без особых изменений, после чего все водные и железнодорожные сообщения перешли в ведение Народного комиссариата путей сообщения.
      В мае 1918 г. Амурский водный бассейн перешел в ведение «Главвода».
      В июле 1918 г. власть в Сибири была захвачена «Временным сибирским правительством», которым вновь было восстановлено с сентября 1918 г. Управление водными путями Амурского бассейна. Амурский флот был денационализирован.
      После окончательного установления советской власти в декабре 1922 г. вошло в состав Амурского государственного водного транспорта…
                ХХХ
                Архивные фонды
В Российском государственном историческом архиве ( г.Москва), хранятся фонды документов этого Управления.
По сведениям РГИА
Номер фонда  Российского  государственного исторического архива:
153
Фонд поступил в архив не позднее конца 1920-х гг.
Первоначально разобран в конце 1920-х - начале 1930-х гг.
Опись составлена в 1940 г., усовершенствована (составлено предисловие, уточнены отдельные заголовки).
Фонд пострадал от пожара в 1941 г., утрачены 41 единиц хранения
В 1952 г. 3 ед.хр. поступили в фонд из ЦГАВМФ СССР.
Аннотация фондов:
Приказы, циркуляры, распоряжения, отчеты, журналы общего присутствия Управления за 1898–1918 гг.;
Распоряжения Временного Сибирского правительства 1918 г., комиссии по приемке дел и имущества б. Амурского общества пароходства и торговли (1920 г.),
Журналы комиссии по ликвидации дел и имущества б. Амурского национального водного транспорта (1919 г.),
Сметы и описания работ по исследованию рек Сунгари, Уссури, Аргуни, нижнего течения Амура;
Путеводитель по рекам Амурского бассейна;
Ведомости и др. сведения о состоянии вод за 1897–1915 гг., о движении пароходов, перевозке пассажиров и грузов;
Акты освидетельствования судов, навигационные журналы землечерпательниц и карчеподъемниц;
Переписка о ходе работ с начальниками участков, производителями работ и начальниками изыскательных партий;
Отчет Амурской агрономической организации за 1915 г., дела о разведении масличных бобов м.др. сельскохозяйственных культур — материалы Центрального управления по улучшению условий рек Шилки, Амура, Уссури;
Дела о личном составе — материалы Канцелярии, Счетного, Судоходного и дорожного отделов, Судоходной инспекции, Технической и Механической частей, Ремонтных мастерских Управления водяных путей Амурского бассейна. За 1896–1922 гг. (оп. 1).
Переписка о срочном пароходстве по рекам Амурского бассейна и о личном составе. За 1864–1920 гг. (оп. 2).
Количество единиц хранения:1441; Начальный год документов: 1864
(Сведения – РГИА)
                ХХХ